Рефлексы новорожденного - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рефлексы новорожденного

Безусловные рефлексы новорожденного

Время на чтение: 3 мин

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры — неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Рефлексы новорожденного: норма и патология

Рефлексы представляют собой определенные (стереотипные, ожидаемые) реакции организма на воздействие раздражителей. Контролируются такие реакции нервной системой. Помимо нервной системы в их образовании участвуют также кожные рецепторы и мышцы.

Все рефлексы можно разделить на две большие группы — врожденные и приобретенные. Врожденные рефлексы присущи организму с самого рождения, тогда как приобретенные требуют определенного научения.

Зная, какими именно должны быть реакции здорового новорожденного на тот или иной раздражитель, врач-невролог легко может заподозрить патологию и вовремя направить маленького пациента на дополнительное обследование и, при необходимости, на лечение.

Какие бывают рефлексы у новорожденных

Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.

Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.

1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)

  • Хоботковый рефлекс: быстрый удар пальцами по губам новорожденного вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется у младенца до 2-3 месяцев, а далее угасает.
  • Поисковый рефлекс: при поглаживании ребенка в области угла рта губа опускается, голова отклоняется в сторону раздражителя, а язык поднимается. При надавливании на середину верхней губы произойдет открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы голова согнется, а нижняя челюсть опустится. Поисковый рефлекс сохраняется у здорового младенца до 3-4 месяцев, а затем угасает.

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двусторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС (центральной нервной системы).

Этот рефлекс лучше проверять у голодного ребенка. Особенно ярко он проявляется за полчаса до кормления.

Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.

  • Сосательный рефлекс: при введении предмета в рот ребенка появляются характерные ритмичные сосательные движения. Рефлекс в норме сохраняется до 3-4 лет. Нереализованная своевременно потребность в сосании может проявиться грызением ногтей и сосанием пальцев у ребенка в дальнейшем. Профилактикой подобных расстройств является полноценное длительное грудное вскармливание.

Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.

2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы

  • Верхний хватательный рефлекс: при надавливании на ладони новорожденного он крепко обхватывает пальцы.

  • Рефлекс Робинсона (направлен на определение тонуса флексоров): когда малыш обхватил пальцы, его можно приподнять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а затем трансформируется в произвольный навык захватывания и удерживания предметов.

При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, при поражении ЦНС может быть усилен. Сохранение рефлекса у детей старше 5 месяцев говорит о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Бабкина: при нажатии на ладони новорожденного большими пальцами он поворачивает голову и открывает рот. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

Отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о периферическом парезе руки или лицевого нерва. Симметричное отсутствие или вялость рефлекса может говорить о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Моро (рефлекс планирования). Его можно увидеть при целом ряде воздействий. Например, хлопок по пеленальному столику или резкое опускание малыша приведет к тому, что малыш разведет руки в разные стороны и раскроет кулачки, а затем вернет в исходное положение. Рефлекс хорошо выражен до 5 месяцев, затем угасает.
Читать еще:  Дормикинд для детей: инструкция по применению

При периферическом парезе руки рефлекс может быть асимметричным. Ослабление или усиление наблюдается при поражении ЦНС. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно в совокупности с оценкой остальных рефлексов.

3-я группа рефлексов — стопные рефлексы

  • Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Верхома): при легком надавливании на подошву новорожденного у основания между вторым и третьим пальцем пальцы сгибаются. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

  • Рефлекс Бабинского: при раздражении кожи на подошве стопы происходит тыльное сгибание и веерообразное расхождение пальцев ноги. Сохраняется до двухлетнего возраста, а затем угасает.

Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.

4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы

  • Рефлекс опоры и выпрямления. Новорожденный ребенок, конечно же, не готов стоять самостоятельно, но если держать его у опоры, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. В дальнейшем на базе этого рефлекса будут формироваться шаговые движения. Угасает рефлекс к 2 месяцам.
  • Автоматическая ходьба: если новорожденного в вертикальном положении у опоры слегка наклонить вперед, он будет делать шаговые движения. Рефлекс угасает к 2 месяцам.

У ослабленных и недоношенных новорожденных, а также у новорожденных с родовыми черепно-мозговыми травмами рефлексы опоры и ходьбы могут быть ослаблены и/или отсутствовать полностью. У детей с поражением ЦНС рефлексы сохраняются намного дольше положенного срока.

5-я группа рефлексов — в положении на животе

  • Защитный рефлекс: лежащий на животе новорожденный автоматически поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.

У детей с поражением ЦНС рефлекс может отсутствовать. За положением головы нужно непрерывно следить, чтобы ребенок не задохнулся.

  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): если лежащему на животе новорожденному дать опору для пяток, он будет делать характерные ползательные движения. К реальному ползанию это отношения пока не имеет. Рефлекс угасает после 4 месяцев.

У ослабленных детей ползание может быть не выражено. При травмах спинного мозга рефлекс может быть асимметричен. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Галанта: при раздражении кожи на спине вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину в противоположную от раздражителя сторону, при этом распрямляется нога. Рефлекс угасает к 4-му месяцу жизни.

Рефлекс отсутствует или слабо выражен при поражении спинного мозга. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Переса: при проведении снизу вверх пальцем по остистым отросткам позвонков малыш кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, при этом сгибает верхние и нижние конечности. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.

Как можно понять из всего вышеизложенного, проверка рефлексов имеет крайне важное значение в комплексной оценке неврологического статуса новорожденного. Конечно, провести такое исследование под силу только неврологу, специализирующемуся на работе с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста. Своевременное выявление нарушений позволяет вовремя предпринять меры по их устранению. Вот почему так важно не игнорировать плановые неврологические осмотры, даже если на родительский взгляд кажется, что с ребенком все в порядке.

Рефлексы новорожденного

Оценка нервно-психического состояния малыша может быть произведена на основании анализа ряда поведенческих и неврологических признаков.

Бесплатные занятия с логопедом

Оценка нервно-психического состояния малыша может быть произведена на основании анализа ряда поведенческих и неврологических признаков. Оценивать нервно-психическое развитие малыша нужно будет на разных этапах его жизни. В первый раз — сразу после рождения, анализируя основные рефлексы новорожденного.

РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Нижеприведенные рефлексы, позволяющие сделать оценку нервно-психического развития детей, могут быть вызваны симметрично:

  1. Поисковый рефлекс. Легко проявляется при касании пеленкой уголка рта ребенка. Он обязательно поворачивает голову в этом направлении и начинает интуитивно искать источник пищи.
  2. Сосательный рефлекс. Стоит только поместить между губами крохи какой-либо предмет – он обязательно его ухватит, удерживая во рту и совершая губами сосательные движения. Этот рефлекс появляется у ребенка еще в утробе матери на 32 неделе.
  3. Рефлекс Моро. Также появляется у новорожденных и характеризуется вздрагиванием. Проходит не раньше четвертого месяца. Проверить его легко, если вблизи малыша громко стукнуть или хлопнуть. Ребенок зажмурится и вздрогнет, выпрямит согнутые до этого ноги.
  4. Рефлекс Робинсона. Если коснуться ладони малыша, он сожмет пальчики и попытается ухватиться за предмет. Чаще всего проявляется у малышей, появившихся на свет раньше срока.
  5. Ползанье по Бауэру. Лежа на животе, кроха старается упираться ногами в ладони взрослого. Проходит к началу второго месяца жизни.
  6. Рефлекс Кернига. Ноги малыша постоянно согнуты в коленях, и их сложно разогнуть.
  7. Рефлекс Бабинского. Если провести по наружной стороне ноги ребенка штриховыми движениями, то он согнет пальцы. Причем если сгибаются все пальцы, то речь идет об отрицательном синдроме, а если только большой палец, то о положительном.

Все перечисленные выше рефлексы пройдут у детей в течение первого года жизни.

Особенности развития малыша в первый месяц жизни

Анализируя ориентировочные зрительные реакции, нужно проверить, как месячный малыш реагирует на яркие неподвижные игрушки или лица взрослых. Младенец должен удерживать на них взгляд.

Проверить слух можно, оценив, как ребенок реагирует на звуки. В один месяц кроха должен интересоваться голосами, прислушиваться к звукам.

Что касается эмоционально-социального поведения, то у нормально развивающегося крохи в первый месяц жизни должна появиться первая улыбка.

Движения: ребенок в положении на животе должен уметь поднимать и держать голову в течение 5 секунд.

Кроха должен издавать звуки, слыша обращенную к нему речь.

Второй месяц жизни

Зрительные реакции проявляются фиксацией взгляда на неподвижных предметах, а также непродолжительным слежением за предметами, перемещающимися по горизонтали. Слуховые реакции можно оценить по способности малыша поворачиваться на источник звука.

В эмоционально-социальном отношении кроха становится более общительным, часто улыбается взрослым, наблюдает за другими детьми, если они присутствуют рядом.

В положении на животе двухмесячный кроха уже удерживает голову более 5 секунд, крепко держит погремушку в кулаке, способен произносить отдельные звуки.

Трехмесячный малыш

Оценка нервно-психического развития трехмесячного крохи может быть проведена на основании анализа его основных реакций и навыков. Малыши должны уметь сосредоточивать взгляд на игрушках, которые перемещаются в вертикальном положении.

Трехмесячные дети должны проявлять оживление при обращении к ним, случайно касаться подвешенных над кроваткой на уровне груди игрушек. Малыш в положении лежа уже должен уметь поднимать голову и удерживать ее в течение минуты, подниматься на предплечьях.

Четырехмесячный ребенок

Нервно-психическое развитие малыша в четыре месяца оценивается по тем же признакам, что описаны выше. В первую очередь это зрительные реакции: кроха узнает близких и проявляет оживление при их виде. Слуховые реакции выражаются в повороте головы при поиске источника звука.

В отношении эмоций и поведения можно отметить следующие достижения: малыши все так же активно реагируют на появление близких, любят смотреть на других детей, проявляют радость в их обществе.

Предметы, попадающие в руки, малыши рассматривают, захватывают, ощупывают. В речи четко прослеживается доминирование «гуления».

Пятимесячный малыш

Для оценки нервно-психического развития нужно будет проверить основные ориентировочные реакции малыша. В этом возрасте дети уже отличают лица близких людей от малознакомых, узнают их голоса, реагируют на эмоциональную окраску речи. Малыши с большим удовольствием идут на руки, радуются контакту с другими детьми, берут из их рук игрушки.

В положении на животе кроха лежит, поднимая корпус и упираясь ладонями в поверхность, умеет переворачиваться, с поддержкой уже стоит. В пять месяцев речь малыша — это певучее «гуление». Он впервые пробует есть густую пищу.

Полугодовалый малыш

Оценку нервно-психического развития крохи можно провести, проанализировав нижеописанные навыки и показатели.

В 6 месяцев у ребенка разная реакция на чужое и свое, он уверенно обращается с игрушками, перекладывая из руки в руку.

Малыш умеет менять положение, переворачиваясь с живота на спину, делает первые попытки ползти. В речи появляются первые задатки лепета.

Семь месяцев

Оценка развития ребенка в семь месяцев происходит на основе анализа следующих навыков малыша:

  • умеет играть с игрушками, бросает, стучит, перекладывает;
  • ползает, сидит;
  • речь активна, с лепетом и повтором слогов;
  • умеет пить из чашки в руках взрослого.

Восемь месяцев

Кроха с большим интересом наблюдает за поведением другого ребенка, ярко проявляет эмоции и лепечет. Движения его рук более осознанны и координированны. он подолгу играет игрушками, меняя порядок действий.

Малыш умеет самостоятельно принимать положение сидя или лежа, стоит, удерживаясь за борт кроватки, опускается. Четко произносит отдельные слоги.

Читать еще:  Назик» для детей: инструкция по применению

Девять месяцев

Ребенок умеет танцевать в такт музыке, ползет навстречу близким людям, пробует копировать действия другого ребенка, подолгу играет с предметами, обращая внимание на их свойства.

Пробует переходить от одного предмета к другому, удерживаясь за опору, понимает простые вопросы, поворачивается на свое имя, имитирует речь взрослых, произнося целый ряд звуков.

10 месяцев

В 10 месяцев оценить нервно-психическое развитие детей можно по следующим навыкам. Малыши уже умеют играть одной игрушкой со взрослым или с другим ребенком, самостоятельно производят целый ряд манипуляций с ними, перекладывая, вынимая, закрывая и открывая.

Кроха ходит с поддержкой, способен выполнять простые просьбы взрослых, машет «пока», делает «ладушки». В речи доминирует лепет.

11 месяцев

Малыши в это время радуются появлению близких людей и других детей, начинают овладевать новыми навыками использования предметов, строят простые башни из нескольких кубиков, разбирают пирамидку. Кроха уже умеет стоять без поддержки, пробует делать первые шаги.

В отношении развития речи оценка может быть дана на основании анализа навыков ребенка, который должен выполнять словесные инструкции взрослых, делать первые обобщения слов, соотнося предметы с их категориальной принадлежностью.

Ребенку 1 год

В 12 месяцев для оценки нервно-психического развития детей нужно будет проанализировать следующие навыки.

Дети должны уметь различать формы предметов, узнавать лица взрослых по фото. Малыши ищут игрушки, протягивают руки к близким, смеются и радуются при ласковом обращении к ним.

Дети умеют самостоятельно выполнять разученные действия, переносят их с одного предмета на другой, ходят без опоры. В отношении речи малыши заметно прогрессируют: они знают имена близких, названия предметов, понимают запреты, произносят первые простые слова.

Рефлексы новорожденного

При появлении на свет младенец ничего не умеет, у него присутствуют только рефлексы.

Новорожденный ребенок появляется на свет с достаточным запасом рефлексов – реакциями организма на разнообразные внешние раздражители, что позволяет ребенку приспособиться к условиям окружающей среды. Многие из этих действий рефлекторны, новорожденный не может контролировать большую часть своих движений.

Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния центральной нервной системы (ЦНС). По рефлекторной деятельности новорожденного и ребенка первого года жизни врачи оценивают его нервно‐психическое развитие.

Рефлексы у здорового доношенного ребенка должны быть симметричны, то есть наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.

Безусловные рефлексы и движения исследуют в трех положениях: на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Рефлекс Моро у новорожденных

Рефлекс Моро (рефлекс испуга или объятия) является одним из самых ценных в неонатологии. Может возникнуть в ответ на раздражители:

  • слуховые (хлопок в ладоши, похлопывание по пеленальному столику на которой лежит новорожденный, на расстоянии 15 см от его головы);
  • тактильные (младенца подтягивают за руки, не отрывая головы от пеленки, затем внезапно отпускают руки или резкое, но легкое потягивание за ноги);
  • вестибулярные (резко опустить находящегося на руках ребенка на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно).

Изначальное положение – ребенок на спине. Если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает руки вверх, отводит их в стороны и открывает ладони (раскидывает растопыренные ручки, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то) и напрягает тело – это первая фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (сведение рук, будто кого-то обнимает) – вторая фаза рефлекса Моро.

Раньше его иногда называли «кучерским» рефлексом, так как он напоминал согревающие движения кучеров в холодную погоду.

Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорят о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Рефлекс Моро хорошо выражен с рождения до 3-4-го месяца, но задержка этого рефлекса служит прогностически неблагоприятным признаком. Если рефлекс сохраняется в 6 месяцев и дольше, это может свидетельствовать о нарушении мышечного тонуса или говорить о поражении центральной нервной системы, поражении коры головного мозга.

Рефлекс Бабинского (подошвенный рефлекс)

Рефлекс Бабинского считается одним из самых известных и диагностически очень важных. Смысл рефлекса заключается в том, что в ответ на подошвенное раздражение происходит выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение остальных.

Проведите кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к подушечкам пальцев. При этом у младенца большой палец разгибается, а другие пальцы веерообразно расходятся и тоже разгибаются.

А надавливание большим пальцем на подушечку стопы (в области 2 и 3 пальцев) вызывает подошвенное сгибание пальцев (подошвенный рефлекс).

У здоровых детей рефлекс Бабинского сохраняется до 12-15 месяцев жизни. Созревание коры головного мозга сопровождается исчезновением данного рефлекса.

Рефлекса Бабинского у новорожденных и грудничков является физиологическим, а вот у детей старшего возраста и взрослых считается несомненным признаком патологии при различных заболеваниях нервной системы. Он входит в общепризнанное понятие «синдрома пирамидной недостаточности».

Хватательный рефлекс (Робинсона)

При надавливании пальцем до ладони новорождённый обхватывает и сжимает вложенный ему в кисть палец. Иногда степень обхвата бывает настолько сильной, что ребенка можно приподнять. Врачи оценивают симметричность рефлекса.

Рефлекс может отсутствовать у глубоко недоношенных детей. Рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета.

Если у ребенка такая манипуляция вызывает резкий плач, это может свидетельствовать о наличии болевого синдрома вследствие травмы шейного отдела позвоночника. Следует незамедлительно сообщить об этом врачу.

Наличие стойкого хватательного рефлекса после 5-6 месяцев, особенно с конца первого года жизни, как правило, сочетается с повышением мышечного тонуса и позволяет заподозрить патологию центральной нервной системы.

Рефлекс ползания (Бауэра)

Положите ребенка на живот. Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то ребенок поползет вперед, помогая себе руками и ногами. В таком положении он совершает спонтанно ползающие движения руками и ногами – спонтанное ползанье. Рефлекс ползания определяется с третьего дня до 4 месяцев жизни, а затем угасает.

Рефлекс ползания менее выражен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Защитный рефлекс (защита от удушья)

При выкладывании на живот здоровый новорожденный пытается оторвать голову от поверхности, на которой он лежит и поворачивает голову в сторону, чтобы не задохнуться. Часто он делает несколько качательных движений при попытке голову поднять.

Чтобы поднять и повернуть голову, новорожденный должен иметь достаточную силу мышц шеи, но удержать ее (голову) он еще не может. Дети с патологией шейного отдела спинного мозга сами приподнять и повернуть голову не в состоянии. В данном случае ребенок лежит, уткнувшись лицом в подушку.

Определяется защитный рефлекс до 1,5-2–х месяцев.

В возрасте около 2 месяцев ребенок непостоянно приподнимает голову в положении на животе и удерживает ее 10—20 секунд, но большую часть времени он всё ещё лежит с опущенной головой.

Поисковый рефлекс Куссмауля

Если положить ребенка на спину и погладить пальцем по его щеке или в области угла рта (не прикасаясь к губам), то он повернется с открытым ищущим ртом в сторону раздражителя. Этот рефлекс особенно заметен, когда ребенок проголодался. Гримасы, которые строит при этом ребенок, должны быть одинаковыми с обеих сторон. Если есть различия, возможно наличие родовой травмы или воспаления лицевого нерва.

Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, затем угасает. У ребенка в этом возрасте появляется реакция на зрительный раздражитель, малыш оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению. Поэтому после 4 месяцев малыш открывает рот при виде соски, а не вследствие прикосновения.

Часто поисковый рефлекс отсутствует у недоношенных детей вследствие угнетения или незрелости ЦНС. Отсутствие рефлекса у доношенных новорожденных и детей первых 2 месяцев перед кормлением указывает на возможное поражение головного мозга. Наличие повышенного рефлекса у младенцев в конце первого года жизни свидетельствует о поражении полушарий большого мозга (энцефалопатия новорожденных, энцефалит).

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.

Сосательный рефлекс

Соска, палец, сосок груди, помещенные между губами ребенка, плотно захватываются и удерживаются в полости рта. Одновременно губами производятся ритмичные сосательные движения. Сохраняется в течение первого года жизни.

При преждевременных родах (до 32 недели беременности) у ребенка недостаточно развиты сосательный и глотательные рефлексы.

У ребенка в возрасте 3 месяцев сосательный рефлекс возникает не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Читать еще:  С какого возраста можно давать яблочный сок ребенку и ...

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных

Новорождённый не способен стоять, но он способен к опорной реакции. Рефлекс опоры вызывается прикосновением стоп ребенка к пеленальному столику. Для этого ребенка держат за подмышки вертикально на весу, ребенок сгибает ноги во всех суставах. Рефлекс опоры состоит из двух фаз:

  • первая – при прикосновении к поверхности стола ребенок отдергивает ножки, поджимая их под себя;
  • вторая – ножки выпрямляются и всей подошвой плотно прижимаются к поверхности стола.

При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая походка).

Указанный рефлекс хорошо выявляется до 2-3 месяцев. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс задержки дыхания

У всех новорождённых наблюдается рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Угасает после второго-третьего месяца.

Рефлекс может помочь в обучении плаванию, поэтому его рекомендуется развивать с помощью погружений в воду: по указанию родителя «раз, два, три, ныряем», интенсивно подуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Когда малыш освоит это упражнение, можно переходить к следующему. На команду: «внимание, ныряем» родитель брызгает ребенку воду в лицо, так чтоб она не попала в нос или полить из кувшина на макушку головы (при этом ребенок находится на руках лицом вниз). Ребенок при этом задерживает дыхание. Если младенец освоил все эти упражнения, можно перейти к настоящему нырянию неглубоко под воду на 2-3 секунды.

Новорожденный чихает, когда щекочут нос или направляют в глаза яркий свет. Кашляет, тем самым помогая освободить дыхательные пути от слизи и жидкости. Моргает при прикосновении к векам и отдергивает конечность от боли, например, когда прокалывают пятку, чтобы взять кровь на анализ.

Простейшие рефлексы исчезают у младенца на первом году жизни, однако некоторые из них, например, рефлекс вздрагивания, мигания, зевания, кашля и чихания, остаются на всю жизнь.

Зачем нужна консультация детского невролога новорожденным?

Детский невролог — это специалист, который с момента появления ребенка на свет наблюдает за тем, как протекает развитие и созревание его нервной системы. Комплексная оценка новорожденного неврологом важна для того, чтобы помочь ему правильно развиваться, а также суметь своевременно выявить любые отклонения от нормального хода развития и принять необходимые меры для их коррекции.

Как проходит прием детского невролога?

На первичном приеме детский невролог производит детальный сбор анамнеза и общий осмотр новорожденного.

  • При сборе анамнеза врач интересуется у матери тем, как протекала ее беременность, как родился ребенок, были ли выявлены какие-либо особенности в его развитии, имеются ли у близких родственников хронические заболевания, беспокоит ли родителей что-либо в поведении малыша, как он спит, склонен ли он к срыгиванию пищи.
  • Во время общего осмотра врач оценивает физическое и психическое развитие новорожденного, его мышечный тонус, двигательные реакции, наличие внешних признаков генетических нарушений.

Оценивая неврологический статус младенца, большое внимание врач уделяет состоянию черепно-мозговых нервов, общей чувствительности, а также наличию рефлексов, свойственных новорожденным.

Оценка рефлексов новорожденного

Рефлексы представляют собой автоматические реакции человека на раздражители. По мере взросления малыша в определенные периоды его жизни рефлексы могут появляться и исчезать. Своевременное появление и угасание рефлексов позволяет делать выводы о нормальном течении развития ребенка. Рассмотрим подробнее некоторые рефлексы, характерные для новорожденных.

Поисковой рефлекс

При первом поднесении младенца к груди этот рефлекс помогает ему найти материнский сосок. Он является врожденным и сохраняется у ребенка до 12—16 недель, после чего угасает. Вызвать поисковую реакцию у малыша можно, поглаживая область уголков его рта. В ответ новорожденный опускает губу, отклоняет язык и осуществляет поворот головы в сторону источника раздражения.

Сосательный рефлекс

Это один из самых ранних рефлексов ребенка. Он формируется еще в тот период, когда малыш находится в утробе матери. Так, во время УЗИ мама иногда может заметить, как младенец сосет свой большой палец. После появления на свет здоровый малыш рефлекторно обхватывает губами сосок матери и начинает ритмично посасывать, когда та подносит его к груди. При искусственном вскармливании такая реакция проявляется в ответ на соску бутылочки. Угасает сосательный рефлекс обычно ближе к 3—4 году жизни ребенка.

Защитный рефлекс

Эта защитная рефлекторная реакция возникает у новорожденного еще с первых часов его жизни. Она заключается в том, что ребенок поворачивает свою головку в сторону, когда взрослые его кладут на живот. Такое движение позволяет младенцу восстановить доступ кислорода к дыхательным путям.

Дети с поражением нервной системы могут не иметь данного рефлекса. И если вовремя не повернуть головку малыша в сторону, он может начать задыхаться.

Хватательный рефлекс

В ответ на легкое надавливание пальцем на ладонь малыш крепко обхватывает его с такой силой, что его при этом можно слегка приподнять. Так проявляется хватательный рефлекс, который также является врожденным. Его угасание происходит на 4—5 месяце жизни, когда ребенок начинает захватывать предметы уже не автоматически, а произвольно, делая это с помощью боковых поверхностей указательного и большого пальцев.

Хоботковый рефлекс

Проявляется в вытягивании губ вперед при быстром касании их пальцем. Такая реакция связана с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта. В норме она сохраняется до 8—12 недель.

Рефлекс Моро

Это рефлекторная реакция новорожденного на испуг. Она присутствует у всех здоровых и доношенных младенцев и заметна с первых минут жизни малыша при определенных манипуляциях акушера. Рефлекс Моро можно вызвать различными способами:

  • приподняв разогнутые ноги и таз младенца над постелью или внезапно разогнув его нижние конечности;
  • или произведя легкий хлопок ладонью по поверхности, на которой располагается новорожденный, на расстоянии примерно 15 сантиметров от его головы.

Как правило, этот рефлекс является хорошо выраженным до 12—16 недель, а затем угасает. После пятого месяца у малышей остаются лишь отдельные его проявления.

Ладонно-ротовой рефлекс

Если младенцу надавить на ладошку, то он непроизвольно начинает открывать рот. Яркие проявления этого рефлекса характерны для новорожденных, не имеющих патологий в развитии нервной системы. Пропадает он обычно на 3—4 месяце жизни.

Рефлекс Галанта

Проявляется выгибанием спины и поджиманием левой или правой ноги при проведении пальцем по линии позвоночника с соответствующей стороны. В норме этот рефлекс становится выраженным на 5—6 день жизни ребенка и угасает на 3—4 месяце. Его отсутствие в течение первого месяца жизни или же сохранение после указанного периода может свидетельствовать о поражении нервной системы.

Рефлексы опоры и реакция автоматической ходьбы

Новорожденный еще не умеет стоять. Однако ему уже доступны опорные реакции. Поэтому, когда взрослый держит ребенка на весу в вертикальном положении, тот начинает сгибать ноги в суставах. Когда младенца, придерживая, ставят на опору, он выпрямляется и встает на полусогнутые ноги, опираясь на полную стопу. Если же малыша слегка наклоняют вперед, у него возникают автоматические шаговые движения. Такие реакции считаются естественными до 4—8 недель.

Когда следует обращаться к неврологу

Первый год жизни ребенка является очень важным периодом в его развитии. В это время малыш нуждается в регулярном наблюдении врача-педиатра, но не меньшую важность имеют плановые неврологические осмотры. После первого посещения они проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Если развитие малыша протекает нормально, как правило, дополнительных консультаций не требуется. Однако если на приеме невролог замечает какие-либо отклонения от нормального хода развития ребёнка, а также если у родителей имеются жалобы на его поведение или самочувствие, то существует потребность во внеплановых осмотрах.

Но на что именно следует обращать внимание?

  • излишнее беспокойство;
  • крики и плач большую часть времени;
  • частое срыгивание пищи (в том числе и через нос);
  • отсутствие прибавки в весе из-за регулярных срыгиваний;
  • дрожание подбородка или рук;
  • излишняя вялость ребенка: малая подвижность, склонность принимать позу «лягушки»;
  • слабое развитие сосательного, защитного, поискового и других рефлексов;
  • вялое сосание, отказ от еды, проблемы с аппетитом.

Если вы заметили подобные проявления в поведении и самочувствии ребенка, не стоит медлить. Рекомендуется как можно скорее обратиться за консультацией к детскому неврологу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector