Когда дети начинают агукать? - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда дети начинают агукать?

Когда дети начинают агукать?

Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.

Бесплатные занятия с логопедом

Свершилось чудо – у вас родился ребенок. Следовательно, у вас появилось множество забот, переживаний и счастья от его успехов. В данной статье мы изучим с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Конечно долгожданное слово «мама», еще очень далеко, однако первые звуки, которые начинает издавать ваше чадо, можно услышать уже очень скоро. Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.

  • Первые звуки малыша
  • Учимся агукать
  • Малышу месяц, а он все еще молчит
  • Чем агуканье отличается от гуления
  • Развитие речи малыша до полугода
  • Вывод

Первые звуки малыша

Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное «агу».

Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.

Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье – довольно значимый процесс в дальнейшем формировании речи. Специально научить малыша гулить, совершенно невозможно. Но некоторые действия со стороны родителей, обязательно помогут ребеночку быстрее начать общаться с миром, который его окружает.

Итак, во сколько месяцев малыш начинает агукать, мы практически разобрались. Поэтому теперь, следует выделить некие моменты, которые способны ускорить данный процесс. Что стоит предпринимать родителям:

  • В первую очередь, родителям нужно как можно больше общаться с малышом. Любое свое действие, вам необходимо сопроводить объяснением, то есть рассказать малышу, что вы делаете именно в этот момент. Общаться с малышом нужно во время смены подгузника, купания, пеленания и т.д. То есть общение должно происходить во время бодрствования малыша. Разговор взрослого с малышом, должен происходить на спокойных тонах, речь должна быть ласковой. Ни в коем случае нельзя приметь в разговоре резкие всплески руками или повышенный тон, в этом случае, вы можете испугать свое чадо;
  • Обратите внимание на то, что вам нужно повторять за ребенком все его издаваемые звуки, а также дополнять их новыми, но несложными. Детки начинают стараться повторять произнесенное. Диалог «агу», должен происходить с малышом и родителями в сопровождении с улыбкой, тогда и малыш начинает агукать и улыбаться;
  • Во время разговора необходимо массировать легкими и нежными движениями ручки малыша. Именно на руках у ребеночка располагаются точки, которые связанны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. Также данные манипуляции способны развить у крохи мелкую моторику.

При общении с новорожденным нельзя коверкать слова, так как они не будут слышать правильного произношения, что в свою очередь может навредить дальнейшему развитию речи. Старайтесь как можно чаще читать малышу небольшие стишки, народные шутки и т.д. Такие действия будут способствовать активному развитию.

Малышу месяц, а он все еще молчит

Не следует волноваться, если новорожденный не агукает к концу первого месяца, ведь они не механические приспособления, в которых задан темп развития. То есть каждый малыш развивается так, как ему необходимо. Во сколько месяцев малыш начинает агукать – вопрос очень индивидуальный. Один ребеночек уже в три недели начинает стараться произносить «агу», а другой до сих пор молчит, однако приятными звуками он начнет радовать окружающих немного позже. Молчание может быть связанно с тем, что ребеночек и по природе будет молчуном.

Бывают и такие случаи, что малыш начал агукать довольно рано, однако потом резко замолчал. Не стоит накручивать себя и переживать, так как малыш просто начинает период подготовки к следующей порции речевых навыков. Через определенный промежуток времени агуканье вернется, но в сопровождении смеха, пищания и визжания. Бывает и такое, что резкое молчание, может быть вызвано рядом неких факторов, например, из-за перенесенного стресса или плохого самочувствия.

Если ваш ребеночек молчит продолжительное время, стоит обратиться за помощью к педиатру. Начинать переживать стоит начать после восьми месяцев. Возможно, у малыша развились какие-либо проблемы с неврологией или со слуховым аппаратом. Педиатр должен направить малыша к узкому специалисту, например, к неврологу или отоларингологу, чтобы установить причины задержки развития речи и их лечения.

Чем агуканье отличается от гуления

Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.

В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.

В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.

Развитие речи малыша до полугода

В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:

  • Постоянно общайтесь с ребеночком. Старайтесь ему донести все то, что вы делаете. Речь должна быть максимально спокойной, ласковой и четкой. Ни в коем случае, не повышайте голос на новорожденного.
  • В своих рассказах следует показывать свои эмоции, жесты и мимику. Но не делайте никаких резких движений, дабы не напугать кроху. Ребеночек начнет с радостью повторять за взрослыми движения губ, слова и звука. Запомните, что малыши наблюдают за всеми вашими движениями.
  • Для обучающих занятий, подготовьте карточки с красочными картинками. Объясняйте ребеночку, что на них изображено.
  • Повторяйте звуки, которые использует малыш, а также добавляйте к ним новые.
  • Включайте ребеночку музыку и звуки, которые произносят животные.

До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Мы постарались донести до вас всю важность периода развития до полугода, а также предоставили вам подсказки, которые помогут малышу развиваться на должном уровне. Родителям обязательно нужно запомнить период, когда малыш начал агукать и улыбаться, ведь вы получите массу положительных эмоций.

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Время на чтение: 6 мин

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?

Нормы развития речи у детей

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1] .

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

Читать еще:  Рвота у грудничка после кормления

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2] .

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

  • Больше разговаривать с ребёнком, поддерживать тёплый эмоциональный контакт, задавать вопросы и вести диалог.
  • Отказаться от языка жестов и коверканья слов.
  • Не ругаться, не злиться и не заставлять ребёнка заговорить.
  • Чаще хвалить малыша за достижения.
  • Читать, петь и выполнять гимнастику вместе с ребёнком.
  • Придерживаться игровой формы, вовлекая ребёнка в игру и вызывая к ней интерес.
  • Проходить плановые осмотры у врача и при возникновении проблем обращаться к специалистам.

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

Тревожный симптом: патологии у новорожденных

Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.

О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.

— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?

— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.

— Что значит «адекватное ведение ребенка»?

— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.

— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?

— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.

Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.

Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.

— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?

Читать еще:  Детские пледы в коляски: разновидности и критерии...

— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.

Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.

На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.

Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.

Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!

Таблица тревожных симптомов

ПатологииСимптомыДействия
Неврологические отклоненияПодергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе.Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования.
ТугоухостьРебенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос).Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца.
Патология сетчатки глаз1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими.Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
Хирургическая патологияРебенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме.На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме.
Патология мочевыводящейСчитается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек.Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте.
Пороки сердцаБледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу.

Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

Хабибуллина Зульфия Кабировна

Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;

годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;

ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;

ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;

малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;

ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);

  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.
  • В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

    Как прояснить ситуацию

    Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

      Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

    Читать еще:  Применение цинковых мазей и паст в лечении детей

    Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?

    Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?

    Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?

  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?
  • Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

    Что нужно и не нужно делать?

    Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

    1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

    2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

    Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

      Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

    Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.

    Задействовать методы нетрадиционной медицины.

    Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).

    Делать массажи с целью «запустить речь».

  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.
  • Как разговорить ребенка?

    Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

      Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

    Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.

    Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.

    Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.

    Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.

  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).
  • В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

    Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

    Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

    Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

    логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

    Что нужно ребенку для развития речи?

    Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

    • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
    • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
    • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
    • правильно жевать и глотать.

    Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

    Для этого необходимы:

    • желание ребенка общаться со взрослым;
    • желание взрослого общаться с ребенком;
    • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

    Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

    1. Формируйте указательный жест.
    2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
    3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
    4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
    5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
    6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
    7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
    8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
    9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
    10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

    Как распознать задержку речевого развития?

    За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

    При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

    Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

    В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

    В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

    В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

    В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

    В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

    Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

    Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

    Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

    Можно начать с осмотра специалистов:

    • сурдолога;
    • невролога;
    • психиатра;
    • генетика;
    • психолога;
    • грамотного логопеда.

    Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

    Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

    Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

    Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

    При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

    К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

    1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
    2. плохо спит;
    3. мало ест;
    4. плохо набирает вес;
    5. обильно срыгивает;
    6. испытывает судороги;
    7. часто и сильно плачет без видимых причин.

    Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

    Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

    Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

    • частые истерики;
    • агрессивность;
    • фобии;
    • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
    • нарушение сна;
    • психотравма;
    • тики др.

    Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

    • не смотрит в глаза;
    • не откликается на имя;
    • не выполняет простые инструкции;
    • не взаимодействует с родителями;
    • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

    Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

    Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

    Когда поздно что-то предпринимать?

    Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

    Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

    Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector