Успокаивающие ванны для детей - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успокаивающие ванны для детей

Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Следует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д. [1]. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоциональноповеденческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

Беспокойный ребенок

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания? Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости? Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения? Повышенная возбудимость, эмоциональна

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Читать еще:  Пимафуцин® детям: инструкция по применению крема и ...

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

Как купать новорожденного ребенка

Количество просмотров: 44 029

Дата последнего обновления: 19.12.2021 г.

Среднее время прочтения: 7 минут

Содержание:

Купание – это целый ритуал для малыша и его родителей. Если мама с папой неопытны, то возникает много опасений и вопросов, как купать грудничка, начиная с того, какую ванночку выбрать и нужно ли кипятить воду. Не стоит переживать: соблюдение простых рекомендаций сделает водные процедуры настоящим удовольствием.

Малыша необходимо подмывать после пробуждения, при каждой смене подгузников и после туалета 2 . Важно регулярно и своевременно очищать кожу, поскольку водные процедуры 2 :

  • предотвращают раздражающее действие кала и мочи на нежную детскую кожу;
  • предупреждают химическое воздействие агрессивных факторов (например, средств для стирки, остающихся в следовых количествах на детском белье);
  • способствуют уменьшению сухости кожи.

Как часто и сколько нужно купать новорожденного?

Грудной ребенок не нуждается в ежевечерних купаниях, ведь он еще не пачкается так сильно, как старшие дети. Но водные процедуры улучшают кровоток в органах и тканях 6 , кроме того, это приятный ритуал, который дает дополнительную возможность родителям провести время с малышом, укрепить связь и подготовить его к ночному сну 3 .

Не стоит бояться купать младенца, даже если пуповина еще не отпала 3 . Регулярное купание не вредит его коже 3 , к тому же, малыш лучше чувствуют себя после водных процедур 2 .

Согласно рекомендациям Европейского круглого стола 3 (2016) необходимо придерживаться следующих правил:

  • Купать малыша нужно регулярно, как минимум 2-3 раза в неделю.
  • Чтобы очистить детскую кожу, достаточно 5-10 минут.
  • Ванночку нужно поставить в безопасное место.
  • Водные процедуры обязательно проводятся в присутствие взрослых. Не оставляйте грудничка одного или вместе с другими детьми.
  • Купайте ребенка в помещении с температурой воздуха 21-24 0 С, оптимальная температура воды для купания новорожденного – 37-37,5 0 С.
  • В ванну нужно набрать столько воды, чтобы ее уровень был по бедро младенца, это примерно 5 см.
  • Разрешено использовать губку, чтобы поливать водой живот и не дать малышу замерзнуть.
  • Если во время водных процедур используются средства, содержащие масла, постелите в ванной коврик и регулярно его дезинфицируйте.

Помните, что кожный покров новорожденных требует бережного отношения. Все складки и сгибы нужно промывать тщательно, но нельзя их тереть мочалкой 1 . Промежность ребенка требует особого внимания. Промывайте ее спереди назад, чтобы избежать попадания инфекции 9 .

Закончить купание можно, ополоснув ребенка водой из кувшина. Ее температура должна быть на градус ниже, чем была в ванне 9 .

Если полностью выкупать новорожденного нет возможности, можно устроить ему «губочную» ванну — аккуратно обтереть кожу мягкой губкой, смоченной теплой водой 6 .

Уход за волосами малыша

Голову ребенка желательно обмывать каждый день, потому что кожа головы сильно потеет. Волосы моют универсальным средством для купания или специальным детским шампунем. Наносить средство нужно аккуратно, массируя кожу головы, а пенку смывать в направлении от лба к затылку 9 .

За несколько часов до того, как купать новорожденного ребенка, осмотрите кожу его головы. Если заметите себорейные корочки, используйте детское масло, чтобы их размягчить. После купания волосы следует аккуратно расчесать. Постепенно себорейные корочки исчезнут 5 .

Ванна для купания малыша

Для ребенка нужно подготовить отдельную ванночку 5 . Всегда держите ее в чистоте. Также позаботьтесь, чтобы игрушки, с которыми малыш любить купаться, были чистыми 3 .

Ванну следует заполнить наполовину или треть объема обычной водопроводной водой 5 . Кипятить воду не надо. Сначала наливают холодную воду, а затем разбавляют ее горячей до необходимой температуры, которую измеряют термометром 5 . Перед тем как купать младенца, его нужно подмыть 5 .

Погружать кроху в ванну нужно постепенно, держа его под спинкой так, чтобы голова и затылок опирались на вашу руку, а ножки были свободные 5 . Верхняя часть груди должна оставаться над водой 5 .

Как правильно выбрать средство для купания?

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые содержатся в средствах для купания, могут вызывать раздражение кожи и нарушать ее защитный слой 4 . Поэтому нужно выбирать очищающие кожу средства соответственно возрасту малыша. Кроме того, использовать их нужно в небольшом количестве и тщательно смывать 4 .

Несмотря на то, что раньше при купании детей активно применялись отвары и настои трав, нужно с осторожностью относиться к растительным компонентам. Возможны аллергические реакции или проявления индивидуальной непереносимости 8 .

Дополнительные критерии выбора средств для очищения кожи ребенка:

  • Моющие средства предпочтительнее мыла. Они имеют нейтральный или слабокислый рН, близкий к pH кожи грудного ребенка 8,9 , и состоят из более мягких компонентов. Поэтому они не удаляют увлажняющие факторы с кожи и не влияют на ее защитные функции 4 .
  • Детская косметическая продукция для купания не должна содержать антимикробные компоненты, потому что они снижают иммунные функции кожи 4 и могут способствовать развитию грибковой инфекции 7 .
  • Безопасность продукции должна быть доказана клиническими исследованиями 3 .
  • Новый продукт сначала тестируют на своей коже родители. Если у них не наблюдается аллергической реакции, то можно попробовать нанести тонкий слой на небольшой участок кожи ребенка. Средство можно использовать, если каких-либо покраснений или раздражений не возникло 8 .
  • Ингредиенты в составе детской косметики должны быть разрешены к применению в грудном и раннем детском возрасте и сертифицированы 8 .
  • Для ухода за кожей ребенка лучше использовать косметические средства из одной серии 5 .

С первых дней жизни малыша можно использовать JOHNSON’S® Детский шампунь и пенку для мытья и купания «Нежность хлопка». Продукт не содержит парабенов, фталатов, сульфатов и красителей, имеет оптимальный уровень рН и не нарушает формирование естественного микробиома детской кожи 10 . Он прекрасно очищает кожу и волосы, при этом полностью смывается водой, не оставляя следов.

Уход за кожей после купания

После водной процедуры накройте младенца полотенцем и вытрите его 3,9 . Нельзя тереть кожу полотенцем, можно только промакивать, поэтому используйте полотенце, которое хорошо впитывает влагу: подойдет махровое из пористой ткани, лучше, если оно будет с капюшоном 5 .

По рекомендациям европейских педиатров сразу после купания ребенка нужно не одеть, а укутать 3 . Укутывание предотвращает резкое снижение температуры тела в первые 10 минут после купания, при этом малыш все еще может ощутить телесный контакт с мамой 3 .

Уход за кожей новорожденного предполагает не только полноценное купание, но и ежедневный гигиенический уход. Для улучшения защитных свойств кожного барьера после купания рекомендуется использовать смягчающую косметику, которая разработана специально для новорожденных 3 . Средства по уходу — масло, лосьон, молочко, крем 3,8 — нужно наносить тонким слоем на детскую кожу не реже 2-3 раз в неделю. Есть масла, которые можно использовать как во время купания, так и после 3 . Особого ухода требует область контакта с подгузником. Для предупреждения пеленочного дерматита она должна оставаться сухой и чистой 3 .

В линейке JOHNSON’S® для новорожденных «Нежность хлопка» есть средства по уходу после купания— JOHNSON’S® Детское масло «Нежность хлопка» и JOHNSON’S ® , Детское молочко для лица и тела «Нежность хлопка». Они не содержат парабенов, фталатов, сульфатов и красителей, а их «аромат счастья» 11 дарит приятные эмоции и ребенку, и маме во время купания и увлажнения кожи 12 .

Ребенок «дышит кожей», а чистая кожа «дышит» свободно 6,9 , поэтому правильно подобранные средства для купания и ухода за кожей помогают поддерживать нежную кожу новорожденного здоровой.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Литература:

  1. Е. С. Кешишян, Е. С. Сахарова, Н. В. Афанасьева. Консультирование по уходу за кожей детей первых лет жизни. Медицинский совет, №17, 2018, с. 48-50.
  2. С. В. Зайцева, А. К. Застрожина, О. А. Муртузаева. Особенности кожного барьера у ребенка раннего возраста. Профилактика дерматита. Медицинский совет, 2015, №6, с. 18-23.
  3. Блуме-Пейтави У., Лавендер Т, Дженерович Д. и другие. Рекомендации европейского круглого стола по уходу за кожей здоровых младенцев. Pediatric Dermatology. 2016: 33 (3): 311–21.
  4. И. Н. Захарова, А. Н. Касьянова, Е. Б. Мачнева. Уход за кожей детей раннего возраста. Новые инновационные подходы. Медицинский совет, 2018, №2, с. 42-51.
  5. О. В. Гончарова. Образовательные программы по уходу за ребенком в кабинетах здорового ребенка детских лечебно-профилактических учреждений. Медицинский совет, 2013, №1, с. 73-80.
  6. О. А. Солнцева. Уход за кожей новорожденного. Медицинский совет, 2014, №1,
    с. 35-40.
  7. И. В. Василевский. Оптимизация ухода за кожей новорожденных и детей грудного возраста. Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2015, №1,
    с. 5-19.
  8. Н. Л. Рыбкина. Современные подходы к уходу за кожей новорожденного: тактика педиатра. Вестник современной клинической медицины. 2014, том 7, выпуск 6,
    с. 84-90.
  9. JOHNSON’S ® Забота с первых дней. Информационно образовательное пособие по уходу за ребенком с первых дней жизни. Разработано совместно с ведущими экспертами России.
  10. Изучение клинических эффектов «Нежность хлопка» Johnson’s для детей на микробиом здоровой кожи новорожденного. Кимберли Капоне, доктор философии, Диана Фрисия, Лорена Телофски, Янета Николовски, доктор философии, Пьерлуиджи Кумо.
  11. Художественный образ. По мнению родителей миллениалов. Все свойства подтверждены внутренними данными компаниями
  12. Глобальный опрос о линейке «Нежность хлопка»: шампунь и пенка, лосьон, масло, присыпка. Количество опрошенных: 316 мам. срок проведения опроса: 2016-2017.
Читать еще:  Что делать родителям гиперактивного ребенка

В каких травах купать ребенка для хорошего сна

Обновлено 27 августа, 2021

Если ребенок не может заснуть, то самое время использовать травы для купания. Они безопасны и отлично успокаивают деток: даже тех, кто слишком возбудился вечером. Найти нужные травы можно в каждой аптеке, а готовить ванну проще простого: приготовить отвар, теплую водичку, и можно купать малыша.

  • Какие травы полезны, а какие – опасны для детей
  • Правила для купания малышей
  • В каких травах купать ребенка для хорошего сна
    • Лаванда
    • Мята
    • Ромашка
    • Пустырник
    • Валериана
  • Противопоказания к купанию
  • Техника купания в отварах трав
  • В чем купать ребенка для хорошего сна: аптечные средства или домашние отвары трав

Какие травы полезны, а какие – опасны для детей

Бессонница у ребенка имеет много причин, поэтому показаны травы не только седативного (успокаивающего) действия, но и те, которые снижают мышечный тонус. Когда мышечные волокна напряжены, детки не могут расслабиться: гипертонус мышц мешает нормальному засыпанию. Чтобы успокоить малыша, для купания используются:

  • лаванда;
  • ромашка;
  • валериана;
  • мята;
  • пустырник.

Если ребенок страдает гипертонусом, для теплой ванночки лучше всего подойдет хвоя с добавлением ромашки. При необходимости проконсультируйтесь с педиатром и наблюдайте за реакцией крохи на такие купания.

Среди разнообразия трав есть и те, которые ни в коем случае нельзя использовать для детей:

  • чистотел;
  • адонис;
  • полынь;
  • туя;
  • анис;
  • пижма;
  • ракитник.

Если в каких-то растениях есть сомнение, лучше их не использовать. Реакция на травы индивидуальна, особенно – у аллергиков, поэтому врачи советуют применять растительные добавки очень осторожно.

Правила для купания малышей

Купание в травах имеет благоприятный эффект для детей, но может и навредить. Не все родители знают, как подбирать травы и устраивать полезные ванночки для сна, поэтому напомним основные правила:

  • первое купание разрешено только после того, как пупочная ранка станет сухой (заживление продолжается около двух недель);
  • время купания нужно увеличивать постепенно, начиная с пяти минут и доводя до 15;
  • обратите внимание на комфортность температуры воды, иначе ребенок будет перед сном капризничать;
  • не используйте одновременно несколько трав, если ребенок аллергик – на один из компонентов может проявиться кожная реакция;
  • не применяйте травы каждый вечер: несмотря на положительные качества для хорошего сна, растения способны подсушивать кожу, вызывать дерматозы, шелушение, зуд;
  • после того, как вы искупали ребенка, не обмывайте его чистой водой, – сохраните полезный эффект от применения трав;
  • при использовании новых растений не забывайте делать тест на аллергию;
  • несмотря на то, что отвары можно держать в холодильнике несколько дней, старайтесь готовить свежие порции;
  • если ребенок капризничает, присмотритесь – возможно, трава вызывает неприятные ощущения, зуд, или малышу не нравится запах.

Правила купания малыша в травах помогут сделать все верно, и процедура принесет удовольствие. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому ему могут подойти не все травы, которыми пользуются другие родители для своих крох. Будьте внимательны, и вы поймете, что больше всего нравится младенцу, какая трава способствует безмятежному сну.

В каких травах купать ребенка для хорошего сна

Травы для сна имеют различный эффект. В целом их действие седативное, успокаивающее. Они стабилизируют нервную систему ребенка, чтобы подготовить к спокойному сну.

Почему малышам это необходимо – спрашивают многие родители. Дети, конечно, не испытывают стресс в том виде, о котором говорят взрослые. Однако нервная система малыша постоянно знакомится с новыми эмоциями, перерабатывает незнакомую информацию – на это тратятся огромные усилия. Даже приход в дом близких родственников, которые подарили малышу интересные игрушки, выбьет ребенка из колеи, и он не сразу уснет.

А теперь рассмотрим травы, которые рекомендуются педиатрами для купания малышей, чтобы они спали глубоко и безмятежно.

Лаванда

Растение с нежными фиолетовыми лепестками долгое время применяется в медицине – его использововал еще Диоген. Лаванда способствует засыпанию, поэтому ее рекомендовано использовать в ванночках для купания малышей. Аромат травы снижает уровень тревожности, успокаивает нервную систему, улучшает качество и продолжительность сна. Считается, что на рецепторы нейромедиаторов в нервной системе положительно влияет линалоол – компонент ароматического масла.

Мята известна очень давно, ее компоненты применяются в терапии многих заболеваний. Для детей мята не противопоказана, но если ребенок аллергик – применяют с осторожностью: ароматические масла в теплой ванне быстро выделяются в воздух и могут привести к затруднению дыхания. К счастью, такие случаи аллергии встречаются довольно редко.

Мята обладает седативным эффектом – старшим детям помогает при жалобах на усталость и головные боли, а малышей расслабляет и успокаивает. Под воздействием мяты расширяются сосуды, немного понижается давление, и ребенок лучше и крепче засыпает.

Ромашка

Ромашка – отличное успокоительное средство для сна для детей с младенческого возраста. Ромашка – одна из самых гипоаллергенных трав, поэтому смело выбирайте цветки ромашки как первую траву для купания малыша. Корзиночки, содержащие хамазулен, эфирные масла, кумарин и флаваноиды, обладают бактерицидным и противовоспалительным действием, успокаивают и расслабляют нервную систему.

Хамазулен способен уничтожать патогенные микроорганизмы, а также оказывает выраженное антигистаминное действие, поэтому ромашка подходит для купания почти всем детям.

Пустырник

Растение обладает седативными свойствами и угнетает центральную нервную систему. Обладает противосудорожным действием, расслабляет мускулатуру: это очень важно для детей с гипертонусом мышц. Пустырник содержит флавоноиды, сапонины, гликозиды и алкалоиды, расширяет сосуды, снижает давление, и ребенок спит спокойно и глубоко. Кроме того, пустырник оказывает иммуномодулирующее и противовоспалительное действие.

Валериана

Валериана богата сапонинами и алкалоидами, издавна известна седативным эффектом и применяется для расслабления организма. Для малышей валериану используют в виде настоя из травы и корней. Нужно отметить, что действие валерианы – накопительное, поэтому заметить эффект от одного купания невозможно.

Применяйте валериану через день в течение некоторого времени, чтобы получить желаемый результат. Использовать растение можно вместе с мятой и мелиссой, добавляя травы в равной пропорции.

Противопоказания к купанию

Лекарственные растения положительно влияют на организм малыша, но иногда от травяных ванночек лучше отказаться:

  • сделана прививка;
  • повышенная температура;
  • на коже есть ссадины, язвочки, раздражения;
  • при подозрении на непереносимость растения.

Оценивайте все факторы, влияющие на ребенка, применяйте травы осознанно. Если малыш капризничает и не хочет купаться, подумайте, что вызвало такую реакцию. Насильно купать нельзя, ищите правильный подход.

Техника купания в отварах трав

Приготовить ванночку из трав просто, тем не менее, родители беспокоятся, что сделают что-то не так. Ответы на самые частые вопросы даны в таблице:

Как правильно приготовить ванну из трав для ребенка
1. Как приготовить отвар?Отвар травы готовят строго по инструкции, указанной на коробке. Одни травы необходимо заваривать, доводя до кипения, а другие достаточно просто залить водой и дать им настояться – все зависит от конкретного растения и рекомендаций производителя
2. Как разводить отвар в воде?Разводите отвар в воде до того, как будете купать малыша. Отцедите через марлю или ситечко траву, чтобы жидкость стала чистой и прозрачной. Добавьте понемногу в теплую ванночку, хорошо размешайте.
3. Какая должна быть температура воды?Оптимальная температура ванночки: 34-37°С – нежной коже малыша в такой водичке будет комфортно.
4. Как долго купать малыша?Купание в травах проводят по нарастающей: начальные 5 минут постепенно увеличивают до 15. Этого достаточно, чтобы вода не остыла, а травы оказали нужное действие.
5. Нужно ли делать тест на аллергию?Рекомендовано делать тест при первом использовании растения. Нанесите на кожу локтя малыша немного отвара травы, после чего подождите реакцию. Если зуда и крапивницы нет, смело приступайте к купанию.

В чем купать ребенка для хорошего сна: аптечные средства или домашние отвары трав

Лекарственные травы приобрести легко: они продаются в аптеках и у частных заготовителей.

Педиатры советуют родителям приобретать только качественную сертифицированную продукцию: для детей недопустимы эксперименты и продукты сомнительного происхождения. Преимущества растений из аптек очевидны:

  • все травы проходят контроль качества, о чем указано на упаковке;
  • наполнение каждой коробки с фитопрепаратом идентично указанному наименованию, а примеси исключены: если цветки ромашки или кора дуба, то нет других частей растения (корней, листьев), которые добавляют объем, но не приносят результат;
  • растения собраны в экологически чистых регионах, поэтому не содержат вредных компонентов;
  • после сбора травы проходят специальную обработку, обеззараживаются от вредителей, правильно высушиваются;
  • с расфасованной упаковкой легче ориентироваться по весу продукта и рассчитывать количество на несколько порций;
  • фитопрепараты продаются соответственно сроку годности;
  • растения отбираются только качественные – без гнили и фитоболезней.

В аптеке продаются не только сушеные травы, но и приготовленные концентраты некоторых средств или расфасованные в нужном объеме фитопакеты. Поэтому гораздо выгоднее и безопаснее приобретать травы у фармацевтов.

Родительство — самое радостное и сложное приключение в жизни. В Mums мы знаем о вас и готовы вам помочь. Когда вы ищете лучшее для своего ребенка, то не оставляете камня на камне, и мы тоже. Принятие правильных решений о том, что нужно ребенку, что он будет любить и ценить, когда вырастет, и что поможет ему реализовать свой безграничный потенциал — непростая задача. Мы здесь, чтобы дать вам инструменты для ее выполнения. Мы рады поделиться обзорами продуктов, пошаговыми советами по воспитанию детей и фантастическими идеями подарков на все случаи жизни. Мы стремимся дать вам все необходимое, чтобы вы могли сосредоточиться на радостях воспитания ребенка.

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Успокаивающие ванны для детей

    • На заглавную
    Cтатьи. Работа с контентом

    Поиск

    РОЛЬ ФИТОТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

    Л.З. САФИНА

    Казанская государственная медицинская академия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36

    Сафина Луиза Закариевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом поликлинической педиатрии, e-mail: [email protected]

    Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи. В настоящее время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при данных нарушениях у пациентов с 3-летнего возраста. В статье рассмотрены показания к применению детского успокаивающего сиропа «Зайчонок», включающего хорошо изученные фитокомпоненты и витамины.

    Ключевые слова: гиперактивность, стресс, дефицит внимания, фитотерапия.

    L.Z. SAFINA

    Kazan State Medical Academy, 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012

    THE ROLE OF PHYTOTHERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY IN CHILDREN

    Safina L.Z. — Cand. Med. Sc., Assistant Professor of the Department of pediatry with a course of outpatient pediatry, e-mail: [email protected]

    Pediatric neurology and pediatrics especially often have to listen to the complaints that the child restless, irritable, bad falls asleep quickly get tired; behavior causes misunderstanding and concerns of parents. Although not always described symptoms indicate the presence of a child a true pathology or disorders of the nervous system, parents expect from physician specific assistance. There are currently a number of mild sedatives, which if necessary can be used when data breaches in patients with 3-year-olds. In article are considered indications of child a soothing syrup «Hare», including well-characterized Botanicals and vitamins.

    Key words: hyperactivity, stress, attention deficit, phytotherapy.

    В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью.

    Гиперактивность довольно широко распространена среди детей дошкольного возраста. Такие дети имеют повышенную энергетику и выделяются среди остальных детей. В 20-ом веке гиперактивностью сначала считали расстройства некоторых функций мозга. Позже ее стали называть синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это заболевание характерно для детей именно дошкольного возраста.

    На каждом этапе оно имеет разные проявления. И если к лечению его не подойти серьезно, то эти нарушения в поведении и эмоциональные сдвиги могут негативно сказаться на учебе детей и их дальнейшей жизни.

    Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – большая социальная, педагогическая и медицинская проблема. Клиника этого неврологическо-поведенческого расстройства развития начинается в раннем возрасте (до 3 лет) и проявляется такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемая импульсивность и, в целом, недостатком самоконтроля над поведением в ответ на конкретные требования окружающей обстановки. В различных странах мира, от 5% до 40% детей в популяции могут характеризоваться СДВГ различной интенсивности [1,2].

    СДВГ обязательно характеризуется дефицитом внимания, также гипермоторикой, эмоциональной неустойчивостью, неконтролируемым поведением во время стресса. Типично, СДВГ проявляется импульсивностью, трудностью сосредоточения, быстрой истощаемостью внимания, избеганием задач, требующих умственных усилий, неумением организовать работу, забывчивостью. Гиперактивность часто не имеет определенной цели и не зависит от ситуации, проявляясь в непоседливости, частой смене места, бесцельном перемещении [3]. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав: выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий. Дети с СДВГ мало читают, предпочитают смотреть телевизор и играть в агрессивные компьютерные игры. Ослабленный кортикальный контроль у этих детей появляется неопрятностью в одежде и рассеянностью внимания: дети не застёгивают пуговицы, не зашнуровывают шнурки, постоянно пачкают одежду, часто теряют вещи, не могут сконцентрироваться. Импульсивность приводит к излишней активности в отстаивании собственных интересов, что нередко провоцирует конфликты и создает опасные ситуации.

    Следует подчеркнуть, что в дошкольном и младшем школьном возрасте избыточная двигательная активность детей с СДВГ часто бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений и тонкой моторики. Трудности, связанные с удерживанием равновесия и недостаточностью зрительно-пространственной координации, служат причинами моторной неловкости и повышенного риска травматизма [4, 5].

    Поведение многих детей с СДВГ носит отчетливый деструктивный характер. Сверстники избегают детей с СДВГ, которые постоянно инициируют конфликты, нарушают правила детских игр, разрушают созданное другими детьми, портят общественное имущество. Речь детей с СДВГ обеднена, такие дети склонны к раннему использованию ненормативной лексики. Импульсивность и низкий самоконтроль у таких детей затрудняет оценить и логически предположить последствия своих действий.

    В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

    По расчетным данным ВОЗ, около 80% из более, чем 4 млрд. жителей мира в рамках системы первичной медико-санитарной помощи пользуются, главным образом, традиционными лекарственными средствами природного происхождения [6]. Спрос на безрецептурные фитофармацевтические средства растет во всем мире. В Швейцарии, например, объем таких лекарств, отпускаемых из аптек, достигает 36-40% общего товарооборота на фармацевтическом рынке, в Германии – 15%. На одном из последних мест в Европе по этому показателю стоит Италия – 8%. В США доля рынка самолечения составляет 39%, в Японии – 18% [7]. Отечественными исследователями выявлена даже отдельная группа потребителей, предпочитающих фитопрепараты [8].

    Исходя из всего сказанного выше, нет ничего удивительного в том, что целый ряд весьма авторитетных фирм начал разработку и производство фитофармацевтических средств седативного действия. Они отличаются числом и степенью очистки ингредиентов, спектром фармакологического действия, а главное – идеологией их создания. Наиболее «живучими» и востребованными потребителями, как правило, оказываются фитофармацевтические средства, разработанные с учетом опыта и идеологии традиционной (народной) медицины.

    Детский успокаивающий сироп «Зайчонок» станет в такой ситуации настоящим спасением. Он рекомендован к употреблению для гиперактивных малышей, для детей, страдающих от повышенной тревожности и страхов, и в качестве профилактического средства в различных стрессовых для ребенка ситуациях, будь-то начало посещения детского сада или школы, перемена обстановки, увеличение физических или умственных нагрузок или тяжелые периоды в семье (ссоры или развод родителей). Предназначен сироп «Зайчонок» для детей, начиная с трехлетнего возраста.

    Успокоительный сироп «Зайчонок»: состав

    Сироп не содержит алкоголя и искусственных красителей, что делает его оптимальным препаратом для детей, склонных к аллергии. Лекарственные травы, входящие в его состав издревле славятся своим успокаивающим действием, а их сочетание обеспечивает максимальную эффективность лекарства «Зайчонок».

    В состав успокоительного сиропа зайчонок входит только натуральное сырье:

    • листья мяты перечной – обладают седативными свойствами, применяются при нервном возбуждении ;
    • листья мелиссы – рекомендуются для лечения детских неврозов, фитотерапии детей с пороками сердца;
    • трава чабреца (тимьян ползучий) — показана при стрессах и неврастении, оказывает успокаивающее, спазмолитическое и болеутоляющее действия.
    • трава душицы обыкновенной благотворно влияет на нервную систему, оказывая успокаивающее действие, способствует улучшению засыпания
    • цветки ромашки – помогают успокоиться и расслабиться, что также благотворно влияет на сон , снимают спазм с сосудов головного мозга и обладают иммуностимулирующим действием;
    • плоды фенхеля способствует устранению нервозности, устраняет кишечные колики и метеоризм.
    • витамин С – помогает организму лучше усваивать белки, железо и ряд витаминов, принимает участие в обменных процессах и повышает защитные силы организма;
    • магний (в биодоступной и легкоусвояемой форме лактата) нормализует деятельность нервной системы — снижает возбудимость нейронов витамин В6 – принимает участие в усвоении белков, аминокислот, липидов и нуклеиновых кислот, необходим для нормального функционирования центральной и периферической нервной системы.
    • пиридоксин (витамин В6) улучшает биодоступность Mg — способствует проникновению Mg в клетки. Витамин B6 транспортирует не один атом Mg, а образует биокоординационную связь сразу с 4 атомами Mg, что улучшает его биодоступность. В комплексе с Mg пиридоксин значительно лучше проникает через липидный слой мембраны любых клеток

    Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

    В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств (сироп «Зайчонок») в ряде случаев позволит избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

    Тем не менее, врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

    Список литературы:

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector