Психосоматика проблем с суставами у детей и взрослых - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психосоматика проблем с суставами у детей и взрослых

Психология болезней: почему болят суставы, сердце и голова

Современный человек относится к боли просто: заболело – выпил таблетку и вернулся к привычной жизни. Однако рано или поздно организм перестает реагировать на традиционную медицину – боль возвращается все чаще. Начинается новый этап – обследования, походы по врачам, новые лекарства…

Восточные мудрецы полагали, что здоровье человека нельзя оценивать только по физическому состоянию. Не меньшее значение имеет и душевная боль, на которую врачи, наши современники, совершенно не обращают внимания. Какова же истинная причина боли в суставах, в сердце, в почках? Рассмотрим несколько нетрадиционный взгляд на проблему.

Залог здоровья – гармония души и тела

Что такое внутренний конфликт и как он влияет на наше здоровье

Основа любого психосоматического заболевания – внутренний конфликт. Например, противоречие между «могу», «хочу» и «надо». Если человек выполняет нелюбимую работу и при этом хорошо зарабатывает, он пребывает в состоянии конфликта между «хочу» и «надо». Источник постоянного напряжения остается с ним постоянно, психика не справляется со стрессом и включает защитный механизм – соматизация.

Мозг направляет напряжение через вегетативную нервную систему, управляющую работой внутренних органов. Что это будет – остеоартроз коленного сустава, пиелонефрит или банальная мигрень – зависит от организма человека, его слабых точек и склонности.

Занимаетесь нелюбимым делом? Ждите проблем со здоровьем

Почему «все болезни от нервов»

Некоторые психотерапевты связывают болезни с тем, как человек выражает свои эмоции. Если человек хочет выразить эмоцию, но не делает этого из-за сознательного запрета, энергия не высвобождается, а наоборот направляется вовнутрь.

Мышцы и суставы больше всего принимают участие в эмоциональных выразительных движениях. Если мы постоянно сдерживаем себя, мы будто замораживаем их. В суставах происходит своеобразный застой, нарушается обмен веществ, что становится мощным провоцирующим фактором к развитию коксартроза или гонартроза.

Игнорирование эмоций приводит к проблемам и с другими внутренними органами, связанными с нервной системой. Сердце, печень, органы ЖКТ также участвуют в выражении эмоций, хоть и не напрямую, поэтому страдают и они.

Откуда берется болезнь и для чего ее создает наше подсознание? Как правильно распознать причину и бороться с ней? Мнение авторитетного психотерапевта и психолога:

А может, это «семейная» болезнь?

Очень часто при диагностировании артроза локтевого сустава, коленного, тазобедренного многие вспоминают, что аналогичные проблемы были у их родственников. Если в семье у кого-то было слабое сердце, рано или поздно и другие члены семьи, чтобы быть «своими», начнут жаловаться на сердечные недомогания. В таких случаях психосоматика комбинируется с реальными симптомами, и разобрать, что на самом деле вызвало недуг, уже не так просто.

У 30-60 % пациентов, которые обращаются за медицинской помощью, бывают необъяснимые симптомы

В чем все-таки причина боли?

Болевой синдром, по мнению некоторых психотерапевтов, – это сигнал нашего организма, попытка донести до нашего сознания некую проблему. Каждое заболевание обусловлено определенными внутренними конфликтами.

Если болит желудок или кишечник…

Болезни органов ЖКТ указывают на сниженную самооценку, на то, что человек не удовлетворен собой, занимается самоедством. К ним приводят также депрессии, глубокие внутренние конфликты, противоречия между «брать» и «отдавать».

Если болит сердце…

Боли в сердце еще вовсе не означают функциональные проблемы с этим органом. Организм подсказывает, что пришло время обратить внимание на взаимоотношения с родными, с мужем, детьми, родителями. Так бывает и при подавленной злости, которая удерживает человека в постоянном напряжении, поэтому сердце находится в состоянии возбуждения.

Если болят суставы…

Психологи полагают, что артрозы и артриты, воспаления, растяжения и отложение солей – это симптомы заблокированной агрессии. Болезни развиваются, если у человека нет возможности проявить агрессию, особенно в отношениях с близкими людьми. Также к ним приводят частые сомнения и неспособность сделать решительный шаг.

Если болит голова…

Головные боли напряжения – это 100 % психосоматика, вызванная постоянным стрессом, перегруженностью работой. Другие причины – сдерживание негативных эмоций и неуверенность.

Насколько правдивы эти постулаты, каждый решает для себя сам. Возможно, кому-то удастся усмотреть истинную причину остеоартроза или болей в сердце в своем нестабильном психологическом состоянии и повлиять на свое здоровье без таблеток. Очевидно одно: не стоит полностью отказываться от разработок современной медицины и переходить на сторону приверженцев психосоматики, особенно если заболевание уже прогрессировало. Никогда не помешает задуматься о душевном спокойствии, тем более что если вы спокойны, лечение остеоартроза будет более успешным!

Что такое психосоматика и как она проявляется: мнение психолога

24 декабря 2020 года

Один из основных запросов, с которыми люди часто обращаются в Московскую службу психологической помощи, — тревога и стрессы. Специалисты отмечают, что с этими негативными эмоциями обязательно нужно работать, поскольку они могут оказывать серьезное влияние на здоровье человека. О том, какие психологические причины вызывают соматические расстройства, что такое психосоматика и как она проявляется, рассказывает психолог Елена Герасимова.

В жизни мы постоянно накапливаем психическое напряжение, и наш организм сообщает о том, что с ним что-то не в порядке. Это явление называют «психосоматическим расстройством». Психосоматика — направление в медицине и психологии, которое изучает, как чувства и переживания влияют на физическое здоровье человека.

Психологические причины, которые могут вызывать соматические болезни:

  • Нехватка положительных эмоций (возникновение сниженного настроения, тревоги, депрессии, стресса). Позитивные впечатления необходимы человеку не меньше витаминов.
  • Негативные разрушительные мысли, направленные на самого себя или на других людей: «все плохо».
  • Повторение определенных фраз, провоцирующих проблемы со здоровьем (например, фраза «видеть тебя не могу» может привести к близорукости).
  • Добровольный «перенос» на себя заболеваний кого-то из близких людей (идентификация).
  • Изматывающее чувство вины, самобичевание.
  • Самовнушение под влиянием авторитетных, на взгляд человека, источников (информация из энциклопедий, интернета, телевидения).
  • Манипуляция несуществующей, надуманной болезнью (с помощью болезни человек пытается организовать действия и чувства других людей).

Когда сердце болит

К психологу обратилась 25-летняя москвичка Маргарита. Девушка встречалась с молодым человеком Иваном на протяжении двух лет. Она мечтала выйти замуж и создать семью. Ивана, наоборот, все устраивало. Он не торопился законно оформлять отношения, так как считал, что спешить ни к чему, нужно пожить для себя. Девушка не раз поднимала разговор о замужестве и рождении детей, но молодой человек раздраженно отвечал: «А зачем нам формальности? Нам и так хорошо вместе! Ты готова вообще быть матерью? Эти детские пеленки, крики и все такое? Ты сама привыкла к тишине, а ребенок постоянно будет требовать внимания. Хочешь — нянчись с племянницей». Такой ответ, причем полученный не в первый раз, девушку не устроил, и в паре разразился очередной скандал. Начались обвинения Ивана в несерьезности и безответственности. Но он продолжал стоять на своем.

Молодые люди приняли решение на время разойтись. Каждый задумался о своем. Маргарита очень переживала, ее стали мучить частые головные боли, бессонница, возникли потеря аппетита и нарушение сердечного ритма, периодически повышалось артериальное давление. Самочувствие ухудшалось, пришлось обратиться к врачу. Обследование патологии не выявило. Врач порекомендовал ей обратиться к психологу.

«Функциональное нарушение сердечного ритма — это реакция на конфликтные ситуации, тревожность, когда человек принимает все близко к сердцу. Существует связь между страхом и сердечным ритмом. Кровеносные сосуды регулируют вегетативную нервную систему, которая связана с нашими эмоциями и напрямую взаимодействует с чувствами», — отмечает психолог.

Психическое напряжение, конфликты и волнения приводят к сокращению гладкой мускулатуры, изменению состояния сосудов и, как следствие, повышению артериального давления, нарушениям сердечного ритма, боли в области груди. Страх может вызвать учащенное сердцебиение и боль в сердце, и наоборот, боль с измененным сердечным ритмом может вызвать страх. Оба процесса усиливают воздействие друг на друга и бесконтрольно переходят в приступ.

Читать еще:  Отдых с детьми в Витязево

Как можно себе помочь

В момент возникновения знакомой боли запомните все детали ситуации: какие вы совершали действия, как выглядели, какие испытывали ощущения, что думали. Если в это время вы с кем-то беседовали, обязательно сохраните в памяти слова собеседника, свои мысли по поводу них. Это поможет проанализировать и определить, на что конкретно вы реагируете.

Выделяют следующие психосоматические нарушения:

  1. заболевания:
    • сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца — самые опасные, так как приводят к инсультам и инфарктам);
    • желудочно-кишечного тракта (язва желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит);
    • эндокринные (сахарный диабет, базедова болезнь — тиреотоксикоз);
    • дыхательной системы (бронхиальная астма);
    • кожной системы (нейродермиты, чесотка на отдельных частях тела);
    • опорно-двигательной системы (ревматоидный артрит, остеохондроз);
    • головные боли (боли напряжения — мышечные боли шеи, затылка, висков, давящие тупые боли, сочетающиеся с другими болями, например, болями в ногах; боли, охватывающие «всю голову», приступообразные, острые, пульсирующие, не сочетающиеся с другими болями; боли односторонние, иногда охватывающие обе стороны);
    • онкологические заболевания (опухоли, новообразования);
  2. вегетоневрозы — на первом месте вегетативные симптомы (нет органических поражений):
    • кардионевроз — распространяется на сердечную систему;
    • гипервентиляционный синдром — патологическое состояние, схожее с астмой, без органического поражения с распространением на дыхательную систему (при сохранности всех органов);
    • панические атаки — проявляются в мощном вегетативном сдвиге, (нарушение сердечно-сосудистой деятельности, желудочно-кишечного тракта, чувство нехватки воздуха, повышение артериального давления, ощущение страха, тревоги, тремор и т. д.);
  3. истерическая конверсия — истерические симптомы могут быть проявлены в любых заболеваниях, возникают, когда человек хочет достичь определенной цели путем демонстраций и манипуляций.

Когда выдуманная болезнь становится реальностью

27-летняя Виктория по настоянию матери получила высшее экономическое образование, но по специальности работать не хотела. Ее молодой человек предлагал различные варианты трудоустройства, но девушка находила любые отговорки и причины, чтобы не работать. Ей нравилась беззаботная жизнь, и менять она ничего не хотела. Молодого человека на неделю отправили в командировку, он порекомендовал девушке найти работу, так как у нее могут возникнуть финансовые трудности. Пообещав заняться этим вопросом, через три дня Виктория заскучала. Большую часть денег, оставленных на продукты, она потратила на дорогое платье и решила напроситься к замужней подруге в гости: «там всегда найдется что-нибудь перекусить». Викторию быстро утомили посиделки, поскольку четырехлетняя дочь приятельницы требовала постоянного внимания. Вика начала раздражаться, ведь она пришла поделиться проблемами, а тут ребенок не дает спокойно поговорить! Девушка покинула дом.

Когда молодой человек вернулся, первым делом поинтересовался, каковы успехи с поиском работы у Виктории, и был вовлечен в красочный рассказ о безрезультатных неудачных собеседованиях с демонстрацией нового платья. Молодого человека разозлила выходка, и он поставил ультиматум: или Виктория ищет работу, или они расходятся. Девушка не ожидала такого поворота событий. Что же делать?

На следующее утро Виктория пожаловалась на плохое самочувствие, ссылаясь на боли в области сердца, слабость, головокружение и тошноту. Виктория симулировала заболевание, решив потянуть время. Через неделю непрекращающегося «плохого самочувствия» молодой человек отвез Викторию к врачу для обследования. Результаты показали полное здоровье. Удостоверившись в обмане, мужчина принял решение расстаться. Вика слезно умоляла его сохранить отношения, утверждая, что ей «действительно плохо» и она нуждается в помощи. Молодой человек дал ей второй шанс. По прошествии некоторого времени в одно утро девушка проснулась от сильной боли в области груди и одышки. Она испугалась, впала в громкую истерику. Вызвали скорую помощь. На этот раз Виктория не симулировала, проявились реальные симптомы. Ее направили на лечение в клинику неврозов с диагнозом «Психосоматическое расстройство». После успешного лечения Виктория обратилась к психологу.

Упражнения, которые помогут улучшить состояние:

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть ее. Повторите. И еще раз.

Теперь представьте, что вам нужно задуть пять маленьких свечек. Делайте глубокий вдох и задувайте их по очереди маленькими порциями выдохов. Повторите. И еще раз.

«Моя болезнь в рисунке»

Нарисуйте и расскажите самому себе или кому-то из близких:

  • Как вы узнали о болезни?
  • Как вы изменились, когда это произошло?
  • Что самое страшное вы представляете о своей болезни?
  • Что произойдет, когда вы выздоровеете?
  • Что для вас быть здоровым и сильным?
  • Как вы видите себя в будущем?

«Солнышко»

Нарисуйте солнышко с лучиками и на этих лучиках напишите свои положительные качества. Зачитайте их вслух себе или кому-либо из близких.

Видите, сколько в вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить. Делайте это чаще!

Подробнее узнать о психосоматике и получить ответы психолога на интересующие вопросы можно у специалистов Московской службы психологической помощи как на индивидуальных консультациях, так и во время вебинаров. Записаться на консультации и онлайн-занятия можно на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Психосоматические заболевания

Ещё в греческой философии и медицине была распространена мысль о влиянии души и духа на тело человека. В переводе с греческого «психо» — душа, «сома» – тело. Душа и тело неразрывно связаны — об этом говорили Гиппократ, Платон, Аристотель. Термину «психосоматика» скоро исполнится двести лет, его придумал в 1818 году немецкий врач Хайнрот.

Психосоматические заболевания — это заболевания внутренних органов и систем, возникающие в результате душевного неблагополучия.

Психотерапевты утверждают: любое заболевание сначала возникает в подсознании и только потом проявляется на уровне тела. То есть, большинство наших недугов связано с нерешенными внутренними проблемами. Основными психологическими причинами недугов являются гнев, зависть, тревога и чувство вины.

Многие ученые верят, что 80% всех болезней – на самом деле психосоматические. Наше самочувствие зависит от наших мыслей, настроения, умения находить и видеть позитив, красоту и наслаждаться всем этим. Состояние здоровья связано с умением быть счастливым, особенностями характера, отношением к успехам и неудачам на работе, бытовым проблемам.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, симптомы и болезни разных органов — это символический язык, с помощью которого тело хочет сообщить о вытесненных психических конфликтах.

Почти половина всех заболеваний человека может носить психосоматический характер. Среди них заболевания:

  • сердца и сосудов (артериальная гипертензия, гипертония, ревматизм, вегетативная дистония, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма, инфаракты)
  • желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, дискинезия желчных путей)
  • нервной системы (хронические головные боли, боли напряжения, головокружения)
  • кожи (нейродермит, рецидивы псориаза)
  • гинекологические, в том числе связанные с репродуктивным циклом женщины (синдром «предменструального напряжения», гестозы, послеродовые депрессии)
  • эндокринные
  • и многие другие.

Симптомы психосоматических заболеваний

Иногда врачи сталкиваются с ситуациями, когда не удается точно установить причину того или иного заболевания. Бывает, что никаких физиологичных предпосылок для развития заболевания нет, но болезнь прогрессирует.

Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь классифицируется как психосоматическая.

Есть определенные сигналы того, что причина болезни лежит именно в области психологии:

  • Частое повторение заболевания. Человек получает лечение согласно рекомендациям врача, но в итоге симптомы ненадолго исчезают и в скором времени появляются вновь. То есть, адекватное медикаментозное лечение не дает ожидаемого результата.
  • Наличие психологической травмы или хронических стрессов. Если пациент знает, что у него был трудный период или что-то не так в личной жизни, лучше сразу обращаться и к терапевту, и к психотерапевту, что поможет скорее установить истинную причину заболевания и подобрать правильное лечение.
  • Традиционное лечение не помогает — еще одна особенность психосоматического заболевания.
Читать еще:  Дефект межпредсердной перегородки сердца у детей

Диагностика психосоматических расстройств

Редкий врач сразу заподозрит у пациента психосоматику. Обычно такие заболевания внешне не отличаются от соматических болезней, например, никогда нельзя сразу определить, вызван ли гастрит у пациента бактерией Хеликобактер или какими-то переживаниями. Очень часто врачи диагностируют проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой, нервной системой или иммунитетом, даже не подозревая о душевной травме пациента.

К чему же приводит такая диагностика заболевания? Врач назначает пациенту лекарства, которые должны облегчить его состояние и вылечить заболевание. Назначенное лечение действительно облегчает симптомы, и врач с радостью отпускает пациента. Но, по окончанию курса лечения, через некоторое время, все симптомы возвращаются, и врач начинает искать более эффективное лечение и более сильные лекарства.

Через несколько лет мы имеем хронически больного человека, который принимает гору лекарств и страдает от побочных эффектов и невозможности вылечиться. При этом, для облегчения его состояния и полного решения проблемы, необходимо было с самого начала обратиться к психотерапевту, но, или пациент постеснялся сказать врачу о своих проблемах, или врач не спросил, или оба не заподозрили вовремя, и время было упущено.

Поскольку психосоматические заболевания возникают в результате душевных расстройств, влияющих на тело человека, в диагностике и лечении этих болезней должны участвовать несколько специалистов: психотерапевт и профильный специалист — терапевт, невролог, кардиолог, эндокринолог. Лечить нужно одновременно и душу, и тело.

Роль психотерапевта — определить природу эмоционального состояния, вызвавшего заболевание, и помочь пациенту справиться с ними. Провоцировать развитие психосоматических заболеваний может не столько наличие, сколько невысказанность и подавленность негативных эмоций. Подавленные и заглушенные эмоции постепенно перегорают, разрушая тело человека и провоцируя возникновение болезни.

Практически любая негативная эмоция, которая тщательно скрывается, будь то страх, злоба, печаль или ненависть, рано или поздно может найти выход в болезни.

Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?

Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.

Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.

Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.

Лечение психосоматических заболеваний

Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно психосоматика. Сделать это может только опытный психолог, психотерапевт или же сам пациент, проанализировав свои ощущения.

Необходимо помнить,что психосоматика – вовсе не симуляция или придумывание проблемы, это действительно серьезное заболевание. Далеко не каждый человек может справиться с психосоматическим заболеванием сам, одним усилием воли. Ему должны помочь родственники и друзья, либо врач психотерапевт.

Болезнь – это тревожный сигнал организма, призванный восстановить равновесие в душе. Поэтому причины недомогания следует искать не только в физическом теле, а на уровне «энергетики», душевного волнения, негативных эмоций, даже если болезнь проявила себя в виде боли, спазмов, высокой температуры. Начинать нужно именно с тех негативных эмоций, которые мы получаем на работе, в семье, в школе, во взаимодействии с другими людьми.

Если человек долго носит в себе негативные эмоции, испытывает постоянное недовольство собой и своей жизнью, то организм рано или поздно подаст тревожный сигнал: найдет «слабое звено» и поражение произойдет именно там.

Если психосоматическое заболевание замечено у ребенка или подростка, это сигнал для лечения всей семьи.Ведь для устранения заболевания необходимо устранить его причину, а причина чаще всего кроется в неблагоприятной обстановке дома. При лечении взрослых людей также часто приходится привлекать членов их семей, советовать им изменить обстановку, работу и даже место проживания.

Когда причина болезни не ясна, следует взглянуть на самого человека, а не только на болезнь. Что-то происходит в его жизни такое, о чем «кричит» организм. Хронический стресс, неудовлетворенность личной жизнью, работой, собой, негативизм по отношению к людям – все это способствует тому, что человек может заболеть.

Очень важно совмещать психотерапию с правильно подобранным медикаментозным лечением. Часто соматическая составляющая заболевания заходит настолько далеко, что справиться с ней получается только при помощи лекарств. А решить проблему с возвращением симптомов поможет психотерапия. Если правильно сочетать психотерапию и медикаментозное лечение, можно навсегда избавиться от многих проблем со здоровьем.

Самые частые психосоматические заболевания у детей

Автор статьи: Белов Владимир Владимирович , медицинский психолог, детский психолог, консультант-суицидолог

Спектр психосоматических болезней широк. К ним относятся: бронхиальная астма, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункция щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемия

Психосоматическую природу имеют сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Поговорим о том, как эти заболевания проявляются и о чем говорит наличие той или иной патологии.

Как же объясняются проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики?

  • Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям;
  • Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе);
  • Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест;
  • Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого;
  • Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения;
  • Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом;
  • Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека;
  • Нейродермит — раздражительность, высокая способность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей;
  • Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей;
  • Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье;
  • Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Несомненно, что все описанное – общая тенденция и в каждом конкретном случае нужно изучать все подробности жизни ребенка, и только после этого делать выводы и назначать какое-либо лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним должна вестись в индивидуальном порядке. Для начала нужно убедиться, что болезнь именно психосоматического толка. Понаблюдайте за ребенком — когда и как, после чего у него начинается недомогание. Помните о том, что психосоматика — не способ симуляции, это заболевание, требующее лечения. Но заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования и консультации с психологом. Нужно определить причину, выявить «травмирующее событие». Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания саду, а затем постепенно увеличивать время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Читать еще:  Протаргол для детей: инструкция по применению

Если же родители не могут справиться с проблемой своими силами, то без грамотного лечения не обойтись. После работы и с ребенком, и с его родителями симптоматика обычно проходит. Психотерапии хорошо поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения истинные проблемы и конфликты не решаются, более того — ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Поэтому психосоматическими проблемами нужно начинать заниматься как можно быстрее, с того самого момента, когда у вас возникло подозрение, что речь идет не только о слабом здоровье. Наилучшие результаты дает комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями ребенка. Не стоит также забывать, что психотерапия детей – это, прежде всего, психотерапия родителей. Если эти две грани будут сбалансированы, проблема решится, а лечение принесет отличный результат.

Запись на прием к врачу детскому психотерапевту

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детских психологических заболеваний в клинике «Семейная».

Психосоматика проблем с суставами у детей и взрослых

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожными заболеваниями, язвенными болезнями — все это — психосоматические расстройства. Неумение своевременно распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, что требует максимальной диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев утяжеляют проявления основного заболевания.

Объект исследования: психосоматические расстройства у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: основные причины, способствующие развитию психосоматических заболеваний у подростков.

Цель: исследовать особенности этиологии и патогенеза психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.

  1. Проанализировать теоретические источники по проблеме развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  2. Осуществить подбор диагностического материала, способствующего достижению поставленной цели.
  3. Произвести эмпирические исследования, направленные на изучение основных причин развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов теоретического и эмпирического исследований.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитию психосоматических расстройств у детей подросткового возраста способствует ряд определенных факторов: бытовые условия и конфликты в семье; дефекты воспитания; отсутствие дружеских отношений или непринятие в детском коллективе; негативное отношение со стороны учителя; психоэмоциональные перегрузки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, а также личностные особенности ребенка.

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) — расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, переживанию острой или хронической психологической травмы, а также специфическим особенностям эмоционального реагирования личности [1]. По мнению Ф. Александера, каждый телесный процесс прямо или косвенно подвержен влиянию психологических стимулов, поскольку организм в целом представляет собой единицу, все части которой взаимосвязаны между собой.

Эмоции, вернее, их изменения, особенно в отрицательном плане, ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. С 30-х годов XX века такое положение активно разрабатывалось представителями психосоматической медицины на основе психоаналитического подхода З. Фрейда. Рассматривая эмоции и их нарушения как этиологический фактор, психоаналитики отражали этот факт в определении психосоматического заболевания. Подчеркивая то, что психосоматическим можно считать такое заболевание, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние.

Этиологическое значение в развитии заболевания, согласно Ф. Александеру, может иметь следующие факторы: наследственную предрасположенность; родовые травмы; органические заболевания раннего возраста; особенности воспитания; переживание телесно травмирующего опыта; эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов; недавние телесные повреждения и эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.

Д.Н. Исаев подчеркивает большую сложность патогенеза психосоматических расстройств: неспецифическую наследственность и врожденную отягощенность соматическими нарушениями и дефектами; наследственную предрасположенность к психосоматическим расстройствам; нарушения деятельности ЦНС; психическое и физическое состояния во время действия психотравмирующих событий; фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов; особенности психотравмирующих событий, а также личностные особенности.

Многие исследователи пытались выделить базисные характеристики личности психосоматического больного, указывая на инфантилизм, алекситимию, перфекциониз, выученную беспомощность, дефицитарную агрессию [2].

Для эмпирической части исследования были выбраны методы диагностики по методикам: диагностики уровня школьной тревожности Филипса, направленной на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей подросткового возраста; методике «Завершение предложения» (вариант В.Михала), направленной на диаг­ностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к сверстникам, учителям, школе, своим собственным спо­собностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15. Респондентами выступили учащиеся 7 класса в количестве 23 человек.

С помощью методики Б.Н. Филлипса были выявлены основные факторы тревожности. Эмоциональное состояние школьника (в частности негативное) во многом влияет на его психофизиологическое состояние, что в последствие может привести к целому ряду заболеваний. Результаты исследования показали, что основными причинами, которые могут повлиять на развитие психосоматических расстройств, у детей подросткового возраста являются: общее эмоциональное состояние ребенка в школе; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей; а также негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, возможностей (особенно публично).

Методика «Завершение предложения» — проективная методика исследования личности. Самопонимание ребенка изучалось с помощью предложений, направлен­ных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возмож­ностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу под­росткового возраста. Интерпретация результатов показала, что наиболее значимыми переживаниями ребенка, в подростковом возрасте являются: непонимание со стороны взрослых (матери, отца); конфликты и недопонимание со сверстниками или, наоборот, отсутствие дружеских отношений; плохое самочувствие; боязнь проверки знаний и конфликты с учителями, переживания по поводу своей привлекательности, боязнь потерять значимую фигуру/близкого родственника, тревога за свое будущее, а также личностные особенности ребенка, которые также могут способствовать развитию психосоматических заболеваний.

Подводя итоги, следует прийти к выводу, что стрессовые состояния, беспокойство, семейные, социальные и школьные проблемы влияют на психофизиологическое состояние подростка, что нередко выражаются в расстройствах сна, приема пищи — такими как нервная анорексия и булимия, развитии депрессии, головных болей, болей в животе, энуреза, снохождения и лунатизма, а также приводит к целому ряду заболеваний, таких как бронхиальная астма, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенные болезни и т.д. Своевременное распознание у ребенка психосоматического расстройства, позволит вовремя разработать методы медицинской и психологической помощи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector