Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку

Игротерапия для детей

Содержание статьи

  • Показания к применению метода
  • Виды и формы игротерапии
  • Средства игротерапии

Игра для ребенка – один из главных способов познания жизни и становления в ней. Во время игрового процесса дети учатся взаимодействию со сверстниками и другими взрослыми людьми, расширяют кругозор, развивают интеллект. Игротерапия как метод психологической коррекции преследует цель помочь детям с нарушениями психики, это один из методов арт-терапии, базирующийся на проведении ролевой игры для интенсивного воздействия на развитие личности. Обязательно существуют правила, при необходимости используются игрушки. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/
The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children
Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi

Возможности игротерапии очень широки, она применяется при нарушениях речи, стрессах и др., такая технология эффективна, потому что позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать. Основной принцип такой терапии – понять малыша, а не управлять им, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, правильно оценивать поступки, поднять уверенность в себе, помочь принять себя как личность. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/
Play Therapy
Considerations and Applications for the Practitioner
Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением. Источник:
    О’Коннор К.
    Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Консультация «Методы психологической коррекции. Куклотерапия»

Светлана Медведева
Консультация «Методы психологической коррекции. Куклотерапия»

При выборе здоровьесберегающих технологий я выбрала куклотерапию. Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.

Цель: Охрана здоровья воспитанников, формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического здоровья, помочь ликвидировать болезненные переживания, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Сама практика лечения куклами существует давно. Люди издавна наделяли кукол мистическими сверхестественными возможностями и использовали их в обрядовых изгнаниях болезней. Например, в Японии есть известный обряд изгнания болезней, во время которого на куклу «сбрасывают недуги больного владельца». После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание, со временем кораблик размокает и кукла вместе со всеми болезнями тонет. Многие врачи и педагоги использовали кукол и кукольный театр для снятия неврозов у детей.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье в деревне, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето, чтобы облегчить страдания сына, отец вырезал из сосны птиц и развесил на избе. Сын увидел их и попросил есть и начал выздоравливать.

Куклы могут многое – и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Народная игрушка несет в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это оберег, это талисман, и магическая кукла.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечистой силы, невесте покидающий дом, матери от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов и конечно же была любимой игрушкой.

Действительно, самодельную куклу дети любят больше покупных красавиц с яркими нарядами и закрывающимися глазами. История самодельной куклы тесно связаны со всеми укладами жизни семьи. Игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего к младшему. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство и счастливый брак. Ребенок не только играл, набирая жизненный опыт, но стремился повторить сделать куклы самостоятельно, это побуждало его к труду, творчеству – одно из самых главных достоинств самодельной игрушки. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.

Процесс изготовления куклы во многом носит терапевтический характер. Самодельная кукла несет в себе любовь к ребенку, и ребенок это чувствует.

Поэтому самая страшненькая куколка становится самой любимой. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима, у нее есть одежда, с нею разговаривают, у нее есть имя.

Куклы помогают перевоплощаться совершая ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». С помощью игры ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, расторможенностью, проблемами в общении.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия.

Коммуникативную – установлении эмоционального контакта, объединение воспитанников в коллектив.

Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.

Воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуациях.

Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики)

Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

Психодраме

Куклотерапия решает и коррекционно-воспитательные задачи.

1. Развитие познавательной сферы ребенка

2. Развитие эмоционально-волевой сферы

3. Формирование коммуникативных навыков

4. Обогащение представления об окружающем мире

5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики

6. Активизация и развитие речи

7. Профилактика страхов и отрицательных эмоций

В качестве лечебных и коррекционных факторов куклотерапиимогут быть обозначены: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправлении.

Работая по программе Князевой и Маханевой «Приобщение детей к русской народной культуре» я использую в работе с детьми куклотерапию. Мы с детьми изготавливаем народных кукол. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье, и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре, своей земле.

Изготовление традиционной тряпичной куклы одна из тем моей кружковой работы, которая проходит во 2 половине дня и называется «Куклы из бабушкино сундука». Тема рассчитана на несколько занятий, на которых мы изготавливаем рукотворные лоскутные фигурки.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. В это время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненную своими руками, не ломают их, не позволяют портить поделку другим.

Особенностью этих занятий является развитие у детей понимания культурного наследия, прикосновение к истории, создание внутренней гармонии и сознательное привлечение благополучия в процесс изготовления тряпичной куклы. Они имеют художественно-эстетическую направленность.

В процессе работы я использую различные формы занятий: игровые и традиционные. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми, стараюсь, чтобы изучаемый материал был интересным и увлекательным. Использую различные методы и приемы: наглядные (показ, пример, помощь, словесные (объясняю, показываю, использую скороговорки, пословицы, поговорки). Практические – это совместное и самостоятельное выполнение поделки. Рассказываю историю возникновения изготавливаемой куклы, о значении куклы-закрутки в жизни русского народа, знакомлю с народными традициями, формирую знания и умения, практические навыки в работе с текстильными материалами.

Например, сделали младенчика или куклу-пеленашку. Это одна из самых простых тряпичных кукол. Она представляет собой младенца, укутанного в платочек, который спеленат и обвит свивальником.

В старину люди считали, что всевозможные злые духи стремятся навредить новорожденному. И для того, чтобы ввести в заблуждение злых духов, в колыбель младенцу подкладывали спеленатую тряпичную куклу, и она находилась в колыбели до самого крещения, потом убирали и хранили вместе с крестильной рубахой младенца.

Пеленашка является оберегом (обережной куклой) и имеет соответствующую конструкцию. Если в дом приходили гости или посторонние люди, пеленашку помещали в пеленку, в которую был укутан младенец и пришедшие люди, чтобы не сглазить младенца, говорили про куклу «Ой, до чего мила и хороша куколка». Пеленашку делала беременная женщина перед родами из длинного лоскута ткани, впитавшего в себя энергетику матери. Пеленашку скручивали шесть раз, на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине с узлом, символизирующим пуповину. Ни ножницы ни иголки при изготовлении не использовали. Позже кукла давалась в руки младенцу в качестве естественного массажа.Дети очень любят играть с пеленашками: качают их, пеленают, поют колыбельные песни.

Читать еще:  Пимафуцин® детям: инструкция по применению крема и ...

В группе также есть игровые куклы — это Грушины куклы. А Грушиными их называют так по имени крестьянской девочки Груши из рассказа А. Н. Толстого, которая смастерила свою нехитрую игрушку из пучка сухой травы. Для современного ребенка это необычная кукла уже «преданья старины глубокой».

Сначала эти куклы-закрутки мастерили из сена. Она привлекала простотой и доступностью материала. Однако соломенная кукла была недолговечной и сено заменили холстом.

Вместе с детьми мы сделали кукол закруток, а родители помогли их обшить. Я рассказала детям как жили и в какие игры играли крестьянские дети в старые времена. Следует отметить, что кукольная жизнь в старину была сюжетами. И дети в группе подражая крестьянским детям играют в их игры. У нас куклы не просто «едят», а ходят в гости, справляют свадьбы, «нянчиют детей» и при этом соблюдают обряды, традиции гостеприимства, используют по назначению предметы обихода, они чувствуют прошлое, представляют, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывать рассказы и сказки, драматизации и воспроизводят их в сюжетных играх.

Поскольку куклы небольшие, дети вынуждены «работать» пальчиками, тем самым развивается моторика рук.

В группе также есть самодельные куклы. Это домовенок Кузя и бабушка Варвара. Этих самодельных кукол я использую на занятиях в русской избе. Дети приезжают к ним в гости, знакомятся с этикетом гостеприимства русского народа, предметами быта, т. е. помогают мне в доступной игровой форме обогащать внутренний мир детей, сформировать систему знаний у детей, их родителей, о традициях народа, использовании народной куклы, народных праздниках, играх.

Все эти куклы живут в русской избе, они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей. Дети принимают их за своих друзей, очень дорожат их дружбой. Эти куклы носители мудрости знают много сказок, песенок, потешек, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок. Дети очень любят слушать их.

Бабушка Варвара и Кузя достают из сундука старинные предметы, рассказывают о них и занимаются с детьми различными видами деятельности. У этих кукол, как и у любого человека может портиться настроение, они могут быть чем-то озабочены и тогда ребята приходят к своим друзьям, успокаивают их, делятся своими секретами, готовят для них сюрпризы. И вот куклы повеселели, заулыбались, хвалят детей, и похвала, которую получил ребенок за свое сочувствие, стимулирует его дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Куклотерапия как метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям.
учебно-методический материал

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
renge_kukloterapia.pptx2.24 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Куклотерапия Подготовила: Ренге Л.Э. Педагог ГБДОУ № 22 Санкт- Петербург

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.

Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии . Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии .

Виды и методы Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

• коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком; • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка; • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;

• коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием; • развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи. В подавляющем большинстве случаев в рамках одного занятия сочетают несколько методик. Так, при аутизме ребёнку показана коммуникативная, педагогическая и коррекционная куклотерапия , а при гиперактивности и дефиците внимания — сочетание обучающей и коррекционной методик.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии .

• Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода. • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.

• Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии . • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.

• Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку. • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.

• Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся. Метод не подразумевает необходимости покупать или делать какой-то один вид кукол. Для домашних занятий подойдут абсолютно любые куклы, которые есть в распоряжении, а также масса подручных средств: тряпки, старая одежда, платки, ненужные коробочки и пузырьки. Кукол можно сделать из всего.

Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации . Разговор по душам . Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.

Монологи . Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания. Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод. Кукла-наставник . Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки

Социальные навыки . Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход. Сложное представление. Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей. Л.Войцехович

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит.

Психологическая помощь детям с ЗПР

Коррекционно-развивающая работа с детьми, направления коррекционной работы педагога-психолога, игры -упражнения с детьми с ЗПР, основные задачи работы психолога с родителями.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а так же даются рекомендации для родителей воспитывающих детей данной категории.

психологическая помощь детям (приступ истерики у ребенка)

психологическая помощь детям(пиступ истерики у ребенка).

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В данной статье рассматриваются 4 формы ЗПР, а так же направления психологической помощи детям данной категории.

«Специализированная медико-психологическая помощь детям с психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки и успешной учебной деятельности» под руководством доктора медицинских наук В.Ф.Шалимова, сотрудника ГНЦ социальной и судебной психиатри

В данном разделе показана презентация.

Куклотерапия— как метод психологической коррекции детских страхов.

Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей.

Куклотерапия в помощь педагогам и родителям

Подготовила: учитель-логопед Осколкова Л.А.

В психокоррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Куклотерапия позволяет педагогу решать разные коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развитие познавательной сферы ребенка.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Обогащение представления об окружающем мире.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Активизация и развитие речи.
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Использование данного метода даёт весомый эффект в коррекции следующих нарушений:

— различные отклонения в развитии речи;

— эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

— проблемы в общении.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Пальчиковая кукла обеспечивает спонтанное включение ребёнка в игровой процесс. Одевая на руку куклу, малыш «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и пальчиковой куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

Куклы могут показывать, рассказывать, хвалить, спрашивать, помогать играть в разные дидактические игры. Куклы не только привлекают внимание детей, и воспитывают культуру поведения, активность, но и помогают в закреплении поставленных звуков (кукла Лягушка, кукла Машенька, кукла Попугай и др.). Разыгрываются небольшие сценки между ребёнком и куклой. Кукла – Ветерок проводит с детьми дыхательную гимнастику. Есть куклы, которые помогают закреплять грамматические обороты речи (Кукла Солнышко; Куклы Матрёшки; Куклы Домовички ; Кукла Весёлая; Кукла Грустная; Кукла Радуга и многие другие куклы. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, печаточные куклы, куклы-костюмы. Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию. Самый быстрый и простой способ – изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, или другие изобразительные средства, ластик, клей, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары. Главное условие – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это персонифицированный образ автора. В вашем арсенале могут быть задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: злые (волк, баба-яга), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц, мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), грязнули (поросёнок), драчливые (петух), хвастливые (лягушка), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), мудрые (змея), смешные и забавные (клоун), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, девочка, мальчик, мама, папа) и ряд других.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

В работе можно выделить ряд этапов, которые рекомендую соблюдать родителям и педагогам при создании сказочных историй с ребёнком:

  1. Обдумать проблему, которая выявилась у ребёнка в момент диагностического знакомства с куклой, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
  2. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.
  3. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.
  4. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на дом ребёнка, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
  5. Кульминация сюжетной цепочки рассказа – описать проблемную ситуацию сказочного героя.
  6. Развязка – в конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.
  7. Наблюдать за реакцией ребенка по ходу рассказа: он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление. Однако сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с проблемными детьми.

Игры и упражнения, которые можно использовать в сеансах куклотерапии: (Все действия производятся при помощи и от имени куклы)

Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники (Куклы) поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

Придумайте рифму к слову.

Выставлены перевернутые предметные картинки. Ребенок переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки — красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые).

Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.

Определите место звука в слове. Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, кукла стоит на правой ножке. В середине—на левой ножке. В конце – на двух ножках». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово– конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.

— Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,

отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку – кошку.

Кошка:

из пальцев — . фигурка,

из карамельки, ириски — …конфетка,

из глины, пластилина — …поделка,

из теста — …печенье,

из бумаги -…аппликация,

из плюша, резины, пластмассы -…игрушка, из ниток -…вышивка,

из сказки -…герой.

Пальчиковая гимнастика.

Маленькие ножки шагают по дорожке,

Топ, топ, топ, топ – шагают по дорожке.

Куколка наша идет по дорожке,

И высоко поднимает ножки.

На одной ноге стоит, во все стороны глядит.

На другую ножку встала, закачалась и упала.

Лестница противоположностей:

Поднимаемся по лестнице, называя противоположные по значению слова.

Кричит – молчит и т.д.

Продолжить чистоговорку:

• Ра – ра – ра — начинается …. (игра).

• Ры – ры – ры — нужны куклы… (для игры).

• Ло – ло – ло — нашим куколкам…. (тепло).

• Ши – ши – ши — наши куклы (хороши).

• За – за – за — у куклы… (синие глаза).

• Ла – ла – ла — моя куколка ….(мила).

• Ор – ор – ор — вышли куколки …. (во двор).

• Лы – лы – лы — наши куколки… (милы).

Игры с мячом Су-Джок, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве.

Для игры необходим лист бумаги.

Раз-два-три, в правый верхний угол мяч кати!

Раз-два-три, в правый нижний угол мяч кати!

Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!

Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!

Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.

Мяч можно перекатывать друг другу в зависимости от количества играющих.

Слова могут содержать определенный звук: нос-слон-носок-коса-аист…

Упражнение «Один-много».

Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Эти и другие игры и упражнения помогут не только в решении коррекционно-образовательных задач, но и просто эмоциональному сближению с ребенком.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад деревни Дюдьково

  • Консультационный пункт
  • Главная страница
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Международное сотрудничество
    • Доступная среда
  • Дополнительное образование
  • Главные новости
  • Условия для детей
  • Безопасность
  • Противодействие коррупции
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Фото — страницы истории детского сада
  • Наши достижения
  • Экскурсия по учреждению
  • Страничка специалиста
  • Странички групп
  • Куклотерапия
  • Это Вам, родители!
  • Творчество наших детей
  • Это интересно.
  • Поздравляем.
  • Гостевая книга
  • Вопрос — ответ
  • Карта сайта
  • Обращения граждан
    • Нормативные правовые акты
    • Личный прием граждан
    • Обращения на сайт
    • Письменные обращения
    • Информация о рассмотрении обращений
  • Дорожная безопасность
  • Соисполнитель Региональной инновационной площадки
    • Мероприятия
    • Контакты
    • Основные сведения
    • Отчет
    • Документы
  • Материально — техническое обеспечение образовательного процесса
  • Организация питания в ДОУ
  • ЛЕТО 2021 год
  • Муниципальный ресурсный центр «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста»
  • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • Образовательные Мастерские
  • 75-летие Победы в Великой Отечественной войне
  • Информационная безопасность
    • детские безопасные сайты
    • детям
    • локальные нормативные акты
    • памятки
    • порядок действий при обнаружении доступности противоправного контента
    • родителям
    • информационная безопасность
    • Педагогам об информационной безопасности
  • Другие организации
  • Куклотерапия

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей.

Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек».

Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Комната сказок МДОУ детский сад д. Дюдьково

Невозможно представить детство без сказки! Сказка влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал. Сказка проста, но в то же время загадочна, образна и символична. И взрослым, и детям хочется верить в чудо и волшебство. Мы придумали свою сказку, где все наоборот, как в небылице. Небо, облака – внизу, а трава, цветы – не достать, высоко! Почему? – спросите вы. А для того, чтобы были удивление, вопросы и ответы, которые будят воображение, развивают внимание и творческое мышление…

Технологические этапы создания

1.Стены разделены цветом на две половины – верх и низ: потолок – салатовый цвет, плавно переходящий в более насыщенные оттенки зеленого. Зелень переходит в сине – голубой, на котором фактурным поролоном изображены белые кудрявые облачка, до которых можно дотронуться рукой. А сверху, над головой – трава (пластиковое покрытие в виде травки) и желтые одуванчики (объемные желтые шары из бумаги).

2.Покрытие пола – ковролин сине- голубого цвета.

3.Напротив входа, у стены – стеллажи для кукол-персонажей сказок (закрываются шторой).

4.Центральное место занимает чудо- избушка бабы Яги, сделанная из елового пня, деревянных реек, пакли, тонирована морилкой.

1. Авторские куклы ручной работы.

2.Ширмы для кукольного театра (большая и малая).

4.Тексты сказок для театральных постановок.

6.Стеллажи для кукол.

7.Костюмы для взрослых.

Варианты использования предметно-развивающей среды комнаты сказок в образовательном процессе

1.Ознакомление детей с художественной литературой.

2. Проведение интегративной деятельности с специалистами ДОУ.

3.Индивидуальная и коррекционная работа педагогов с использованием приемов игротерапии, сказкотерапии, арт – терапии.

4.Театрализованная деятельность с детьми.

5. Организация дополнительной образовательной деятельности.

6.Мастер-классы для педагогов по изготовлению куклы ручной работы.

7.Показ педагогами кукольных постановок для детей.

Занятия куклотерапией дома.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками.

Варианты кукол, которые мы используем в своей работе

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок. Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Маппеты (англ. the Muppets) — семейство кукольных персонажей, созданных американским кукольником Джимом Хенсоном с 1954 года (изначально для кукольного шоу Sam and Friends, затем для Улицы Сезам и других). Термин часто применяется и к другим куклам, выполненным в стиле Маппет-шоу. Впервые слово «Muppet» было употреблено в 1956, и, видимо, образовано из слов Marionette и puppet (марионетка и кукла).

В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2. Умение управлять эмоциями. Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. Приобретение важных социальных навыков. Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков. Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики. Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов. Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. Профилактика и коррекция страхов. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector