Как развить внимательность у ребенка 8 лет? - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как развить внимательность у ребенка 8 лет?

Как развить внимательность у ребенка

Базовые когнитивные способности начинают развиваться с первых месяцев жизни, но крайне востребованными становятся позже. Тогда, когда потребуется ежедневное и систематическое их использование ради достижения результата. Наступает такой момент с поступления в садик оформления в первый класс, и у каждого они оказываются на разном уровне.

С началом обучения, для родителей становится важным такой вопрос: как развить внимание и концентрацию у ребенка в 8-9 лет. Когда нагрузки в школе уже ощутимые, а малыш еще не адаптировался к новому этапу жизни. И способы есть.

Лучшие способы повышения внимания и концентрации у детей

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был умным, усидчивым, легко учился новому. В будущем – стал бы состоятельным и состоявшимся человеком, не имеющим проблем с интеллектуальном.

Одни прибегают к помощи репетиторов, чтобы ребенок начал усваивать школьную программу. А у некоторых детей, из-за не реализованных и не развитых способностей формируются комплексы, которые отложатся на всю жизнь.

Однако способы, как научить ребенка внимательности и усидчивости, каждый день развивать способность к собранности и концентрации на уроках у школьника 8-10 лет, существуют. Правда, не у всех родителей это получается.

Вопросы, связанные с психологической подготовкой и развитием конкретных навыков, сегодня, как правило, возникают даже не в первом, а во втором классе.

Из-за отсутствия твердых критериев оценивания и затянувшегося периода адаптации к школе, малыши, которым не хватает определённых умений, выявляются к 8 годам. И решать возникшую проблему нужно в сжатые сроки.

Способы, как научить ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках, как и полагается школьнику, известны. В специализированной клинике для этого применяется прогрессивный подход, основанный на научно доказанной базе.

Мониторинг состояния здоровья

Условием гармоничного развития когнитивных функций человека, является его полное физическое здоровье. Даже ОРЗ или развивающееся исподволь заболевание внутренних органов, способны спровоцировать эпизоды рассеянности [1]. Также, как правило, младшем школьном возрасте становятся заметны врожденные и приобретенный отклонения в работе мозга.

Раздумывая над тем, как развить внимание ребенка – школьника, воспитать умение концентрироваться и приучить к внимательности в 8 лет, проверьте, не мешает ли этому его соматическое здоровье.

Для начала: ежедневное соблюдение профилактических мер помогает развитию концентрации внимания у детей, способствует улучшению памяти ребенка.

  • строгое соблюдение режима дня;
  • утренняя гимнастика каждый день, малыш должен сам ее выполнять под контролем взрослого, запоминать последовательность упражнений;
  • регулярное закаливание, в теплом и холодном периоде года.
  • сбалансированное чередование периодов труда и отдыха;
  • регулярное проветривание помещения, в котором проводится большая часть времени;
  • ограничение вредных факторов, таких как пристрастие к сладкой и вредной пище, пассивное курение;
  • обеспечение здорового питания, богатого витаминами и нутриентами.

Для насыщения крови кислородом и профилактики немалого числа заболеваний подходит дыхательная гимнастика. Последовательное выполнение упражнений, необходимость следить за своим дыханием помогает как успокоиться, так и сосредоточить, концентрировать внимание у ребенка на выполнении конкретной задачи.

Доверительные взаимоотношения

Психологический комфорт – ценный компонент адекватного обучения. Отсутствие стрессов, чувство защищенности, комфорта, поможет малышу расслабиться. Что, в свою очередь, облегчает добиваться результатов с положительным настроем, а не ожидать постоянно угрозы, наказания [2].

Важно создать добрую спокойную атмосферу взаимопонимания как дома, так и в месте обучения. При этом доверительные взаимоотношения не подразумевают попустительства или отсутствие каких-либо обязанностей. Приучение к режиму дня, выполнение порученных дел происходит в игровой форме в раннем детстве. Затем воспринимается как обязательная часть жизни.

Отсутствие стресса облегчает развитие когнитивных способностей, помогает малышу чувствовать себя уверенней в детском коллективе.

Хобби

Еще один способ, помогающий как научить ребенка – школьника концентрировать внимание, сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках и вне их, так и сделать его детство счастливее, — это увлечения.

Занятие любимым делом, выбранным самим школьником – это всегда удовольствие и повышенная кропотливость при выполнении заданий. Поговорите с ребенком, определите круг его интересов и направьте к продуктивному виду самовыражения.

Полезными видами деятельности в младшем школьном возрасте выступают:

  • рисование;
  • моделирование;
  • лепка и гончарное дело;
  • вышивание, вязание, шитье, другой вид рукоделия;
  • конструирование;
  • коллекционирование, побуждающее изучать больше материала про любимое направление.

Любой интерес ребенка, от динозавров до компьютерных игр, можно свести к одному из этих видов деятельности. Для этого нужно правильно направить и создать мотивацию. Например, вы можете предложить зарисовать динозавров с их биологическими названиями, или собирать модельки машин различных эпох.

Занятия дополнительным образованием

Творческие кружки и разнообразные дополнительные занятия крайне важны в этот ранний период активной социализации и поисков себя [3].

Пусть ребенок самостоятельно выберет направление, которое ему нравится, или присоединится к друзьям. Мотивация делать что-то вместе, компанией, которая ему интересна и комфортна – одна из самых сильных в этом возрасте.

Подобные занятия добровольные, а потому не вызывают отторжения. Наоборот – способствуют выработке концентрации на одном деле, усидчивости. Позже эти качества будут проявляться и в обычной учебе.

Выбор направлений для развития сегодня очень широк. Рассмотрим популярные, способствующие как развитию внимательности у детей школьного возраста, так и возможности приучить к порядку и дисциплине:

  • хореография различных направлений;
  • спортивное развитие, конкретный вид спорта;
  • вокал, изучение музыки, освоение музыкального инструмента;
  • туризм и изучение экологии;
  • моделирование;
  • изучение иностранного языка.

Крайне важно, в выборе дополнительной деятельности – прислушиваться в первую очередь к желаниям самого ребенка. Иначе прогрессирования в выбранном занятии и в развитии когнитивных функций, не будет.

Домашние занятия в кругу родственников

Обучение бытовым навыкам, перенимание опыта старших поколений, включение в семейную жизнь и доверие обязанностей. Когда это происходит во взаимодействии с родственниками, – мозг ребенка тренируется незаметно для него самого.

Один из тренажеров, помогающих как повысить концентрацию внимания у ребенка-школьника в 8-10 лет, так и научить внимательности по отношению к близким, — это приучение к домашним обязанностям.

Мотивируйте малыша, объяснив значимость его помощи и превратив происходящее в подобие игры. Поручайте небольшие, но повседневные задания, помогающие тренировать мозг и при этом создающие теплые дружеские отношения в семье:

  • попросите прочитать какую-либо информацию и пересказать ее, пока вы заняты, например, готовите;
  • научите приготовлению простых блюд, помощи на кухне с доступными по возрасту делами, мотивируя ребенка возможной самостоятельностью в будущем;
  • посадите растение, и вместе с ребенком ухаживайте за ним, отмечайте изменения в ростке, мотивируйте изучать ботанику;
  • обсуждайте изменения в погоде и окружающем мире, ведите дневник погоды, сравнивайте периоды.

Как развить внимательность у ребенка

Обучение – основной вид деятельности у младших школьников. Чтобы хорошо учиться и успевать, ребенку необходимо уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться. Если эти способности развиты в недостаточной степени, школьник не сможет эффективно работать в классе, для него будет свойственна рассеянность, он также будет испытывать сложности с выполнением домашних заданий.

Содержание:

Внимание: что это такое

Внимание – уникальное свойство человеческой психики, которое является одними из ключевых факторов успеха в жизни. Оно обозначает способность сосредотачиваться в данный момент времени на конкретных предметах или явлениях, не отвлекаясь на другие объекты.

Существует два способа, с помощью которых человеческий мозг отбирает информацию, попавшую в поле внимания:

  • непроизвольный – неконтролируемая реакция на сильные раздражающие факторы;
  • произвольный – избирательное восприятие определенных предметов или явлений.

Непроизвольное внимание заложено на уровне рефлексов. Сознание реагирует на движения, звуки, незнакомые объекты в поле зрения. Произвольное – это результат волевого психического усилия, оно формируется по мере взросления ребенка.

Уровень развитости внимания характеризуется тремя свойствами, и это:

  • объем;
  • концентрация;
  • переключаемость.

Объем внимания – это количество объектов, которые ребенок способен воспринимать одновременно. Обычно малыши дошкольного возраста способны сосредоточить внимание только на одном предмете, к шести-семи годам это количество возрастает до 2-3 объектов.

Концентрация – это способность удерживать внимание на чем-либо: одном объекте, не отвлекаясь на окружающие предметы и явления. А переключаемость определяет скорость перехода (переключения) фокуса внимания от одного объекта на другой.

Восприятие, запоминание, мышление «включаются» только тогда, когда ребенок сконцентрировался на объяснениях учителя или выполнении задания. Малый объем внимания, неразвитая избирательность, плохая сосредоточенность приводят к тому, что дети испытывают сложности в учебе.

Как развить внимательность у ребенка-младшеклассника

Фразы «Будь внимательнее!», «Соберись!», «Не лови ворон!» дети младшего школьного возраста часто слышат от учителей и родителей. Но справиться с проблемой одним усилием воли первоклассник или второклассник не способен, ему нужно помочь развить внимание.

Занятия по формированию внимания должны проводиться с соблюдением четырех основных правил:

  • игровая форма обучения – подберите интересные игры и упражнения;
  • четкие пояснения задачи – давайте понятные и последовательные инструкции;
  • непрерывность процесса – тренируйте внимание каждый день, ведь делать это можно в любом месте и в любое время;
  • отсутствие отвлекающих раздражителей – во время занятий выключите телевизор и уберите гаджеты из поля зрения, не делайте резких движений.

Во время занятий нельзя комментировать действия чада, делать замечания, торопить. Это отвлекает его от выполнения поставленной задачи, приводит к еще большим сложностям в выполнении задания.

Подбирайте игры и упражнения, которые лишь немного превосходят умения ребенка в данный момент времени. Слишком сложные задания отбивают желание заниматься.

Не упрекайте кроху и не сравнивайте его с другими детьми. Такие действия способствуют потере интереса к занятиям вплоть до категорических отказов.

Развитие внимания у детей в возрасте 7-10 лет: основные особенности

Все недостатки внимания у младших школьников можно устранить при помощи специальных заданий и упражнений. Кроме того, нельзя забывать и об учебной мотивации.

Для детей младшего школьного возраста используют два типа заданий:

  • специализированные – направлены на тренировку основных свойств внимания (объема, развитие концентрации, переключаемости и устойчивости);
  • общие – формируют и развивают внимательность как качество личности.
Читать еще:  Капли "Мальтофер" для детей: инструкция по применению

Свойства внимания у разных детей развиты в различной степени. Одним сложно сосредоточиться и удерживать в уме два-три предмета, другим трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, третьи легко переключаются, но постоянно отвлекаются в процессе выполнения заданий.

Внимательность как свойство личности характеризует способность воспринимать объект в целом, вникая при этом в его детали. Невнимательность приводит к тому, что ребенок схватывает только общий смысл задачи, упуская детали, что приводит к неправильному выполнению.

Правильное развитие внимания в младшем школьном возрасте – залог формирования внимательности и наблюдательности у взрослого человека. Эти качества являются обязательными для дальнейшей успешной учебы и построения карьеры.

Хорошее упражнение для развития внимательности – планирование дня. Формируйте вместе с ребенком план действий на каждый день, это научит его выделять важные задачи и концентрироваться на деталях.

Дисциплинированность и ответственность также способствуют развитию внимания. Поручайте ребенку определенные домашние дела, которые ему по силам, и контролируйте их выполнение. Отличный вариант – завести домашнего питомца и поручить ребенку уход за ним.

Игры и упражнения для тренировки внимания младших школьников

Чтобы учеба в младшей школе давалась ребенку легко, необходимо включить в ежедневный образовательный процесс занятия на развитие внимания и памяти. Эти навыки помогут ребенку в учебной работе и позитивно скажутся на общей успеваемости.

«Все помню»

Играть в эту веселую игру можно вдвоем, втроем или даже вчетвером, она тренирует внимательность и память. Суть упражнения – умение запомнить как можно больше слов определенной тематики в заданном порядке. Для игры выбирайте несложную тему – животные, фрукты, овощи.

Суть игры очень проста: «Собака», – говорит первый ребенок. «Собака, кошка», — объявляет второй. «Собака, кошка, лошадь…». Тот, кто забыл слово или перепутал последовательность, выбывает из игры.

«Найди лишнее»

Эта головоломка отлично вписывается в учебный процесс на уроках русского языка. Ребенок должен отыскать в ряду букв слова и выбрать лишнее по какому-либо признаку.

ВЫФПОРТФЕЛЬКЛДНУЧИТЕЛЬЗНЕЕГНПАРТЫ

В данном примере загаданы три слова: портфель, учитель и парты. Лишнее слово – парты, оно во множественном числе, а остальные – в единственном.

«Назови цвет слов»

Это упражнение отлично развивает умение концентрировать внимание. Ребенок должен посмотреть на картинку и назвать цвет, которым написано каждое слово. При этом цвет слов не совпадает с написанным, что развивает способность сосредотачиваться и отсеивать ненужную информацию.

«Поиск отличий»

Это классическое упражнение на развитие внимательности и наблюдательности, которое подходит для любого возраста. Ребенку предлагаются 2 схожие картинки, между ними надо найти все отличия.

Дошкольникам и первоклассникам лучше подойдут изображения с крупными элементами. Ученикам 2-4 классов будут полезны картинки с более мелкими деталями, они тренируют также объем и устойчивость внимания.

Как развивать внимательность и усидчивость у вашего ребенка

Мечта родителей – здоровые успешные дети: дошкольники, школьники, студенты. Успешность обучения на всех образовательных этапах зависит от уровня развития внимания ученика. Как развивать внимательность у ребенка в домашних условиях, не прибегая к помощи репетиторов? Достаточно просто даже если ребенок уже перешел за рамки дошкольного детства и достиг возраста 7 – 10 лет.

Психические процессы формируются с рождения и требуют определенного воспитания. Идеально, когда усидчивость и внимание начинают развивать у малыша с первых лет жизни – больше шансов вырастить внимательного, вдумчивого, конкурентоспособного человека. Однако пластичный человеческий мозг дает возможность развиваться и совершенствоваться в любом возрасте.

9 простых способов помогут ребенку стать внимательным и усидчивым. Научат его проявлять волевые усилия, без которых невозможно развитие произвольного внимания. Позволят усовершенствовать способность концентрировать, распределять, переключать, удерживать внимание, положительно повлияют на его объем.

  1. 9 простых способов улучшить внимание своего ребенка
  2. 1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья ребенка
  3. 2.Ежесуточный полноценный 8-часовой сон
  4. 3.Регулярная физическая активность
  5. 4.Соблюдение режима и сбалансированности питания
  6. 5.Доверительные взаимоотношения
  7. 6. Занятия между делом
  8. 7. Наличие хобби
  9. 8. Занятия в системе дополнительного образования
  10. 9. Обучающие игры с детьми
  11. Игры на развитие внимания
  12. 1. Концентрация внимания
  13. 2. Распределение внимания
  14. 3. Переключение внимания
  15. 4. Устойчивость внимания
  16. 5 Объем внимания

9 простых способов улучшить внимание своего ребенка

Вопросы соответствия уровня развития психических процессов возрастной норме обычно возникают у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу, или уже являются учениками начального школьного звена.

Как развить внимательность у своего ребенка подскажут 9 простых эффективных способов определяющих условия, при которых произвольное и послепроизвольное внимание развивается и совершенствуется:

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья ребенка

Наличие какого-либо заболевания провоцирует отклонения от нормы физического и психического развития. Обычное ОРЗ может стать причиной рассеянности, невнимательности. Воспаление органов дыхания мешает сосредоточиться не только детям, но и взрослым. Приучайте ребенка укреплять иммунитет доступными способами:

    закаливание; утренняя гимнастика; физкультура; отсутствие вредных привычек; режим дня; чередование труда и отдыха; регулярное проветривание квартиры.

Для профилактики и лечения заболеваний хорошо помогает дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Выполнение упражнений способствуют активному формированию внимательности.

2.Ежесуточный полноценный 8-часовой сон

Хронический недосып провоцирует утомляемость, увеличивает риск возникновения неврозов, снижает степень устойчивости и концентрации внимания. Избежать неприятностей поможет соблюдение элементарных правил культуры сна:

3.Регулярная физическая активность

Движение обеспечивает здоровую жизнедеятельность всему организму, в том числе основному органу высшей нервной деятельности – головному мозгу. Только здоровый мозг дает человеку возможность развиваться в желаемом направлении.

Замечательно, когда детей приучают к выполнению утренней зарядки, жизненно необходимо чтобы ежедневно ребята:

    гуляли в любую погоду; ходили; бегали; прыгали; играли в подвижные или спортивные игры.

4.Соблюдение режима и сбалансированности питания

Авитаминоз, переедание, недоедание, отсутствие завтрака, поздний ужин ведут к проблемам со здоровьем растущего организма, в результате ребенок становится рассеянным. Отрегулируйте питание, и одной причиной влияющей на успехи в развитии станет больше:

    обязательный завтрак по утрам; горячий обед; полдник; ужин за 2 часа до укладывания на ночь (во имя спокойного крепкого сна); по возможности все приемы пищи в одно и то же время; соблюдение рекомендаций врачей-диетологов по питанию детей; меньше вкусных вредностей, больше полезных продуктов.

5.Доверительные взаимоотношения

Доброжелательные, доверительные взаимоотношения с ребенком — залог успешности психофизического развития и школьного обучения, гарантия того, что опасный подростковый возраст пройдет без осложнений, а вся дальнейшая жизнь как минимум сложится удачно. Добрые отношения между членами семьи благотворным образом влияют на формирование такой черты личности как внимательность.

6. Занятия между делом

Занятия между делом, по сути представляющие обычное общение между родителями и детьми.Они не требуют дополнительного вложения бюджетных средств, не отнимают драгоценного времени, но являются самым ценным фактором развития, способным сделать мальчишек и девчонок не просто внимательными, умными, но и счастливыми людьми.

Предлагайте детям простые житейские задания, объясняя, что без детской помощи вам трудно справиться:

  • посмотри внимательно и запомни, как бабушка готовит это блюдо, расскажешь вечером. Почему-то у меня оно получается не таким вкусным. Может я что-то забыла и делаю не правильно;
  • прочитай в газете заметку, перескажешь, о чем там написано, пока я готовлю ужин.

Наблюдайте изменения в окружающей природе, они научат вас тому, как развить внимательность у своего ребенка:

  • видишь, какая круглая сегодня луна, а помнишь, какой она была вчера? Форма (растущая, убывающая), цвет, яркость, местоположение спутника – все идет на пользу внимания;
  • растения у дома – они меняются каждый день (стала выше трава, больше листья, изменили окраску с нежно зеленого до темного, сломалась ветка, поник цветок).

Ищите для общения и наблюдения любую мелочь, чем мельче, незаметнее детали тем острее становится детское внимание, развивается наблюдательность, память, мышление.

7. Наличие хобби

Школьник, увлекающийся каким-либо делом не заставляет родственников задаваться вопросом, как развить внимательность у ребенка. Любая конструктивная деятельность развивает внимание, формируют усидчивость. Сосредоточения и устойчивости внимания требуют:

    рисование; лепка; моделирование; вязание; конструирование; шитьё; вышивание; коллекционирование.

8. Занятия в системе дополнительного образования

Творческие объединения, секции, кружки любой направленности способствуют общему развитию младших и старших школьников, развивают способности, выявляют скрытые таланты. Ребята приходят заниматься по своему желанию, делая самостоятельный выбор в пользу того или иного кружка. Уже одно это увеличивает стремление добиться успеха в выбранном деле.

Стремление к успеху формирует умение ставить цели, реализовывать задачи различной сложности, воспитывает волевые качества личности, отсюда высокий уровень внимания и совершенство комплекса психических процессов, которые не могут развиваться одно без другого. Как развить внимательность у ребенка знают педагоги таких дисциплин как:

    вокал; хореография; обучение игре на музыкальных инструментах; декоративно-прикладное творчество; моделирование; экология; туризм; общая физическая подготовка и спорт; добровольчество.

9. Обучающие игры с детьми

Игра имеет магические свойства. Она развлекает, притягивает, учит, развивает. У каждого возраста свои игровые пристрастия. В семьях, где дети и родители часто играют вместе, становится меньше проблем с воспитанием и обучением младшего поколения. Для развития внимательности ребенка важно:

    создать условия для проведения игровых занятий, выполнения уроков (индивидуальное рабочее место, тишина, психологический комфорт, проветренная комната); рабочее место оборудовать с учетом детских пожеланий (в пределах разумного); мотивировать на игру, занятие, обучение, развитие (если ребенку не интересно чем-либо заниматься, или он не понимает, почему и для чего нужно учиться, он не станет сосредотачивать внимание на предмете, скучном задании); выполнять игровой комплекс на формирование всех свойств внимания; поощрять даже за самые незначительные результаты и успехи; не ругать за неудачи; помогать при необходимости; не превышать время занятий: для дошкольников оно составляет 10 — 15 минут, для школьников 20 – 25 минут; обеспечить систематичность занятий.
Читать еще:  Согласие родителей на поездку ребенка по России и за...

Соблюдайте эти простые способы, и вопрос как развить внимание у ребенка отпадет сам собой.

Игры на развитие внимания

1. Концентрация внимания

«Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их.

Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.

2. Распределение внимания

Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку.

Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.

3. Переключение внимания

Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть!

Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку — прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию.

В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку. Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы.

4. Устойчивость внимания

Пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности помогают удерживать внимание длительное время.

Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.

5 Объем внимания

Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы.

Играйте, придумывайте вместе с детьми свои упражнений, устанавливайте к ним правила постепенно задача, как развить внимание у ребенка будет полностью решена.

Эта тема очень интересная и большая, поэтому поделитесь в комментариях как вы обучаете своих детей внимательности и усидчивости.

Как развить в ребенке внимательность и усидчивость

6 важных аспектов

«Ваш ребенок крутится, вертится, всем мешает! Да сделайте уже что-нибудь!»

Такая фраза может звучать как от воспитателя детского сада, так и от учителя любого класса (чаще, конечно, начальной школы).

Что вызывает эта фраза у родителей?

  • Панику,
  • страх,
  • ужас,
  • стыд за ребенка.

Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?

Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.

Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»
  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.
Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Думающая шляпа»

Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

«Внимание, внимание!» или как развить внимательность у школьников

У дошкольников рекомендуется развивать внимание при помощи игр. Однако частенько невнимательность проявляется и в более старшем возрасте. В этом случае проблемы с произвольным вниманием приводят к плохим оценкам, недовольству учителей, быстро прогрессирующей неуверенности в себе, утрате интереса к учебе.

Игры уже не особенно помогают ‒ взрослых деток куда сложнее заинтересовать подобным образом. Зато с ними замечательно работают другие методы ‒ читайте о них подробнее в этой статье.

Обсуждение проблемы с ребенком

В возрасте 7-8 лет дети уже способны понять, что такое внимательность и чем плохо ее отсутствие. Поэтому с ними можно и нужно поговорить об этом.

» Если выстроите разговор правильно, ребенок станет вашим союзником, начнет и сам изо всех сил стараться избавиться от рассеянности.

Важно сразу верно выбрать тон разговора. Дети и подростки часто замыкаются, когда слышат от авторитетного взрослого: «Тебе надо быть внимательней!» Эта фраза звучит для большинства как претензия, если не обвинение. Особенно если вслед за ней следует длинный перечень неудач ребенка из-за невнимательности.

« Убедитесь, что ваше чадо понимает: у вас нет цели его отругать или наказать. Вы хотите помочь.

Скажите, что заметили у ребенка проблему. Мягко объясните: её решение сделало бы жизнь школьника гораздо проще. Отметьте, что, развив в себе способность концентрироваться, он сможет получать более высокие оценки, меньше времени тратить на выполнение скучных заданий, чаще слышать в свой адрес похвалы от учителей.

Читать еще:  В детском саду Комсомольска-на-Амуре няня ударила ...

Не стоит подробно останавливаться на отдаленных выгодах внимательности. Да, внимательному человеку проще строить карьеру и самореализовываться. Но для семилетки подобные перспективы мало связаны с его повседневностью и оттого трудновообразимы.

« Больше говорите о плюсах, которые ребенок может получить от улучшения способности к концентрации прямо сейчас.

Развитие внимания ‒ слишком большая и глобальная цель, способная напугать младшеклассника. Опишите, какие шаги для ее достижения можно предпринять в ближайшее время.

« Выберите буквально 2-3 несложных действия, которые ребенку отныне придется делать. Скорее всего, он легко и даже с энтузиазмом на это согласится.

Например, школьнику можно предложить:

Простые ритуалы, помогающие настроиться на выполнение определенного действия

Наша жизнь полна ритуалов. Часто они формируются стихийно. Просто так получается, что нам удобно сначала принять душ, мурлыкая себе под нос песню, потом почистить зубы, думая о планах на день, а потом идти готовить завтрак. И со временем становится сложно представить утро без этой последовательности действий.

Однако иногда можно и нужно вводить ритуалы осознанно ‒ если это способно принести пользу.

Одевание и раздевание

Ребенок регулярно забывает надеть шарф, теряет рукавички, надевает кофту наизнанку?

« Попробуйте превратить одевание и раздевание в ритуал.

Например, мальчик Миша каждый раз, засовывая руку в левый рукав, громко говорит: «Хлюп!» А после надевания рукава на правую руку следует «Хлоп!» Обязательно именно в таком порядке: сначала «хлюп», и только потом «хлоп». А после застегивания молнии на куртке Миша обязательно подпрыгивает на месте. Трижды. Ну а когда варежки занимают свое законное место на руках, требуется непременно хлопнуть ладонями друг о друга. Мальчику Мише всего 5 лет, но про шарф он никогда не забывает.

Скорее всего, ребенку постарше потребуется какой-то другой вариант, более «взрослый». Можно медленно считать, чтобы каждому действию соответствовала какая-то цифра. Или произносить в процессе одевания стишок. Это значительно снизит вероятность того, что ваш ребенок, собираясь, вдруг вспомнит, что учительница просила его зайти. И убежит, оставив шапку висеть на вешалке.

Сборы в школу

Тетрадь с домашним заданием, учебник, приготовленный вами для ребенка бутерброд регулярно остаются забытыми дома?

« Чуть больше порядка в утренних повседневных делах может значительно снизить рассеянность и забывчивость.

Представьте, что каждое утро чадо повторяет один и тот же сценарий. Просыпается от звука вашего голоса, умывается, надевает приготовленную с вечера одежду, причесывается, завтракает. Именно в таком порядке и никак иначе. Так происходит каждый день в течении недель и даже месяцев. Может, поначалу ребенок и будет забывать обеденный перекус дома. Но со временем подобные происшествия постепенно сойдут на нет.

Подготовка к выполнению уроков

Ребятишкам бывает сложно полностью сконцентрироваться на выполнении домашнего задания. Дома так много отвлекающих факторов! Компьютер с играми, телевизор, конструктор. Отсюда и плохо усвоенный материал, глупые ошибки и описки, брошенные на середине задания.

« Договоритесь с сыном или дочкой о том, как правильно садиться за уроки. Придумайте особую последовательность действий, предшествующую этому процессу.

Можно предложить малышу каждый раз перед решением домашки аккуратно раскладывать на столе цветные карандаши по цветам, линейки, ластик, другие канцелярские принадлежности. Так школьнику проще будет войти в состояние концентрации, необходимое для успешной учебы.

Может быть, вам тоже не помешала бы пара новых ритуалов? Например, чтобы настроиться на ночной отдых и не ворочаться по полночи в постели. В подобных ситуациях бывает полезно договориться с собой об особых ритуальных действиях перед отходом ко сну. Или перед работой, чтобы переключиться от дел семейных к профессиональным. Или, наоборот, после дня в офисе, чтобы не гонять в голове производственные задачи по кругу.

Продуманное расписание, учитывающее потребности и желания ребенка

Вводить расписание нужно с оглядкой на возраст.

» В 6-7 лет человек способен планировать свою жизнь вперед на несколько часов. В 9-10 планы могут простираться на 12-20 часов. После 12 горизонт планирования отодвигается примерно на 3 суток.

Соответственно, с семилеткой имеет смысл обсуждать текущий день. Чем бы он хотел заняться после школы? Что ему необходимо сделать? Предположим, вы договорились включить в расписание просмотр мультиков, выполнение уроков, прогулку. Обсудите в каком порядке лучше выполнять намеченные дела. Сколько займет каждое из них?

С десятилеткой можно пытаться договариваться относительно завтрашнего дня. С ним уже допустимо беседовать о приоритетах: какие задачи для него важнее? Какими в крайнем случае можно пренебречь? Также ребятишкам такого возраста отчасти можно доверить самостоятельный контроль за соблюдением распорядка.

Подростку навязать расписание уже и вовсе невозможно. При работе с таким взрослым ребенком требуется не выстраивать распорядок дня с ним, а просто убедиться, что он владеет базовыми инструментами тайм-менеджмента. Что он умеет отделять важные дела от второстепенных, понимает личную выгоду от следования расписанию. Полезно задать подростку вопросы:

  • Что может помешать выполнению того или иного запланированного дела?
  • Какие из задач на завтра могут занять больше времени, чем ты предполагаешь?

Зачем все это надо? Расписания ‒ мощный инструмент произвольного внимания. Они регламентируют, когда и на чем концентрироваться.

« Пытаясь следовать графику, человек постепенно привыкает направлять внимание туда, куда нужно, а не туда, куда само собой получается.

Имейте в виду! Поначалу срывы будут случаться постоянно. В четкий распорядок дня будут вмешиваться импульсивные решения. Снова и снова. Будьте терпеливы. Не ругайте ребенка. Спокойно спрашивайте, что его отвлекло. Обсуждайте последствия проявленной импульсивности, подсказывайте, как ситуацию можно исправить. Что можно сделать, чтобы в будущем в такой ситуации школьник не отвлекался?

« Только терпение и регулярные, систематические усилия способны развить в человеке внимательность.

Стикеры и другие визуальные стимулы

Люди в целом и дети в особенности очень восприимчивы к зрительным образам. Как это можно использовать в благородном деле развития детской внимательности? Есть несколько проверенных методик:

Доска со стикерами

Разделите доску на две части, верхнюю и нижнюю. В нижнюю вы будете наклеивать запланированные дела. В верхнюю — те, с которыми ребенок успешно справился. Можно использовать стикеры разных цветов для разных типов дел. Например, голубые — для учебных. Желтые — для домашних обязанностей.

Можно использовать вместо стены любую гладкую поверхность. Например, дверцу холодильника.

Множество ярких листочков, символизирующих сделанные ребенком дела, будут вызывать у него приятное чувство.

« Это станет визуальным подтверждением того, что школьник хорошо справляется. Превратится в дополнительный стимул следовать расписанию. Потому что это не только полезно и нужно, но и приятно.

Примерно по тому же принципу работают разноцветные списки, в которых сделанные дела отмечают галочками. А также некоторые мобильные приложения для самоорганизации.

Правильная организация места для учебы

Как повысить концентрацию ребенка во время обучения — это отдельный большой вопрос, который волнует родителей. Именно в этой сфере последствия невнимательности проявляются наиболее ярко. Существует несколько лайфхаков, как улучшить ситуацию:

Уберите визуальные раздражители из рабочего пространства

Любые постеры, игрушки, яркие элементы интерьера. Часто детскую комнату стремятся сделать красочной — однако с точки зрения детской психологии это спорное решение. Особенно малиновые занавески и плакаты с любимыми героями мультфильмов нежелательны в области рядом с письменным столом.

Часто специалисты также советуют устроить рабочее место школьника таким образом, чтобы его не отвлекало происходящее за окном.

Настройте освещение

Идеальным решением станет рассеянный дневной свет. Есть специальные лампы, достоверно его имитирующие.

Перенесите предметы, связанные с неучебными хобби ребенка, в другую комнату

Может, ваш сын любит читать приключенческие книги про дальние страны. Или поп-исполнителей из Южной Кореи. Или кино про супергероев. Все это прекрасные хобби, здорово, если школьник интересуется такими вещами. Но желательно, чтобы читать, слушать, смотреть то, что интересно, ему было бы удобнее подальше от письменного стола.

Во время выполнения ребенком домашнего задания регулярно проверяйте, как идут дела

Регулярно — это примерно каждые четверть часа для семилетки, раз в 20 минут для десятилетки, с периодичностью в полчаса для ребенка 12 лет. Для деток помладше промежуток времени следует выбрать поменьше, более старших необязательно контролировать так часто.

Просто загляните в комнату. Если видите, что чадо занято, не отвлекайте его разговорами и расспросами. Если внимание школьника переключилось на посторонний предмет, мягко спросите: у тебя возникли какие-то трудности с заданием? Чем я могу помочь?

Скорее всего, этого окажется достаточно, чтобы ребенок спохватился и вернулся к работе.

« Развитие внимательности школьника — это работа, которую он большей частью должен сделать сам. Но вы, именно вы, можете и должны помочь ему. Подсказать подходящие для этого способы, направить. Надеемся, данная статья вам в этом поможет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector