Психосоматические причины тошноты у детей и взрослых - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психосоматические причины тошноты у детей и взрослых

Желудочно-кишечные заболевания и психологические проблемы

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания — это болезни или болезненные состояния, в формировании которых эмоциональные факторы играют ключевую роль. Толчком к их развитию обычно являются стрессы, напряжение, внутренние конфликты, которые перестали пониматься или решаться человеком. Проблема исчезает из осознанного восприятия, но сохраняет свое бессознательное присутствие. Подобное вытеснение конфликта происходит по разным причинам. Иногда это страх посмотреть на проблему прямо, найти в себе силы действовать, а иногда просто отсутствие возможности или внутренних ресурсов для ее решения. О таких заболеваниях еще говорят: «на нервной почве».
Психосоматические заболевания имеют совершенно реальные физические симптомы.
Сложность лечения этих заболеваний в том, что только традиционными методами с ними не справиться. Лекарственными средствами можно улучшить состояние, но пока не решена психологическая проблема, высока вероятность того, что болезнь вернется вновь.


Психологами описаны семь основных источников психосоматических заболеваний:
• Внутренний конфликт, конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке.
• Мотивация или условная выгода. Это очень серьезная причина, потому что часто симптом несет условную выгоду для человека. Например, избавляет от необходимости выполнять какие-либо обязанности, какую-либо работу. Если человеку сказать, что болезнь для него выгодна, то он чаще всего с этим не согласится. Это особенно характерно для истеричных людей. Они могут долго ходить по врачам и пытаться вылечиться, но, как правило, если они чувствуют, что выздоровление близко, то находят уважительную причину, чтобы прервать лечение. В дальнейшем они будут жаловаться, что этот метод лечения или этот специалист тоже не смогли им помочь. А если врач действует достаточно энергично, и больной «пропускает» момент излечения от данного симптома (от греч. symptoma – признак болезни) или болезни, то на смену тут же приходит новая, а о старой болезни он уже может и не вспоминать, как будто ее и не было.
• Эффект внушения. Если ребенку все время говорить, что он дурак, плохой, то велика вероятность, что он таким и вырастет. Предпочтительнее при наказании говорить, что он хороший и умный, но поступил почему-то плохо или глупо. Слово, сказанное врачом и неверно истолкованное пациентом, может глубоко запасть в подсознание и оказаться причиной развития или закрепления настоящей патологии.
• Элементы органической речи. Болезнь может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «меня тошнит от уроков» могут превратиться в реальные симптомы.
• Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Особенно опасно бессознательное подражание родителям. Выполнение родительского сценария, возможно, является одной из причин наследственных заболеваний. Генетики могут возразить, что наследственные заболевания переносятся генами. Они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, а далеко не все болеют. Может, родительский сценарий и является тем фоном, на котором наследственная патология начинает развиваться. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети болели теми же заболеваниями, что их бабушки и дедушки, т.е. наши родители, то именно мы должны сами постараться избежать этих заболеваний, поломать сценарий. К сожалению, сценарные нарушения плохо поддаются психологической коррекции, может поэтому их и отнесли к группе наследственных заболеваний: медицина не может изменить то, что заложено в генах.
• Самонаказание. Это происходит, когда за совершенный неблаговидный поступок человек начинает бессознательно наказывать себя. Часто это результат того, что человек поступает не так, как его воспитывали; что приводит к возникновению чувства вины, а вина ищет наказания. Таким наказанием является возникновение болезни.
• Болезненный, травматический опыт прошлого – самый серьезный, самый глубокий источник. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, вытесненные, забытые, но активно влияющие на поведение и здоровье человека из бессознательной части личности. Они могут быть и не забыты, а постоянно держаться в памяти или периодически всплывать.

Как связаны эмоции и работа пищеварительного тракта?

Поглощение и выделение – основные функции желудочно-кишечного тракта. Но они в своих проявлениях находятся в определенных отношениях с окружающим человека миром, связаны с его эмоциональным состоянием и с внешним жизненным пространством. Все процессы в этой соматической сфере нельзя изолировать от душевного состояния человека. Поэтому неудивительно, что такие действия человека, как процесс принятия пищи, жевание, глотание, переваривание и выделение остатков прочно входят в более тонкие уровни взаимодействия человека – с окружающими его людьми.

Новорожденный ребенок в функциональном отношении являет собой «сплошной рот». Это самый главный инструмент взаимодействия новорожденного с окружающим миром. Кормление и чувство сытости в дальнейшем, с развитием ребенка и становлением уже зрелой личности, служат не только для достижения насыщения, но и опосредуют собой заботу, чувство безопасности, переживание того, что тебя любят. Прием пищи и процесс насыщения остаются на всю жизнь замещающей возможностью удовлетворения, к которой можно прибегнуть при любом разочаровании.

Эта внутренняя связь между психическим состоянием человека и процессом поглощения или выделения приводит к тому, что эмоциональное состояние человека при принятии пищи оказывает влияние на дальнейший процесс ее переваривания. Такие переживания, как агрессия, опасение, страх, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику и, как следствие, приводят сначала к функциональным, а при прогрессировании процесса – к органическим изменениям структуры желудочно-кишечного тракта. Биологически эти переживания связаны с функцией сокращения мышечных клеток. При опасности или агрессии возникает рефлекторный спазм, напряжение. Ни одно живое существо, кроме человека, не будет принимать пищу, находясь в подобном состоянии, потому что для приема пищи нужно вначале расслабиться.

Человек не только способен есть в состоянии подавленности, агрессии или страха, но зачастую прибегает к поглощению большого количества пищи как к средству «успокоить нервы». В результате пища попадает в спазмированный, зажатый под действием стресса пищевод, желудок, кишечник. Следствием этого является широчайший спектр желудочно-кишечных расстройств. У многих животных дефекация связана с ситуацией спокойствия и безопасности. Враждебность не позволяет им выделить кал. Человек также стремится приурочить дефекацию к спокойному периоду дня, когда не обременяют тяжелые проблемы и заботы. Маленькому ребенку, пока он не перешагнет барьер отвращения, игра с калом доставляет удовольствие. Выделение кала имеет характер подарка в отношении к любимому человеку (отец, мать, няня и др.), который в свою очередь приучает ребенка регулировать свои выделения и приурочивать их к желательному моменту.

Чувство подавленности, беспомощности, бессилия связано не только со страхом, но и с усилением деятельности кишечника. При эмоциональной диарее (частыми поносами, не связанными с патологическими процессами в толстой кишке) ведущей причиной являются более или менее осознанно пережитые ситуации страха и повышенных требований со стороны окружающих.

Пищевое поведение человека, т.е. как, сколько и что он ест, является отражением его взаимоотношений с окружающим миром. Наряду с пищевым поведением и сама система пищеварения в особенности пригодна для соматического выражения существующих у человека проблем с уверенностью и защищенностью, т.к. еда представляет собой самую первоначальную форму собственности, гарантирующую существование, а пищеварение – самую первоначальную форму управления и пользования этой собственностью.

Чувство вины и покаяния могут выражаться в отказе от пищи или упорной рвоте. Сильный голод становится симптомом регрессивного стремления к защищенности перед лицом задачи, превышающей возможности человека. Страх, внутренняя неудовлетворенность и неуверенность часто вытесняются желудочно-кишечными заболеваниями. Видимым в таких случаях остается лишь телесный симптом. Если задетый орган или симптом выключаются медикаментозным или хирургическим путем (язва желудка, язвенный колит), часто появляются психические симптомы – страх, депрессия и др.

Стресс – это физиологическая реакция организма, выраженная в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий. Он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на защиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессоры.

Нередко в стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, принимает точные и ответственные решения, но при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Основные правила противострессовой профилактики у детей:

  • Постарайтесь, чтобы ребенок больше спал, по меньшей мере, восемь-десять часов в сутки.
  • У ребенка обязательно должна присутствовать физическая активность, однако чередуйте интенсивные занятия спортом с днями отдыха, чтобы уставшие мышцы пришли в себя. Иначе избыток физической активности сам по себе станет стрессом.
  • Чтобы однообразие спортивных нагрузок не превратилось в стресс для психики, попробуйте новые виды активности – спортивные танцы, теннис, велосипед, лыжи, бег. Заодно повысите уровень эндорфинов у ребенка.
  • Обязательно выделяйте время, чтобы ребенок спокойно посидел с книжкой (если он еще не может читать, читайте ему сами), послушал музыку или занялся чем-нибудь таким, что его успокаивает (рисование, вышивание, выжигание, вязание и т.п.).
  • Старайтесь, чтобы ваш ребенок больше смеялся!

Отрывок из книги «Мама, у меня болит живот»

Ощущение тошноты

Нет ничего хуже ощущение тошноты, особенно без видимой на то причины.

Тошнота — это общий симптом, который может возникнуть при разных заболеваниях и в то же время может быть совершенно нормальным «безопасным» процессом регуляции организма.

Тошнота может вызывать головокружение, дезориентацию, тревогу и даже сожаление. Ученые выделяют более 10 объективных причин тошноты, помимо утреннего токсикоза или похмельного синдрома. Если Вас беспокоит это тошнотворное чувство, то эта статья написана специально для Вас.

Причины тошноты:

  1. Психосоматические заболевания. Психические расстройства, протекающие с симптомами тревоги и депрессии, могут проявляться так называемыми психосоматическими симптомами. Такими как: сердцебиения, ощущение одышки, повышение температуры, дрожи во всем теле, волн жара или холода, диареи или запоры, тошноты и другие. Тошнота частый симптом неврозов, депрессивных состояний, расстройств адаптации, посттравматического стрессового расстройства, психозов и других нарушений психики. В этих случаях перевозбуждение некоторых отделов мозга приводит к запуску ощущения тошноты, иногда доходящей до рвоты. Для того, чтобы избавиться от тошноты, необходимо выявить ее причину (установить вид нарушенного поведения и психического расстройства) и, при возможности, устранить ее. Этим занимается врач психотерапевт и психиатр.
  2. Нарушения пищевого поведения: анорексия, булимия. Это распространенные заболевания приводят к нарушению нормальной работы тех отделов мозга, которые отвечают за аппетит, чувство голода и насыщения. Тошнота в этих случаях является симптомом перевозбужденной и неправильно работающей нервной системы. Как и другие психические расстройства, нарушения пищевого поведения лечит врач психиатр. Восстановление нормального приема пищи и устранение нарушений восприятия и мышления приводит к избавлению от тошноты.
  3. Мигрень. Природа мигрени до конца не изучена. Она часто сопровождается тошнотой, рвотой, сужением полей зрения, чувствительностью к свету и звукам. Есть теория, что тошноту при мигрени вызывает серотонин. Как это работает? Серотонин посылает сигналы в кровеносные сосуды головоногое мозга, расширяет их, а они в свою очередь задевают участок продолговатого мозга, где располагается «рвотный центр». Именно поэтому, антидепрессанты успешно используются в практике лечения мигрени. Есть определенные триггерные факторы, вызывающие приступ мигрени. Старайтесь избегать сильного эмоционального стресса, яркого света, бессонницы, сильных запахов, употребления ПАВ (алкоголя, наркотиков), голода.
  4. Стресс. Тревога и стресс может усилить активность вегетативной нервной системы. При приступе панической атаки частым симптомом является тошнота. Во время приступа панической атаки происходит прилив крови к внутренним органам, в том числе и к органам пищеварения, что вызывает тошноту. Лучшее, что Вы можете сделать от тошноты, вызванной стрессом, избавиться от панических атак при помощи медикаментозной терапии или психотерапии.
  5. Обезвоженность. Обезвоживание происходит из-за нехватки жидкости организму. Если в Вашем теле циркулирует меньше жидкости, то организм автоматически перераспределяет жидкость среди жизненно важных органов. Номер один здесь мозг и сердце, а органы пищеварения остаются в обезвоженном состоянии, это вызвать приступ тошноты. Лечение данного состояния очень простое, пейте больше жидкости. Физиологи советуют, для более частого употребления воды — видеть ее. Если Вы видите воду (носите с собой бутылку, ставите стакан воды на стол, берете бутылку воды в машину), Вы чаще ее пьете.
  6. Низкий уровень сахара. Гормоны организма регулируют уровень сахара в крови. Если уровень глюкозы крови низкий (гипогликемия) определенные гормоны (гликоген и адреналин) резко повышаются, чтобы помочь организму выработать больше глюкозы, в этот момент организм испытывает чувство тошноты. Низкий уровень сахара так же влияет на вегетативную нервную систему, при гипогликемии человек может испытывать дрожь в теле или повышенную тревожность (как при панической атаке). Как избавится от этого состояния? Избегайте голода, старайтесь питаться каждые 3-4 часа!
  7. Гастроэзофагеальная болезнь. Изжога является основным симптомом гастроэзофагеальной болезни, она вызывает тошноту из-за повышенного количества желудочной кислоты, которая попадает из желудка в нижние отделы пищевода. Кислота повреждает слизистую пищевода, вызывая чувство тошноты. Способ избавления: прием антацидной терапии, отказ от курения, кофе, алкоголя, соблюдение диеты и т.д.
  8. Язвенная болезнь. Одним из симптомов язвенной болезни является тошнота. Для исключения данного заболевания необходимо пройти обследование у врача гастроэнтеролога.
  9. Сезонная аллергия. Классическими симптомами сезонной аллергии является слезотечение, зуд в горле, чихание и т.д. Большое количество вырабатываемой слизи стекает по задней стенке горла попадая в пищевод, вызывая при этом чувство тошноты. Избавьтесь от тошноты: снизьте количество аллергенов, примите антигистаминные препараты. Обсудите симптомы тошноты с вашим аллергологом, возможно, Вам потребуется лечение рецептурными гормональными препаратами.
  10. Прием медикаментов натощак. Тошнота частый побочный эффект многих медикаментозных препаратов, включая антидепрессанты. Ваш кишечник обрабатывает пищу, выделяя желудочно-кишечную кислоту, поэтому когда Вы принимаете таблетку, натощак данная кислота раздражает стенки желудка вызывая чувство тошноты. Старайтесь принимать медикаменты в момент приема пищи или сразу после (исключение индивидуальная особенность медикаментозного препарата, указанная в инструкции). Если данные способы не помогают Вам избавится от тошноты на фоне приема медикамента, обратитесь к доктору, возможно стоит снизить дозировку препарата или перенести прием на вечернее время.
Читать еще:  Как быстро научить ребенка читать - Чтение

Если Вы постоянно испытываете чувство тошноты и при этом полностью исключена патология ЖКТ, возможно речь идет о расстройстве вегетативной нервной системы. Обратитесь в нашу клинику, мы поможем Вам справиться с данным недугом.

В здоровом теле – здоровый дух. Психосоматика – что это такое?

Тошнит? Чувствуете общую слабость? А может вас стали беспокоить головные боли? Эти и целый ряд других разнообразных проявлений могут указывать на реальные, хорошо известные медицине заболевания. Однако бывает и так, что ни один из современных методов диагностики не помог найти причину симптомов.

Когда физические недуги не поддаются традиционному объяснению , а являются ответом организма на переживание негативных эмоций, можно заподозрить психосоматику. Что же такое психосоматическое расстройство – модный диагноз или подтверждённый наукой факт?

С древности и до наших дней

Интерес к тесной связи соматической (телесной) и психической (душевной) сферы возник ещё во времена Гиппократа. В трудах Авиценны можно встретить обоснование гипотезы возникновения недугов из-за воздействия отрицательных эмоций. Понятие «психосоматика» упоминается в научной литературе начала XIX века, а активный интерес среди учёных к этой группе болезней отмечается с середины XX века.

Согласно статистике, количество случаев психосоматических заболеваний с каждым годом увеличивается, что обуславливает актуальность их изучения.

В чём причина психосоматических расстройств ?

Не получается уснуть перед волнующим событием, краснеет лицо при публичном выступлении, потеют ладони во время конфликта — такая реакция организма при кризисных ситуациях естественна. Но если стресс сильный, события психотравмирующие , могут развиться заболевания внутренних органов без видимых на то объективных причин.

В современных условиях человеку часто приходится сдерживать свои эмоции, особенно негативной окраски (гнев, агрессию, раздражение), вытесняя их в подсознание. Подавленные эмоции, в свою очередь, вызывают изменения в деятельности внутренних органов, хронический стресс способствует ослаблению иммунитета, человек начинает часто болеть.

С чем связана такая реакция органов? Всё дело в гормонах, а точнее некоторых из них. Воздействие стресса на организм запускает интенсивную выработку дофамина, адреналина, норадреналина, ускоряющих физиологические процессы (дыхание, сердцебиение). Получая сигнал о стрессе, мозг даёт команду надпочечникам вырабатывать гормон кортизол, который отвечает за прилив крови к мышцам, обеспечивая защитную функцию «беги или дерись». Поступление достаточного количества кислорода к мышцам и органам, работающим в экстремальном режиме, достигается за счёт усиления кровотока, повышения артериального давления в результате спазм а сосудов.

Когда человек оказывается в безопасности, для нормализации деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма должен произойти выплеск эмоций. Но если такой разрядки не происходит, то гормональный дисбаланс и спазм сосудов сохраняются, а это может привести, к примеру, к артериальной гипертензии.

Как распознать психосоматику?

Часто пациенты не видят взаимосвязи между собственными переживаниями и физическим состоянием, поэтому до выявления психосоматической природы недуга проходят неоднократные консультаци и у различных специалистов, обследовани я , а порой и получают лече ние .

Заподозрить психосоматику можно тогда, когда:

  • болезнь развилась на фоне острой или хронической психотравмирующей ситуации;
  • обострения заболевания зависят от воздействия психогенных факторов;
  • нет других явных причин для развития патологии – инфекции, интоксикации, отягощённой наследственности и т. д.

Симптомы психосоматических расстройств разнообразны. Пациенты могут жаловаться на:

  • беспричинные головные боли;
  • головокружение;
  • тяжесть в теле и конечностях;
  • боли в сердце, мышцах; тяжесть в спине;
  • онемение и покалывание в разных частях тела;
  • бессилие, слабость, повышенную утомляемость;
  • диспепсические явления (тошнот у , рвот у , расстройства стула);
  • озноб, «приливы»;
  • затруднение глотания;
  • удушье и другие.

Классификация психосоматических расстройств

Психосоматические расстройства встречаются как у взрослых, так и у детей.

Попытка их систематизации привела к выделению трёх основных групп:

1. Конверсионные симптомы. Человек ощущает реальные признаки неврологических нарушений, а по результатам медицинских обследований он совершенно здоров. Пациент может жаловаться на то, что не видит, не слышит, не может двигаться.

2. Функциональные синдромы. Сопровождаются функциональными нарушениями в работе разных органов и систем — сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательного аппарата, но их главная предпосылка – стресс.

3. Психосоматозы. Это истинные психосоматические болезни, сопровождающиеся патологическими изменениями в органах. Среди них:

  • бронхиальная астма;
  • язвенный колит;
  • эссенциальная артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь);
  • нейродермит;
  • ревматоидный артрит;
  • сахарный диабет;
  • язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и другие.

Как помочь пациентам с психосоматикой

Эффективность лечения психосоматических расстройств зависит от выявления и устранения причины их развития. С этой целью используют психотерапевтические техники. Лекарственные препараты при психосоматических расстройствах назначают при наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Положительно на эмоциональном здоровье человека сказываются занятия спортом, арт-терапией, иппотерапией, массаж, йога. Помощь в восстановлении психологического равновесия может оказать и ближайшее окружение пациента.

Хотите избежать развития психосоматических расстройств — научитесь противостоять стрессу, строить конструктивные межличностные взаимоотношения, управлять эмоциями и давать им выход в социально приемлемой форме.

Лечение психогенной рвоты у ребенка

Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.

Особенности расстройства

Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:

  • обезвоживание организма;
  • резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
  • предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
  • нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
  • растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).

Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.

При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.

Симптомы заболевания

Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние. Симптомы:

  • Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
  • Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
  • Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.
Читать еще:  Таблетки Аугментин для детей

Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться. Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.

Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.

Способы диагностики

Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже. Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:

  • вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
  • проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
  • каково эмоциональное состояние ребенка;
  • параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
  • когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
  • тошнит ли по утрам.

Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:

  • МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
  • энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
  • биохимический анализ крови на гормональную активность.

Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.

Лечение

Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией. «Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Ольга Маскина
Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию — как бы вопреки экстренным ситуациям.

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний – психологи призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Психосоматические расстройства у детей и взрослых, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь – страдают зубы и печень, много грустите – неизбежны бронхиты, хронический кашель и т. д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая – все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия. Психосоматика (от греч. psyche — душа, soma — тело)

Психосоматические расстройства — физиологические болезни, возникающие на основе психотравмирующих обстоятельств.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:

1. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

психотического характера;

непсихотического характера.

2. Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3. Личностные особенности родителей.

4. Личностные особенности больных.

1. Патология беременности и родов.

2. Нарушение вскармливания.

3. Нарушения психомоторного развития

4. Травмы, операции, интоксикации.

5. Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия — ППД — сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

3. Психосоциальные

1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2. Нарушение системы мать-дитя.

3. Дефекты воспитания.

4. Посещение детских учреждений.

5. Наличие сестер и братьев.

6. Неполная семья.

7. Курение и алкоголизм у родителей.

8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9. Изменение стереотипа общения.

10. Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детейдошкольного возраста являются:

— срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

— неправильное построение режима для ребенка;

— неправильные воспитательные приемы;

— отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

— создание односторонней аффективной привязанности;

— отсутствие единого подхода к ребенку.

Ниже мы приведем взаимосвязи заболеваний с психологическими проблемами. Но эта связь достаточно условна, и нужен индивидуальный подход в каждом случае.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях.

Ангина и другие заболевания горла = отсутствие свободы самовыражения

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Кашель = непринятия себя, накопленная неприязнь

Кашель далеко не всегда может свидетельствовать о простуде. Многие родители наверняка замечали, что детки могут кашлять без видимых причин. По мнению специалистов по психосоматическим болезням, кашель – это выплескивание негатива, накопленного ребенком. Часто беспричинный кашель возникает у детей, родители которых часто ругают своих чад по мелочам – за разбитую посуду, перелитый чай, рассыпанную случайно еду. Взрослые не уделяют большого внимания подобным мелочам, а вот детки, напротив, запоминают такие моменты и часто «внутри» критикуют себя, пусть даже и непроизвольно. Когда подобный негатив накапливается, ребенок пытается прокашляться.

Судороги = панических страх

Судороги у детей могут быть связаны с сильнейшим чувством страха, Малышу хочется ухватиться за мамину руку, сжать ее покрепче и почувствовать опору.

Тошнота = стресс, испуг, большая обида

Ребенка тошнит – кишечная инфекция, ротавирусная инфекция или отравление! Именно так, не задумываясь, ответит большинство мамочек. На самом деле, тошнота и даже рвота ребенка может быть вызвана психологическими проблемами – сильнейшим стрессом, испугом и даже серьезной обидой.

Чаще всего, когда речь идет о психологическом факторе, причиной тошноты у ребенка становится сильный стресс и переживания, связанные с новыми ощущениями, ответственностью. Многие дети нервничают на первых занятиях в школе.

Запор = нежелание расставаться с чувствами и воспоминаниями

По мнению ученых, причиной запора у ребенка может стать нежелание расставаться с накопленными чувствами, воспоминаниями и эмоциями. Часто, подобны психологические запоры у ребенка связаны с нежеланием расставаться с садиком и, соответственно, боязнью неизведанного – школы.

Конъюнктивит = страх прошлого

Психологической причиной возникновения конъюнктивита может стать сильный страх ребенка вновь пережить какое-то неприятное событие из прошлого

Простуда = дискомфорт, смятение, беспокойство

Внезапная простуда. Кто из родителей не сталкивался с подобным? Ребенок чувствует себя отлично, не бывает на сквозняке, не ест мороженное, но внезапно заболевает простудой. С точки зрения психологии, психологической причиной простуды ребенка может стать общий дискомфорт в доме или беспокойство, преследующее малыша. Часто простуда подстерегает детей, которые становятся свидетелями напряженной обстановки в семье, во время ссор родителей, во время тяжелого финансового положения, когда родители удручены. Ребенок впитывает в себя негатив, витающий в воздухе и заболевает.

Проблемы с кожей = гиперопека

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство.

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания = Сверх контроль

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Боли в животе= сильный испуг,

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает.

Болезни ушей=негативное вербальное воздействие

Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Как защитить ребенка от психологических болезней? Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Важнейший совет, который даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени стоит уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, рвениям и проявлениям своего «Я». Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в волеизъявлении, самовыражении. Даже если его рисунки или стихи не производят на вас впечатление – это его нынешнее увлечение, дарящее ему позитив, а значит запрещать ему заниматься любимым делом нельзя.

Читать еще:  Виды нарушений осанки у детей и эффективные ...

Сохранение психологическогоздоровья обеспечивается действиями по двум направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.

Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также проводить консультативную, профилактическую, психодиагностическую и коррекционную работу с семьей.

Реализовать эти направления работы можно через:

— индивидуальные (беседы, консультации);

— групповые (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты);

— фронтальные (родительские собрания)

Невербальные (наглядные) методы психологического просвещения (стендовая информация, подборка специальной психологической литерату ры для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).

Вербальные методы работы с родителями (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детейнеобходимо выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста. Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Психосоматические заболевания

Ещё в греческой философии и медицине была распространена мысль о влиянии души и духа на тело человека. В переводе с греческого «психо» — душа, «сома» – тело. Душа и тело неразрывно связаны — об этом говорили Гиппократ, Платон, Аристотель. Термину «психосоматика» скоро исполнится двести лет, его придумал в 1818 году немецкий врач Хайнрот.

Психосоматические заболевания — это заболевания внутренних органов и систем, возникающие в результате душевного неблагополучия.

Психотерапевты утверждают: любое заболевание сначала возникает в подсознании и только потом проявляется на уровне тела. То есть, большинство наших недугов связано с нерешенными внутренними проблемами. Основными психологическими причинами недугов являются гнев, зависть, тревога и чувство вины.

Многие ученые верят, что 80% всех болезней – на самом деле психосоматические. Наше самочувствие зависит от наших мыслей, настроения, умения находить и видеть позитив, красоту и наслаждаться всем этим. Состояние здоровья связано с умением быть счастливым, особенностями характера, отношением к успехам и неудачам на работе, бытовым проблемам.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, симптомы и болезни разных органов — это символический язык, с помощью которого тело хочет сообщить о вытесненных психических конфликтах.

Почти половина всех заболеваний человека может носить психосоматический характер. Среди них заболевания:

  • сердца и сосудов (артериальная гипертензия, гипертония, ревматизм, вегетативная дистония, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма, инфаракты)
  • желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, дискинезия желчных путей)
  • нервной системы (хронические головные боли, боли напряжения, головокружения)
  • кожи (нейродермит, рецидивы псориаза)
  • гинекологические, в том числе связанные с репродуктивным циклом женщины (синдром «предменструального напряжения», гестозы, послеродовые депрессии)
  • эндокринные
  • и многие другие.

Симптомы психосоматических заболеваний

Иногда врачи сталкиваются с ситуациями, когда не удается точно установить причину того или иного заболевания. Бывает, что никаких физиологичных предпосылок для развития заболевания нет, но болезнь прогрессирует.

Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь классифицируется как психосоматическая.

Есть определенные сигналы того, что причина болезни лежит именно в области психологии:

  • Частое повторение заболевания. Человек получает лечение согласно рекомендациям врача, но в итоге симптомы ненадолго исчезают и в скором времени появляются вновь. То есть, адекватное медикаментозное лечение не дает ожидаемого результата.
  • Наличие психологической травмы или хронических стрессов. Если пациент знает, что у него был трудный период или что-то не так в личной жизни, лучше сразу обращаться и к терапевту, и к психотерапевту, что поможет скорее установить истинную причину заболевания и подобрать правильное лечение.
  • Традиционное лечение не помогает — еще одна особенность психосоматического заболевания.

Диагностика психосоматических расстройств

Редкий врач сразу заподозрит у пациента психосоматику. Обычно такие заболевания внешне не отличаются от соматических болезней, например, никогда нельзя сразу определить, вызван ли гастрит у пациента бактерией Хеликобактер или какими-то переживаниями. Очень часто врачи диагностируют проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой, нервной системой или иммунитетом, даже не подозревая о душевной травме пациента.

К чему же приводит такая диагностика заболевания? Врач назначает пациенту лекарства, которые должны облегчить его состояние и вылечить заболевание. Назначенное лечение действительно облегчает симптомы, и врач с радостью отпускает пациента. Но, по окончанию курса лечения, через некоторое время, все симптомы возвращаются, и врач начинает искать более эффективное лечение и более сильные лекарства.

Через несколько лет мы имеем хронически больного человека, который принимает гору лекарств и страдает от побочных эффектов и невозможности вылечиться. При этом, для облегчения его состояния и полного решения проблемы, необходимо было с самого начала обратиться к психотерапевту, но, или пациент постеснялся сказать врачу о своих проблемах, или врач не спросил, или оба не заподозрили вовремя, и время было упущено.

Поскольку психосоматические заболевания возникают в результате душевных расстройств, влияющих на тело человека, в диагностике и лечении этих болезней должны участвовать несколько специалистов: психотерапевт и профильный специалист — терапевт, невролог, кардиолог, эндокринолог. Лечить нужно одновременно и душу, и тело.

Роль психотерапевта — определить природу эмоционального состояния, вызвавшего заболевание, и помочь пациенту справиться с ними. Провоцировать развитие психосоматических заболеваний может не столько наличие, сколько невысказанность и подавленность негативных эмоций. Подавленные и заглушенные эмоции постепенно перегорают, разрушая тело человека и провоцируя возникновение болезни.

Практически любая негативная эмоция, которая тщательно скрывается, будь то страх, злоба, печаль или ненависть, рано или поздно может найти выход в болезни.

Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?

Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.

Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.

Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.

Лечение психосоматических заболеваний

Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно психосоматика. Сделать это может только опытный психолог, психотерапевт или же сам пациент, проанализировав свои ощущения.

Необходимо помнить,что психосоматика – вовсе не симуляция или придумывание проблемы, это действительно серьезное заболевание. Далеко не каждый человек может справиться с психосоматическим заболеванием сам, одним усилием воли. Ему должны помочь родственники и друзья, либо врач психотерапевт.

Болезнь – это тревожный сигнал организма, призванный восстановить равновесие в душе. Поэтому причины недомогания следует искать не только в физическом теле, а на уровне «энергетики», душевного волнения, негативных эмоций, даже если болезнь проявила себя в виде боли, спазмов, высокой температуры. Начинать нужно именно с тех негативных эмоций, которые мы получаем на работе, в семье, в школе, во взаимодействии с другими людьми.

Если человек долго носит в себе негативные эмоции, испытывает постоянное недовольство собой и своей жизнью, то организм рано или поздно подаст тревожный сигнал: найдет «слабое звено» и поражение произойдет именно там.

Если психосоматическое заболевание замечено у ребенка или подростка, это сигнал для лечения всей семьи.Ведь для устранения заболевания необходимо устранить его причину, а причина чаще всего кроется в неблагоприятной обстановке дома. При лечении взрослых людей также часто приходится привлекать членов их семей, советовать им изменить обстановку, работу и даже место проживания.

Когда причина болезни не ясна, следует взглянуть на самого человека, а не только на болезнь. Что-то происходит в его жизни такое, о чем «кричит» организм. Хронический стресс, неудовлетворенность личной жизнью, работой, собой, негативизм по отношению к людям – все это способствует тому, что человек может заболеть.

Очень важно совмещать психотерапию с правильно подобранным медикаментозным лечением. Часто соматическая составляющая заболевания заходит настолько далеко, что справиться с ней получается только при помощи лекарств. А решить проблему с возвращением симптомов поможет психотерапия. Если правильно сочетать психотерапию и медикаментозное лечение, можно навсегда избавиться от многих проблем со здоровьем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector