Психосоматика заболеваний позвоночника у детей и ... - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психосоматика заболеваний позвоночника у детей и …

Стресс, как причина болей в спине

Стресс, как причина болей в спине

Психофизиологическим заболеванием является любая болезнь, при которой физические симптомы, как считается, являются прямым результатом психологических или эмоциональных факторов. Этот диагноз означает, что психологические факторы либо инициировали, либо способствуют болям в спине или имеет место и то, и другое.

Следует подчеркнуть, что хотя психологические факторы могут быть причиной физических симптомов, но, однако, симптомы не аргументируются с помощью методов визуализации. Тем не менее ,реальные физические проблемы (такие, как боли в спине) могут быть инициированы эмоциональными факторами.

История «стрессовых болей в спине»

Доктор Джон Сарно, MD, профессор отделения физической медицины и реабилитации в Нью-Йоркском университете, недавно популяризировал идею «стрессовых болей в спине», которые он называет «Синдром напряжения мышц » (СНМ), хотя такое понятие было сформулировано еще в 1820-м году.

В книге Д-р Эдварда Шортера « От паралича до усталости» подробно описывается история психосоматических заболеваний. И еще в 1820-х году был выставлен такой диагноз как «раздраженный позвоночник» и это, по существу, эквивалентно современной идее стрессовых болей в спине. Диагноз «раздраженный позвоночник» был довольно популярен и распространился в то время по всему миру .

Интересно, что доктор Шортер высказал мнение, что многие врачи и пациенты этой эпохи начали твердо верить в этот диагноз, хотя не было никакой очевидной патологии. Доктор Шортер отметил, что врачи закладывали этот диагноз в голову пациента, увеличивая опасения, что существует серьезное заболевание, и рекомендовали пациентам постельный режим.

Диагноз «раздражение позвоночника» оставался довольно распространенным до начала 1900-х годов. Доктор Шортер считает, что диагноз служил «потребности сохранять конкурентоспособность с другими медицинскими клиниками по» медикализации «пациентов с наличием определенных субъективных жалоб. Он также служил потребностям пациентов, предоставляя возможность «сохранить лицо» и иметь медицинский диагноз, вместо того, чтобы обратить внимание на возможные психологические и эмоциональные факторы, поскольку большинство пациентов не хотело признавать наличие психологических проблем.

История диагностики «раздражения позвоночника» полезна для понимания текущих медицинских подходов к боли в спине. Даже в настоящее время некоторые врачи обращают внимание, в первую очередь, на структурные «объяснения» при болях в спине, и убеждают своего пациента, что «диагностические находки » является причиной боли, тем самым поселяя страх в пациента, а затем советуют » оправданное» лечение. Однако если истинной причиной боли в спине является стресс, то активное лечение с помощью физических методов может быть не эффективно и вызвать у пациента еще больший стресс.

И если вернуться к концептуализации д-ра Джона Сарно «болей связанных со стрессом», то можно увидеть сходство с понятием «раздражение позвоночника «. Наиболее важным отличием является то, что доктор Сарно в плане лечения размещает первичные причинные факторы (психологические и эмоциональные) на первый план; в то время как, некоторые врачи продолжают использовать только «физические» методы лечения.

В частности, теория доктора Сарно придерживается мнения, что в большинстве случаев боли в спине, которые лечатся медицинским сообществом с использованием «органических» подходов, фактически связаны со стрессом. Важно отметить, что эта теория и подходы к лечению неоднозначно принимаются в медицинском и психологическом сообществе, и пока не имеют четких подтверждений полученных с помощью научных исследований.

Как стресс вызывает боль в спине?

Есть множество теорий о причинах болей в спине связанных со стрессом. Важно отметить, что первостепенным принципом всех этих теорий является то, что психологические и эмоциональные факторы вызывают определенные физические изменения ,и в результате появляются боли в спине.

В большинстве теорий стрессовых болей в спине, циклическая боль по мере продолжения усугубляется, что приводит пациента к беспокойству и проблемам с выполнением повседневной деятельности.

Циклическая боль характеризуется:

  • Пациент становится излишне ограниченным при выполнении многих функций повседневной жизни
  • Это уменьшение деятельности обусловлено страхом пациента перед болью или травмой
  • Этот страх может усугубляться из-за рекомендаций врача (близких) успокоиться в связи с наличием диагностированных небольших структурных изменений (которые на самом деле могут не иметь ничего общего с болями в спине)
  • Ограничения в движении и активности приводят к нарушению физического состояния и ослаблению мышц, что в свою очередь приводит к усилению болей в спине

Конечно, такой цикл приводит к усилению боли, увеличению страха, и еще большей физической дезадаптации, наряду с другими реакциями, такими как социальная изоляция, депрессия и тревога.

Теория доктора Сарно

В формулировке доктора Сарно СНМ, боли в спине не связаны с механическими или физическими факторами, а обусловлены ощущениями пациента, личностью и подсознательными проблемами. Ключевые эмоции включают бессознательный гнев и ярость. Кроме того, он описывает людей, у которых может развиться синдром напряжения мышц, как тип личности с такими характеристиками, как:

  • Имеет сильную внутреннюю мотивацию для достижения успеха
  • Имеет большое чувство ответственности
  • Целеустремленный и дисциплинированный
  • Самокритичен
  • Перфекционист и компульсивен

Теория доктора Сарно обосновывает то, что эти характеристики личности взаимодействуют со стрессовыми жизненными ситуациями и это приводит к болям в спине. Также отмечается , что источник психологического и эмоционального напряжения не всегда очевиден.

Теория доктора Сарно ТМС описывает механизм, посредством которого эмоциональное напряжение выталкивается из осознания умом в бессознательное. Это бессознательное напряжение вызывает изменения в нервной системе. Эти изменения приводят к сужению кровеносных сосудов и к снижению кровотока к различным мягким тканям, в том числе мышцам, сухожилиям, связкам и нервам позвоночника . Это приводит к снижению поступления кислорода , а также накоплению биохимических отходов в мышцах. В свою очередь, это приводит к мышечному напряжению, спазмам и болям в спине, которые испытывает пациент.

Диагностика « стрессовых болей» в спине

Диагноз «стрессовой боли в спине» часто выставляется на основании тщательного сбора истории болезни и данных физического осмотра. Но пациентам следует быть осторожными в попытке самостоятельно диагностировать « стрессовую боль» в спине, так как болевой синдром может быть обусловлен серьезным заболеванием (например, опухолью позвоночника или инфекцией). Полноценное медицинское обследование с использованием методов визуализации, как правило, позволяет исключить более серьезные структурные причины болей в спине у большинства пациентов.

В тех случаях, когда боль в спине связана со стрессом, история появления боли в спине часто довольно вариабельна. Боль может появиться после конкретного инцидента или появиться внезапно. Например, нередко боль начинается с инцидента растяжения мышц и связок, но не исчезает вследствие воздействия эмоциональных факторов, хотя мышцы и связки уже восстановились после травмы .

Во многих случаях при МРТ исследовании могут быть обнаружены протрузии дисков или явления остеохондроза, хотя фактически причиной боли в спине является стресс. В этих случаях, результаты МРТ не являются клинически значимыми и в конечном счете эти изменения не считаются причиной боли.

Общие характеристики стрессовой боли в спине включают такие симптомы, как:

  • Боль в спине и / или боли в шее
  • Диффузные мышечные боли
  • Болезненные точки в мышцах
  • Нарушение сна и усталость
  • Во многих случаях при стрессовых болях в спине пациенты жалуются на миграцию болей

В общем, симптомы стрессовой боли в спине, аналогичны тем, что наблюдаются при фибромиалгии.

По словам доктора Сарно, диагноз СНМ выставляется только тогда, когда полностью исключены органические причины боли, и в то же время есть характерные особенности СНМ.

Лечение болей в спине связанных со стрессом

Так же, как существует множество теорий о том, как стресс и другие, эмоциональные или психологические факторы могут вызвать боли в спине, существует множество подходов к лечению. Но можно выделить основной подход – комплексный.

При комплексном подходе лечение стрессовых болей в спине проводится в более расширенном плане, чем определено концепцией СНМ доктора Сарно.

При комплексном подходе врачи не всегда видят четкие характеристики личности, что важно, по мнению доктор Сарно, и не фокусируются на бессознательном гневе в качестве фокальной психологической проблемы.

Комплексный подход к лечению учитывает различные факторы: физические, эмоциональные, когнитивные и факторы окружающей среды, и направлен на воздействие на все аспекты. Таким образом ,воздействие лечения проводится на следующие аспекты :

  • Физические, включая ослабленные мышцы, раздражение нервов и т.д.
  • Эмоциональные, в том числе депрессию, тревогу, гнев и т.д.
  • Когнитивные, такие как негативные мысли, пессимизм, отчаяние и т.д.
  • Факторы окружающей среды, такие как потеря работы, финансовые проблемы и т.д.

Комплексная программа лечения может включать в себя такие процедуры, как:

  • Лечение физических факторов с помощью физиотерапии, анальгетиков и ЛФК
  • Лечение физических и эмоциональных факторов с помощью использования соответствующих препаратов (антидепрессанты или миорелаксанты)
  • Лечение эмоциональных и когнитивных факторов с помощью психологических методов управления болью и биологической обратной связи
  • Лечение факторов окружающей среды с помощью консультаций
Читать еще:  Цефтриаксон для детей: инструкция по применению

Такая комплексная терапия лечения болей в спине применятся уже более 25 лет и доказала свою эффективность, хотя ключевым фактором в исходе лечения является мотивация пациента пройти полностью курс лечения и реабилитации.

Психосоматические заболевания

Ещё в греческой философии и медицине была распространена мысль о влиянии души и духа на тело человека. В переводе с греческого «психо» — душа, «сома» – тело. Душа и тело неразрывно связаны — об этом говорили Гиппократ, Платон, Аристотель. Термину «психосоматика» скоро исполнится двести лет, его придумал в 1818 году немецкий врач Хайнрот.

Психосоматические заболевания — это заболевания внутренних органов и систем, возникающие в результате душевного неблагополучия.

Психотерапевты утверждают: любое заболевание сначала возникает в подсознании и только потом проявляется на уровне тела. То есть, большинство наших недугов связано с нерешенными внутренними проблемами. Основными психологическими причинами недугов являются гнев, зависть, тревога и чувство вины.

Многие ученые верят, что 80% всех болезней – на самом деле психосоматические. Наше самочувствие зависит от наших мыслей, настроения, умения находить и видеть позитив, красоту и наслаждаться всем этим. Состояние здоровья связано с умением быть счастливым, особенностями характера, отношением к успехам и неудачам на работе, бытовым проблемам.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, симптомы и болезни разных органов — это символический язык, с помощью которого тело хочет сообщить о вытесненных психических конфликтах.

Почти половина всех заболеваний человека может носить психосоматический характер. Среди них заболевания:

  • сердца и сосудов (артериальная гипертензия, гипертония, ревматизм, вегетативная дистония, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма, инфаракты)
  • желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, дискинезия желчных путей)
  • нервной системы (хронические головные боли, боли напряжения, головокружения)
  • кожи (нейродермит, рецидивы псориаза)
  • гинекологические, в том числе связанные с репродуктивным циклом женщины (синдром «предменструального напряжения», гестозы, послеродовые депрессии)
  • эндокринные
  • и многие другие.

Симптомы психосоматических заболеваний

Иногда врачи сталкиваются с ситуациями, когда не удается точно установить причину того или иного заболевания. Бывает, что никаких физиологичных предпосылок для развития заболевания нет, но болезнь прогрессирует.

Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь классифицируется как психосоматическая.

Есть определенные сигналы того, что причина болезни лежит именно в области психологии:

  • Частое повторение заболевания. Человек получает лечение согласно рекомендациям врача, но в итоге симптомы ненадолго исчезают и в скором времени появляются вновь. То есть, адекватное медикаментозное лечение не дает ожидаемого результата.
  • Наличие психологической травмы или хронических стрессов. Если пациент знает, что у него был трудный период или что-то не так в личной жизни, лучше сразу обращаться и к терапевту, и к психотерапевту, что поможет скорее установить истинную причину заболевания и подобрать правильное лечение.
  • Традиционное лечение не помогает — еще одна особенность психосоматического заболевания.

Диагностика психосоматических расстройств

Редкий врач сразу заподозрит у пациента психосоматику. Обычно такие заболевания внешне не отличаются от соматических болезней, например, никогда нельзя сразу определить, вызван ли гастрит у пациента бактерией Хеликобактер или какими-то переживаниями. Очень часто врачи диагностируют проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой, нервной системой или иммунитетом, даже не подозревая о душевной травме пациента.

К чему же приводит такая диагностика заболевания? Врач назначает пациенту лекарства, которые должны облегчить его состояние и вылечить заболевание. Назначенное лечение действительно облегчает симптомы, и врач с радостью отпускает пациента. Но, по окончанию курса лечения, через некоторое время, все симптомы возвращаются, и врач начинает искать более эффективное лечение и более сильные лекарства.

Через несколько лет мы имеем хронически больного человека, который принимает гору лекарств и страдает от побочных эффектов и невозможности вылечиться. При этом, для облегчения его состояния и полного решения проблемы, необходимо было с самого начала обратиться к психотерапевту, но, или пациент постеснялся сказать врачу о своих проблемах, или врач не спросил, или оба не заподозрили вовремя, и время было упущено.

Поскольку психосоматические заболевания возникают в результате душевных расстройств, влияющих на тело человека, в диагностике и лечении этих болезней должны участвовать несколько специалистов: психотерапевт и профильный специалист — терапевт, невролог, кардиолог, эндокринолог. Лечить нужно одновременно и душу, и тело.

Роль психотерапевта — определить природу эмоционального состояния, вызвавшего заболевание, и помочь пациенту справиться с ними. Провоцировать развитие психосоматических заболеваний может не столько наличие, сколько невысказанность и подавленность негативных эмоций. Подавленные и заглушенные эмоции постепенно перегорают, разрушая тело человека и провоцируя возникновение болезни.

Практически любая негативная эмоция, которая тщательно скрывается, будь то страх, злоба, печаль или ненависть, рано или поздно может найти выход в болезни.

Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?

Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.

Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.

Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.

Лечение психосоматических заболеваний

Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно психосоматика. Сделать это может только опытный психолог, психотерапевт или же сам пациент, проанализировав свои ощущения.

Необходимо помнить,что психосоматика – вовсе не симуляция или придумывание проблемы, это действительно серьезное заболевание. Далеко не каждый человек может справиться с психосоматическим заболеванием сам, одним усилием воли. Ему должны помочь родственники и друзья, либо врач психотерапевт.

Болезнь – это тревожный сигнал организма, призванный восстановить равновесие в душе. Поэтому причины недомогания следует искать не только в физическом теле, а на уровне «энергетики», душевного волнения, негативных эмоций, даже если болезнь проявила себя в виде боли, спазмов, высокой температуры. Начинать нужно именно с тех негативных эмоций, которые мы получаем на работе, в семье, в школе, во взаимодействии с другими людьми.

Если человек долго носит в себе негативные эмоции, испытывает постоянное недовольство собой и своей жизнью, то организм рано или поздно подаст тревожный сигнал: найдет «слабое звено» и поражение произойдет именно там.

Если психосоматическое заболевание замечено у ребенка или подростка, это сигнал для лечения всей семьи.Ведь для устранения заболевания необходимо устранить его причину, а причина чаще всего кроется в неблагоприятной обстановке дома. При лечении взрослых людей также часто приходится привлекать членов их семей, советовать им изменить обстановку, работу и даже место проживания.

Когда причина болезни не ясна, следует взглянуть на самого человека, а не только на болезнь. Что-то происходит в его жизни такое, о чем «кричит» организм. Хронический стресс, неудовлетворенность личной жизнью, работой, собой, негативизм по отношению к людям – все это способствует тому, что человек может заболеть.

Очень важно совмещать психотерапию с правильно подобранным медикаментозным лечением. Часто соматическая составляющая заболевания заходит настолько далеко, что справиться с ней получается только при помощи лекарств. А решить проблему с возвращением симптомов поможет психотерапия. Если правильно сочетать психотерапию и медикаментозное лечение, можно навсегда избавиться от многих проблем со здоровьем.

Читать еще:  Коляски Quinny: модельный ряд и советы по выбору

Психосоматические проблемы у детей: что делать родителям? Советы столичного психолога

11 марта 2021 года

Жизнь человека — вереница событий, каждое из которых имеет реакцию и отклик нашей психики и организма в целом. По мере взросления мы проходим через стрессы, конфликты, кризисы, что может спровоцировать психосоматику. И не нужно думать, что переживать так сильно, чтобы заболеть, могут только взрослые люди. К сожалению, дети страдают не меньше, а зачастую даже больше, чем зрелый человек. В частности, нередкой реакцией на развод родителей бывает энурез у маленьких детей. Как работает этот механизм, рассказала психолог Московской службы психологической помощи Ольга Катречко.

При чем здесь психолог?

Детская эмоциональность имеет свои особенности: эмоции ребенка кратковременные, но очень бурные. С одной стороны, такой способ защищает малыша, если ситуация единична, но если она приобретает хронический характер и повторяется изо дня в день, то такие вспышки уже приводят к негативным последствиям. Организм ребенка не выдерживает постоянного напряжения и дает сбой, который выражается в том или ином заболевании.

Поскольку душа и тело составляют неразрывное единство, психологическое неблагополучие становится причиной телесных недугов. И тогда родитель может услышать от врача, что у ребенка с медицинской точки зрения все в порядке. Например, ребенок постоянно жалуется на боли в животе, но обследования — гастроскопия, колоноскопия — показали, что все в норме и вам следует обратиться к психологу. Родитель может недоумевать: как же так? Ведь болит живот! При чем тут психолог?

В этих случаях приходит на помощь психосоматика, название которой происходит от двух слов: «психе» — душа и «сома» — тело, и изучает она состояния, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения заболевания.

Термин был введен в 1818 году немецким ученым И. Гейнротом, который считал причиной различных болезней моральные качества человека и переживание им чувства вины. В дальнейшем понятие психосоматики расширялось и дополнялось другими авторами.

Начало психосоматической медицины — ХХ век. Первая всемирно известная школа психосоматических расстройств — это школа Франца Александера (1891–1964) в Чикагском психоаналитическом институте. В 1950 году в Америке было основано психосоматическое общество. В школе Александера выделяли семерку психосоматических заболеваний: язва 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз. К сожалению, на данный момент этот список существенно расширился.

Факторы развития психосоматических расстройств в детском возрасте:

Соматические факторы (особенности детского организма, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию)

  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в первые месяцы беременности, вредные привычки мамы (алкоголь, курение), инфекционные заболевания.
  • Нарушения деятельности нервной системы ребенка (по разным причинам).
  • Стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни.
  • Гормональный дисбаланс.

Социально-психологические факторы

  • Особенности отношений в семье.
  • Нарушение привязанности.
  • Тип семейного воспитания.
  • Индивидуальные черты личности ребенка (повышенная чувствительность, чрезмерно бурная реакция, затруднения в адаптации к новым условиям).
  • Сложности отношений в детском саду и школе.
  • Низкий уровень жизни семьи.
  • Длительное воздействие на ребенка психотравмирующей ситуации.

Что делать?

Для расширения знаний родителей о развитии ребенка в Московской службе психологической помощи населению проводятся многочисленные бесплатные семинары и вебинары. Психологи проводят бесплатные консультации как очно, так и дистанционно. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного. Также в круглосуточном режиме можно написать специалисту в психологический чат на сайте: www.msph.ru.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Психосоматические проблемы у детей

Психосоматическое расстройство — это заболевание, которое появляется в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Физиологическое функционирование организма зависит от психологической напряженности, которая либо вызывает заболевание, либо ухудшает ранее существовавшее заболевание у человека (ребенка).


Причины психосоматических расстройств

Точная причина развития психосоматического расстройства неизвестна. Но существуют ряд факторов, которые связывают с возникновением психосоматических симптомов:

● Генетическая склонность.
● Нерегулярные биологические условия: изменение метаболизма глюкозы, уровень аминокислот в сыворотке крови и т. д. может вызвать психосоматическое расстройство.
● Влияние стресса: люди, которые испытывают стрессовые события, такие как травма, частые болезни, страх, депрессия, гнев, чувство вины, отсутствие безопасности и другие сложные ситуации, восприимчивы к психосоматическому расстройству.

Распространенность психосоматических жалоб у детей и подростков составляет от 10 до 25%. Соматический симптом и связанные с ним расстройства одинаково распространены среди юношей и девушек, но чаще встречаются среди девочек-подростков, чем мальчиков-подростков.


Симптомы

Важно понимать, что дети с психосоматическими расстройствами не являются симулянтами, они действительно больны, их симптомы реальны. Чаще всего физические симптомы подменяют собой тревогу, страх и агрессию. При психосоматических заболеваниях формируется ситуация, в которой физическая боль и страдание менее опасны, чем ощущение собственной тревоги, страха, чувства беспомощности.

Психосоматические симптомы — это клинические симптомы, не имеющие основной патологии. В педиатрической практике наиболее часто встречаются:

  • боль в животе,
  • энурез,
  • головные боли,
  • боль в груди,
  • усталость,
  • боль в конечностях,
  • боль в спине,
  • затрудненное дыхание,
  • кожные проблемы (сыпь, зуд, экзема).

Признаки, указывающие на вероятность психосоматической основы симптомов

  • симптомы напоминают расстройства нервной системы (паралич конечности, глухота или слепота, дрожь, напоминающая приступ),
  • неопределенность, расплывчатость симптомов (усталость, головная боль или тошнота),
  • непоследовательность симптомов,
  • одновременное наличие множественных симптомов,
  • внезапное появление симптомов на фоне хорошего здоровья без видимой причины,
  • ребенок испытывает излишние тревогу и беспокойство по поводу своего симптома, по серьезности не соответствующие ситуации; чрезмерное беспокойство о симптомах,
  • забота о здоровье становится центром внимания жизни ребенка.

Диагностика

  • Органическая этиология (причины) симптомов должна быть исключена. Проводятся необходимые исследования и тесты.
  • Консультация в области психического здоровья для дальнейших оценки и лечения. Психотерапевты беседуют с детьми и членами семьи, чтобы попытаться определить основные психологические проблемы или проблемные семейные отношения.


Лечение

  • Психотерапия
  • Программа реабилитации
  • Иногда препараты для снятия симптомов (назначает психиатр или невролог)


Психотерапия
обычно сочетается с программой реабилитации, целью которой является помочь детям вернуться к нормальной жизни.
Реабилитация может включать физиотерапию, которая имеет следующие преимущества:

  • лечит физические симптомы, такие как снижение подвижности или потеря мышц, вызванные соматическим симптомом или связанным с ним расстройством,
  • это заставляет детей чувствовать, что что-то конкретное делается для их лечения,
  • это позволяет детям активно участвовать в лечении

  • Гусева Галина Павловна Психолог/психотерапевт
  • Толпина Инна Абрамовна Психолог/психотерапевт
  • Федотова Элина Леонидовна Психолог/психотерапевт
  • Нестеренко Маргарита Александровна Психолог/психотерапевт
  • Рыбакова Ирина Александровна Психолог/психотерапевт
  • Кошкина Екатерина Владимировна Психолог/психотерапевт
  • Веселова Юлия Викторовна Психолог/психотерапевт
  • Мизинова Анна Викторовна Психолог/психотерапевт
  • Старостина Оксана Дмитриевна Психолог/психотерапевт
  • Анискина Софья Андреевна Психолог/психотерапевт
  • Шустова Наталья Васильевна Психолог/психотерапевт
  • Баранова Жанна Владимировна Психолог/психотерапевт
Специалист/услугаСтоимостьПродолжительность
Психологи / психотерапевты
Анискина Софья Андреевна4000 руб.50 мин
Баранова Жанна Владимировна4000 руб.50 мин
Веселова Юлия Викторовна4000 руб.50 мин
Гусева Галина Павловна5000 руб.50 мин
Кошкина Екатерина Владимировна4000 руб.50 мин
Нестеренко Маргарита Александровна6000 руб.50 мин
Старостина Оксана Дмитриевна4500 руб.50 мин
Рыбакова Ирина Александровна4000 руб.50 мин
Толпина Инна Абрамовна5000 руб.50 мин
Федотова Элина Леонидовна4500 руб.50 мин
Шустова Наталья Васильевна4000 руб.50 мин

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Самые частые психосоматические заболевания у детей

Автор статьи: Белов Владимир Владимирович , медицинский психолог, детский психолог, консультант-суицидолог

Спектр психосоматических болезней широк. К ним относятся: бронхиальная астма, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункция щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемия

Психосоматическую природу имеют сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Поговорим о том, как эти заболевания проявляются и о чем говорит наличие той или иной патологии.

Как же объясняются проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики?

  • Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям;
  • Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе);
  • Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест;
  • Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого;
  • Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения;
  • Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом;
  • Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека;
  • Нейродермит — раздражительность, высокая способность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей;
  • Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей;
  • Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье;
  • Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.
Читать еще:  Хофитол для детей: инструкция по применению

Несомненно, что все описанное – общая тенденция и в каждом конкретном случае нужно изучать все подробности жизни ребенка, и только после этого делать выводы и назначать какое-либо лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним должна вестись в индивидуальном порядке. Для начала нужно убедиться, что болезнь именно психосоматического толка. Понаблюдайте за ребенком — когда и как, после чего у него начинается недомогание. Помните о том, что психосоматика — не способ симуляции, это заболевание, требующее лечения. Но заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования и консультации с психологом. Нужно определить причину, выявить «травмирующее событие». Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания саду, а затем постепенно увеличивать время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Если же родители не могут справиться с проблемой своими силами, то без грамотного лечения не обойтись. После работы и с ребенком, и с его родителями симптоматика обычно проходит. Психотерапии хорошо поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения истинные проблемы и конфликты не решаются, более того — ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Поэтому психосоматическими проблемами нужно начинать заниматься как можно быстрее, с того самого момента, когда у вас возникло подозрение, что речь идет не только о слабом здоровье. Наилучшие результаты дает комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями ребенка. Не стоит также забывать, что психотерапия детей – это, прежде всего, психотерапия родителей. Если эти две грани будут сбалансированы, проблема решится, а лечение принесет отличный результат.

Запись на прием к врачу детскому психотерапевту

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детских психологических заболеваний в клинике «Семейная».

Психосоматика заболеваний позвоночника у детей и …

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожными заболеваниями, язвенными болезнями — все это — психосоматические расстройства. Неумение своевременно распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, что требует максимальной диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев утяжеляют проявления основного заболевания.

Объект исследования: психосоматические расстройства у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: основные причины, способствующие развитию психосоматических заболеваний у подростков.

Цель: исследовать особенности этиологии и патогенеза психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.

  1. Проанализировать теоретические источники по проблеме развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  2. Осуществить подбор диагностического материала, способствующего достижению поставленной цели.
  3. Произвести эмпирические исследования, направленные на изучение основных причин развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов теоретического и эмпирического исследований.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитию психосоматических расстройств у детей подросткового возраста способствует ряд определенных факторов: бытовые условия и конфликты в семье; дефекты воспитания; отсутствие дружеских отношений или непринятие в детском коллективе; негативное отношение со стороны учителя; психоэмоциональные перегрузки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, а также личностные особенности ребенка.

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) — расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, переживанию острой или хронической психологической травмы, а также специфическим особенностям эмоционального реагирования личности [1]. По мнению Ф. Александера, каждый телесный процесс прямо или косвенно подвержен влиянию психологических стимулов, поскольку организм в целом представляет собой единицу, все части которой взаимосвязаны между собой.

Эмоции, вернее, их изменения, особенно в отрицательном плане, ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. С 30-х годов XX века такое положение активно разрабатывалось представителями психосоматической медицины на основе психоаналитического подхода З. Фрейда. Рассматривая эмоции и их нарушения как этиологический фактор, психоаналитики отражали этот факт в определении психосоматического заболевания. Подчеркивая то, что психосоматическим можно считать такое заболевание, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние.

Этиологическое значение в развитии заболевания, согласно Ф. Александеру, может иметь следующие факторы: наследственную предрасположенность; родовые травмы; органические заболевания раннего возраста; особенности воспитания; переживание телесно травмирующего опыта; эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов; недавние телесные повреждения и эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.

Д.Н. Исаев подчеркивает большую сложность патогенеза психосоматических расстройств: неспецифическую наследственность и врожденную отягощенность соматическими нарушениями и дефектами; наследственную предрасположенность к психосоматическим расстройствам; нарушения деятельности ЦНС; психическое и физическое состояния во время действия психотравмирующих событий; фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов; особенности психотравмирующих событий, а также личностные особенности.

Многие исследователи пытались выделить базисные характеристики личности психосоматического больного, указывая на инфантилизм, алекситимию, перфекциониз, выученную беспомощность, дефицитарную агрессию [2].

Для эмпирической части исследования были выбраны методы диагностики по методикам: диагностики уровня школьной тревожности Филипса, направленной на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей подросткового возраста; методике «Завершение предложения» (вариант В.Михала), направленной на диаг­ностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к сверстникам, учителям, школе, своим собственным спо­собностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15. Респондентами выступили учащиеся 7 класса в количестве 23 человек.

С помощью методики Б.Н. Филлипса были выявлены основные факторы тревожности. Эмоциональное состояние школьника (в частности негативное) во многом влияет на его психофизиологическое состояние, что в последствие может привести к целому ряду заболеваний. Результаты исследования показали, что основными причинами, которые могут повлиять на развитие психосоматических расстройств, у детей подросткового возраста являются: общее эмоциональное состояние ребенка в школе; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей; а также негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, возможностей (особенно публично).

Методика «Завершение предложения» — проективная методика исследования личности. Самопонимание ребенка изучалось с помощью предложений, направлен­ных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возмож­ностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу под­росткового возраста. Интерпретация результатов показала, что наиболее значимыми переживаниями ребенка, в подростковом возрасте являются: непонимание со стороны взрослых (матери, отца); конфликты и недопонимание со сверстниками или, наоборот, отсутствие дружеских отношений; плохое самочувствие; боязнь проверки знаний и конфликты с учителями, переживания по поводу своей привлекательности, боязнь потерять значимую фигуру/близкого родственника, тревога за свое будущее, а также личностные особенности ребенка, которые также могут способствовать развитию психосоматических заболеваний.

Подводя итоги, следует прийти к выводу, что стрессовые состояния, беспокойство, семейные, социальные и школьные проблемы влияют на психофизиологическое состояние подростка, что нередко выражаются в расстройствах сна, приема пищи — такими как нервная анорексия и булимия, развитии депрессии, головных болей, болей в животе, энуреза, снохождения и лунатизма, а также приводит к целому ряду заболеваний, таких как бронхиальная астма, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенные болезни и т.д. Своевременное распознание у ребенка психосоматического расстройства, позволит вовремя разработать методы медицинской и психологической помощи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector