Виды нарушений осанки у детей и эффективные ... - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды нарушений осанки у детей и эффективные …

Как выпрямить осанку — полезные советы

Правильная осанка у ребенка – это естественная и привычная поза человека, без какого либо мышечного напряжения. Правильным питанием дефекты осанки исправить невозможно.

Существенное нарушение у ребенка осанки видно даже неквалифицированному специалисту, а не только ортопеду-травматологу и родителям. Если у ребенка наблюдается сгорбленная спина, выпячивание живота, асимметричность плечевого пояса – значит у него классическое проявление патологии.

Виды нарушения осанки у детей:

  • сутуловатость – наличие грудного изгиба в верхних отделах, сглаженный поясничный изгиб;
  • вогнутая спина (кифолордотическая) — усиление всех изгибов позвоночника и увеличение угла таза до 60° и более, возможно наличие крыловидных лопаток» и опущение внутренних органов;
  • плоская спина – слабо выражен грудной кифоз с уплощением поясничного лордоза;
  • плосковогнутая спина (выраженная отставленность ягодиц) – явное уменьшение грудного кифоза с увеличением поясничного лордоза;
  • круглая спина – сильно выражен изгиб грудного отдела позвоночника.

Главной причиной искривления осанки у детей является неравномерность развития мышц и их слабость.

Для укрепления мышечного корсета ребёнка и исправления осанки врачи рекомендуют:

  • спать детям, исключительно на ровных и жестких поверхностях желательно на ортопедических матрацах и подушках;
  • правильно подбирать школьный рюкзак, отдавать предпочтение моделям с жесткой спинкой (ортопедической) и широкими лямками;
  • соблюдение правильного дневного режима; хорошее освещение;
  • родителям необходимо постоянно следить за осанкой ребенка во время подготовки уроков, правильно подбирать кресло;
  • занятия спортом, плаванием, танцами, йогой, верховой ездой и др.;
  • при наличии дефектов осанки необходимо выполнять специальные физические упражнения регулярно.

Во многих случаях дети не хотят выполнять обязательные физические упражнения и предпочитают заниматься исправлением осанки в домашних условиях. Советуем попробовать родителям еще одно действенное средство – приобретение спортивного оборудования. Это увлечет ребенка, и он будет заниматься на нем с удовольствием. Тем самым станет контролировать свою осанку.

Согласно российской статистике около 90% детей школьного возраста страдают нарушением опорно-двигательного аппарата, нуждающегося в коррекции. Большая часть этой группы – дети с нарушением осанки.

Не стоит удивляться, но основным фактором нарушения осанки у детей есть недостаток движений. Для правильного развития мышц необходима постоянная нагрузка на них. Работают мышцы – значит, правильно формируется изгибы позвоночника. Для ребенка хуже намного, если он сидит и не двигается, в это время «обвисают» его мышцы и нагрузка переходит на межпозвоночные диски и связки. Происходит неправильное формирование осанки.

Небольшая физическая нагрузка на домашних тренажерах, плавание, больше подвижных игр, физкультура — вот необходимое условие в формировании опорно-двигательного аппарата.

Хорошим вариантом укрепления мышц рук, груди, бедер, спина, пресса может стать выполнение упражнений на шведской стенке. Этот тренажер помогает поддерживать и улучшать осанку и пропорции тела. С раннего детства надо приучать детей к занятиям на стенке, которая помогает совершенствовать не только фигуру, но и интеллект ребенка.

Спортивные комплексы, турники, канаты, гимнастические кольца, брусья – вот необходимые атрибуты каждого школьника. Перечисленные товары Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине, сделав подарок своим детям для получения удовольствия и пользы от занятий на спортивных тренажерах.

Нарушения осанки у ребенка: симптомы, виды, методы коррекции и лечения

Важным показателем здоровья человека выступает правильная осанка. Она зависит от мышечно-связочного аппарата, состояния позвоночника, наследственности, общего самочувствия, окружающей среды.

Развитие позвоночника начинается с раннего возраста и формируется окончательно к 8 годам жизни, подробнее тут.

Профилактика нарушений осанки, помогает корректно сформировать позвоночник и не допустить таких заболеваний, как сколиоз, сутулость и пр. Если искривление позвоночника было выявлено, рекомендуется обратиться к врачу и не затягивать с принятием такого решения.

Симптомы

Человек с неправильной осанкой сутулится, ходит на согнутых ногах, опускает голову и плечи вниз, выпячивает живот вперед. Искривление осанки ребенка может привести к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, хронической сутулости и сколиозу.

Положение спины ребенка должно тщательно контролироваться и систематически проводиться профилактика. Это выполняется с помощью лечебного массажа, спортивной гимнастики и т. д. В основном нарушения осанки приобретаются и связаны с неправильным распорядком дня и отсутствием регулярных физических нагрузок. Часто болеющие дети, которые физически слабо развиты, склонны к сколиозу. Искривление положения спины у детей может привести к быстрой усталости, болям в спине и другим неблагоприятным симптомам.

Неправильная осанка создает нежелательные условия для функционирования органов брюшной полости и грудной клетки.

Виды нарушений осанки

1) Сутулость. Наиболее распространенный тип нарушения, которое возникает из-за неправильного положения за столом. Наклон спины смещает внутренние органы, деформирует грудную клетку и приводит к нарушению проходимости диафрагмы и легких. В результате ребенок часто страдает от простуды, быстро устает, испытывает головные боли и замедляется в развитии.

2) Круглая вогнутая спина. Нарушение происходит в результате увеличения физиологических изгибов позвоночника.

3) Круглая спина. Такое нарушение часто сочетается с крыловидными лопатками. В центре тяжести происходит смещение, ребенок ходит и стоит на слегка согнутых ногах, живот выпячивается, голова наклонена вперед, грудь опущена.

4) Плоская спина. Положение спины характеризуется сглаживанием физиологических изгибов позвоночника. Грудь при таком нарушении смещается вперед.

5) Плосковогнутая спина. Положение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза с увеличенным или нормальным поясничным лордозом.

Часто встречаются смешанные типы нарушений, сочетающие в себе несколько вариантов.

Сколиоз проявляется в боковом отклонении от вертикальной оси позвоночника. Чтобы предотвратить это отклонение, поможет профилактика или коррекция осанки у детей.

Если ребенок жалуется на боли в спине, ступнях, груди, сутулится сидя за столом, обязательно стоит обратиться к специалисту. Лечение осанки должно быть начато немедленно, без задержки, чтобы избежать более серьезных последствий.

Профилактика и лечение

Профилактика помогает избежать проблем, связанных с патологией позвоночника или грудной клетки. Коррекция и лечение осанки у детей должны начинаться как можно раньше и быть длительными и всесторонними. Метамерные технологии используются для исправления таких нарушений, узнать детально на сайте doctorbersenev.ua.

Очень эффективен метамерный точечный массаж. При необходимости к лечению подключается метамерная рефлексология, что позволяет нормализовать рефлекторные, трофические и сенсорные расстройства. Кроме того, важно обеспечить ребенку адекватное питание, правильно организовать двигательный режим, а также сделать все возможное для развития полноценного мышечного корсета. Коррекция осанки у детей дошкольного возраста позволяет ребенку правильно развиваться в дальнейшей жизни.

Легкие расстройства, которые были выявлены на ранней стадии, можно легко исправить, и чем раньше будет начато комплексное лечение, тем больше шансов на положительный результат и быстрое выздоровление.

Нарушение осанки у детей

Содержание статьи

  • Общее описание патологии
  • Причины нарушения осанки
  • Виды нарушения
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Методы лечения
  • Меры профилактики
Читать еще:  Эриус для детей: инструкция по применению

Нарушение осанки у детей – это патологическое состояние позвоночника, при котором меняется его нормальное физиологическое положение. Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы заболевания приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременной комплексной терапии для восстановления правильной позиции костных структур.

Общее описание патологии

Согласно статистике, такая болезнь встречается крайне часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у малышей до трех лет патологию диагностируют всего в 2%, то в дошкольном и школьном возрасте от нее уже страдает более 33% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.

Патология требует своевременной коррекции Источник:
Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016 . От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают патологии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.

Причины нарушения осанки у детей

Как мы уже упоминали, деформации бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе. Предпосылки нарушения влияют на симптоматику и особенности течения патологии.

К врожденным причинам относятся такие факторы:

  • неправильное положение плода в утробе;
  • внутриутробные патологии формирования позвоночника (например, формирование дополнительных позвонков, их клиновидная деформация и др.);
  • дисплазия соединительных тканей;
  • миотонический синдром;
  • травмы во время родов (кривошея, подвывих первого шейного позвонка, вывих тазобедренного сустава и др.).

Некоторые врожденные отклонения могут корректироваться самостоятельно в процессе роста организма. Но лишь при условии, что ребенок абсолютно здоров. В ином случае патологии прогрессируют, вызывают искривление осанки и тяжелые формы деформаций.

К причинам приобретенного искривления относятся:

  • Недостаточная физическая активность. Если родители делают упор только на интеллектуальные способности малыша, он много времени проводит сидя и мало двигается. Соответственно, мышечный каркас, который удерживает позвоночник в правильном положении, не развивается.
  • Нефизиологичная поза. Если ребенок сутулится, всегда носит рюкзак в одной руке или сидит за неподходящей по высоте партой, со временем разовьется асимметрия опорно-двигательного аппарата. К этой же группе предпосылок относятся и слишком раннее высаживание малыша либо постановка его на ножки, расположение грудничка на одной руке.
  • Травмы, болезни. Перенесенные болезни могут стать причиной осложнений, которые влияют на суставы, вызывают искривление позвоночника. В группе риска – дети, которые переболели полиомиелитом, туберкулезом, остеомиелитом, малыши с диагностированной близорукостью, косоглазием, астигматизмом, переломами. Предпосылкой также может стать ожирение, дефицит полезных веществ в организме.

Виды нарушения осанки у детей

Врачи прибегают к следующей классификации искажений:

  • Нарушения в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. К ним относятся сглаживание или увеличение позвоночных изгибов, увеличенные или уменьшенные поясничные лордозы, грудные кифозы (круглая или плоская спина, сутулость).
  • Нарушения во фронтальной плоскости – асимметричное расположение половин туловища.

Специалисты также выделяют три степени тяжести искривления:

  • Первая степень – осанка незначительно изменена, патологию легко устранить, просто сконцентрировав внимание ребенка на правильном положении тела.
  • Вторая степень – более выраженные деформации, которые лечат с помощью разгрузки позвоночника.
  • Третья степень – тяжелые искажения, которые требуют комплексного длительного лечения.

У дошкольников чаще всего диагностируют патологию 1-2 степени, у школьников и подростков – более сложные типы 2-3 степени Источник:
Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013 .

Симптомы

Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка. Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства.

Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.

Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.

Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:

  • При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
  • При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
  • При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
  • При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
  • При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
  • Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.

Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.

Диагностика

При обнаружении симптомов и наличии подозрений на развитие нарушений, нельзя затягивать с консультацией у детского травматолога-ортопеда или вертебролога. Специалист проводит визуальный осмотр: изучает костные структуры в стоячем положении. При этом важно оценить положение во всех проекциях: сзади, сбоку, спереди. Врач ищет отклонения от нормального расположения скелета, изучает наличие асимметрии. Для максимальной точности специалист измеряет разные оценочные показатели: расстояние между лопатками, длину ног, отрезок между нижними углами лопаток и седьмым шейным позвонком и др.

Один из наиболее эффективных методов диагностики нарушений – это тест Адамса. Чтобы его провести, нужно просто наклонить пациента туловищем вперед. Благодаря этому врач определит степень скручивания и состояние позвоночных изгибов, которые помогают выявить сколиоз.

Чтобы максимально точно установить диагноз и разработать эффективную лечебную схему, врач назначает дополнительные инструментальные исследования: рентген, компьютерную или магнитно-резонансную томографию Источник:
Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269 .

Лечение

Клинические рекомендации при выявлении нарушений носят комплексный характер. Главная цель терапии – сформировать крепкий мышечный корсет и разработать правильный стереотип положения корпуса. Для этого назначают:

  • Лечебную физкультуру, гимнастику. Адекватные физические нагрузки в соответствии с возрастом – важная часть терапии. Упражнения помогают укрепить мышцы, сформировать крепкий каркас, который будет фиксировать позвоночный столб в корректном положении Источник:
    ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016 .
  • Массаж. Пациенту подбирают необходимый вид массажа: общий, ортопедический, спины, грудной клетки, поясницы и др.
  • Физиотерапию. Хороший эффект демонстрирует электрофорез, электростимуляция спинных мышц, талассотерапия, пелоидотерапия и другие процедуры, которые проводят курсами по назначению врача.
  • Мануальную терапию. Сеансы помогают скорректировать положение позвоночника через высвобождение зажатых нервных волокон, нормализацию нервных импульсов, снятие блоков.
  • Гидротерапию. Предусматривает использование водных процедур, которые стимулируют кровообращение, снимают спазм, корректируют искривление.
  • Лечебное плавание. Позволяет естественным путем разгрузить позвоночник, наладить симметричную работу мышц и укрепить их, улучшить координацию движений Источник:
    Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181 .
Читать еще:  Анализ кала на дисбактериоз у детей

Меры профилактики нарушений осанки у детей

Терапия искажений осанки требует много времени и усилий. Гораздо проще предотвратить болезнь. Ведь чтобы сохранить костные структуры здоровыми, достаточно приучать ребенка к:

  • подвижному образу жизни;
  • занятиям спортом с равномерными нагрузками на весь организм;
  • правильному питанию, которое позволит контролировать вес и не допускать ожирения.

При этом важно регламентировать время, которое ребенок проводит у компьютера или телевизора, делать перерывы во время занятий. Необходимо также следить за тем, чтобы обувь соответствовала размеру и отвечала ортопедическим нормам, а стул и стол, за которыми занимается ребенок, подбирать согласно росту и анатомическим особенностям Источник:
Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19 .

Источники:

  1. Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19
  2. Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013
  3. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016
  4. Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181
  5. Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269
  6. ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016

Виды нарушения осанки у взрослых и детей

Нарушения осанки могут формироваться во фронтальной плоскости (искривления вбок), в сагиттальной плоскости (спереди назад), а также во фронтальной и сагиттальной плоскостях комбинировано.

Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно из-за определенного состояния связок, фасций и мышц.

Основные типы нарушения осанки:

  1. Осанка сколиотическая
    Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотической, или асимметричной, осанкой. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении углов лопаток как — по высоте, так и по отношению к позвоночнику, асимметрией треугольников талии. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево.

    В положении лежа сколиотическое нарушение осанки исчезает. Эта неправильная осанка отличается от сколиоза тем, что в данном состоянии у человека ещё отсутствует ротация позвонков на вершине дуги искривления.
  2. Сагиттальные нарушения осанки
    Эти нарушения осанки разделяются на несколько видов и бывают связаны с уменьшением или увеличением физиологических изгибов позвоночного столба.

  • Сутулость — нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены.

    Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
  • Круглая спина (тотальный кифоз) — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах.

    Угол наклона таза уменьшен — и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища.
  • Кругловогнутая спина – нарушение осанки, заключающееся в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута.

    У человека плечи торчат вперед и вверх, лопатки отстают от грудной клетки и явно выражена сутулость, поясничный отдел сзади как бы вдавлен по направлению к животу, живот выступает.
  • Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника.

    Угол наклона таза уменьшен, грудная клетка направлена вперед, живот в нижней части выпячен. Почти полное отсутствие талии.
  • Плосковогнутая спина – нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы.
    Угол наклона таза увеличен, он смещается кзади.

    Мышцы ягодиц выглядят дряблыми и «обвисают», то же самое можно сказать и о мышцах брюшного пресса

23 августа 2014 —>

Последние новости

Совсем недавно стартовала уникальная программа Союзного государства помощи детям с патологиями и деформацией позвоночника, разработанная ведущими специалистами в области вертебрологии из России и Беларуси.

Сегодня эти планы воплотились на практике, подарив первым маленьким пациентам здоровое будущее, без болей и ограничений.

В выпуске новостей телеканала Диёр 24 вышел репортаж из Наманганской области республики Узбекистан о визите в областную больницу врачей-травматологов из НИИ Травматологии и ортопедии, г. Ташкент, и профессора С.В. Виссарионова из НИИ детской ортопедии, г. Санкт-Петербург.

Читать еще:  Применение аминокапроновой кислоты при лечении детей

28 февраля 2018 Подробнее

г. Пушкин (пригород г. Санкт- Петербурга), Парковая улица 64-68, ФГУ «НИДОИ им. Г.И.Турнера»

Виды нарушений осанки у детей и эффективные …

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Осанка — это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них — шейный и поясничный отделы — обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других — грудной и крестцовый отделы — обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым — период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди — патологический лордоз, кзади — патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача — ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть — выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха — живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха — живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Мирская Н.Б. — Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector