Как развить усидчивость у ребенка? Как выработать... - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как развить усидчивость у ребенка? Как выработать…

5 способов повышения усидчивости у детей

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

РостВысота стула
85 – 100 см.22 см.
100 – 115 см.28 см.
115 -129 см.32 см.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Как развить усидчивость: советы и упражнения для взрослых и детей

Приветствую вас, друзья!

Известная поговорка гласит, что сложно усидеть на двух стульях. Но некоторым с трудом удается удержаться и на одном. Про таких говорят, что им не хватает усидчивости. В сегодняшней статье я расскажу о том, что это такое и как развить усидчивость взрослому и ребенку.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать

Усидчивость – это умение терпеливо и сосредоточенно выполнять определенную задачу в течение длительного времени и доводить ее до конца. Чаще всего такая работа предполагает сидячую позу. Отсюда и название.

Человек не рождается усидчивым. Это качество воспитывается в нем по мере взросления. Компоненты усидчивости – внимание и сила воли. Маленький ребенок не может управлять своим вниманием, поскольку у него оно еще неустойчиво и непроизвольно: его легко отвлечь, он бросает одну игрушку и сразу же переключается на другую.

Становясь старше, мы учимся управлять своим вниманием, желаниями и поступками. Кому-то это удается лучше, кому-то труднее.

Специалисты утверждают, что усидчивость является важной составляющей успеха в жизни человека. Непоседливого ребенка не так просто заинтересовать настольными играми, ему тяжело дается учеба. Неусидчивые взрослые испытывают трудности, занимаясь монотонной офисной работой, им постоянно хочется отвлечься на чашку кофе, перекур, серфинг соцсетей. В результате коэффициент полезного действия падает, время потеряно, задачи остаются невыполненными.

Именно усидчивость помогает воспитывать в себе ответственную и дисциплинированную личность.

Причины неусидчивости

Среди универсальных причин низкой способности концентрироваться можно выделить темперамент. К примеру, меланхоликам и флегматикам легче удается усидеть на месте, а вот холерики редко могут подолгу заниматься одним делом.

Какие еще причины неусидчивости бывают, мы разберем отдельно для каждой возрастной категории.

У ребенка

Здесь в первую очередь следует обращать внимание на возраст. Дети 2–3 лет могут фокусироваться на занятии не более 10–15 минут. И это нормально. К 5 годам время увеличивается до 20–25 минут непрерывной деятельности. Подходя к школьному возрасту, ребенок способен оставаться заинтересованным до получаса.

Разумеется, эти цифры весьма условны и каждый ребенок уникален. Ниже я перечислю разные причины, которые могут мешать малышу оставаться вовлеченным в игровой или рабочий процесс:

  • Незрелость нервной системы. Это естественное явление для малышей раннего возраста.
  • СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям старше 4 лет. Он считается нервным расстройством и подлежит коррекции со стороны специалистов. Поэтому если дошкольник слишком много отвлекается, то стоит показать его неврологу или детскому психологу.
  • Прочие аномалии развития. Сюда можно отнести задержку речи, дислексию, дисграфию, аутизм.
  • Депрессия. Такое состояние можно распознать по наличию повышенной тревожности, частым страхам, капризам.
  • Дефицит витаминов и макроэлементов в организме, которые ребенок должен получать из правильного питания.
  • Запущенность в воспитании. Если родители доверяют развитие своего чада с первого года его жизни телевизору и планшету, детскому мозгу будет труднее адаптироваться к учебе в школе. Мультики и онлайн-игры не могут воспитать такие важные качества, как ответственность, внимательность, сила воли и пр.
  • Отсутствие интереса к конкретной деятельности. Может оказаться так, что ребенка просто не привлекает то или иное занятие.
Читать еще:  Рост и вес ребенка по годам: таблица и нормы

У взрослого

Про гиперактивных людей нередко говорят: “Его бы энергию, да в мирное русло”. Как правило, у них отлично развит навык коммуникации, им легко обсуждать планы и дела, но крайне тяжело их реализовывать.

Помимо активного темперамента могут быть и другие причины, из-за которых взрослому человеку сложно доводить начатые дела до конца. Например:

  • Отсутствие интереса. Вам просто не нравится то, чем вы занимаетесь. Это банальная скука.
  • Низкая заинтересованность в результате выполняемой деятельности, когда вы четко не представляете, для чего вам это нужно и какую пользу принесут плоды вашего труда.
  • Неправильное питание, недосып, отсутствие физической активности.
  • Дефицит общения и др.

Как выработать усидчивость в себе

Как мы уже с вами выяснили, никто не рождается усидчивым. Если в детстве вам не привили данное умение, то теперь придется нарабатывать его самостоятельно. Ниже вы найдете эффективные способы и упражнения, которые помогут справиться с привычкой отвлекаться.

Мотивация

Спросите себя: “Зачем я это делаю?” Дайте честный ответ. Любая работа должна выполняться ради какой-то цели. Если вы не можете четко назвать ее, видимо, просто занимаетесь не тем и стоит подумать над изменениями.

Если же по какой-то причине смена деятельности невозможна в ближайшее время, придумайте для себя какую-то мотивацию. Для чего вы сейчас работаете? Чтобы выплатить кредит, жить без долгов и иметь возможность обучиться новому направлению. Чтобы накопить на машину, дачу, отпуск на море и т. п. Держите свою главную цель перед глазами.

Кроме того, могут помочь и мотивирующие фразы. Например: “Я сделаю это сегодня во что бы то ни стало”, “Я преодолею себя”, “Я наблюдаю прогресс ежедневно” и пр. Можете начинать подбадривать себя сразу после пробуждения.

Очищение пространства

Во время работы важно держать в чистоте не только мысли, но и окружающее пространство. Уберите с рабочего стола все отвлекающие предметы, даже любимые фото в рамках, поместите все онлайн-игры и значки соцсетей в дальнюю папку на телефоне и компьютере, отключите уведомления в мессенджерах.

Чем меньше вокруг вас будет соблазнов, тем меньше рисков отвлечься не по делу.

Организация процесса

После того как мы очистили пространство от лишнего, нужно позаботиться о самом процессе работы:

  1. Сделайте так, чтобы рабочая обстановка была для вас комфортной. Проветрите помещение, возьмите удобный стул, поставьте рядом стакан воды и небольшой перекус в виде фрукта или злакового батончика.
  2. Старайтесь подстраиваться под собственные биоритмы. Если вы сова, то не нагружайте себя сложной работой до обеда, когда организм физически не может усиленно концентрироваться.
  3. Избегайте многозадачности. Важно фокусироваться только на одном деле в единицу времени. Иначе можно быстро выгореть.
  4. Пользуйтесь техниками тайм-менеджмента, которые помогут оптимизировать свое время. К примеру, попробуйте метод Помодоро.
  5. Не забывайте об отдыхе. Помимо сна у вас должен быть минимум 1 час в день и 1 день в неделю полноценной передышки от работы.

Работа над собой

Любое воспитание подразумевает систематическое повторение. Хотите научиться доводить начатые дела до конца? Тогда как можно чаще делайте это. Например:

  • Начали мыть посуду? Не оставляйте на потом жирную сковородку.
  • Читаете скучную книгу? Дочитайте до следующей главы.
  • Решили выполнить упражнения? Сделайте все запланированные подходы.

Регулярно преодолевая себя, вы постепенно наработаете привыкание. Завершать задачи станет проще.

Поощрение

За успешно проделанную работу важно себя хвалить и радовать. Вовремя сдали отчет? Купите себе шоколадку или сходите на массаж. За полдня ни разу не прервались на социальные сети? Сделайте получасовой перерыв и выпейте чашечку кофе в ближайшем кафе.

Награды могут быть любыми: звонок подруге, 10-минутная прогулка на свежем воздухе, 20 минут чтения интересной книги, небольшая желанная покупка и т. п.

Упражнения

Вместо того чтобы отвлекаться на социальные сети и игры, лучше отвлекайтесь на полезные упражнения. К примеру, когда почувствовали, что вот-вот готовы сдаться, поставьте перед собой кисти рук и сконцентрируйте внимание на кончиках пальцев. Поочередно разглядывайте каждый из них и параллельно отслеживайте дыхание: медленный вдох носом, долгий выдох через рот, снова вдох, выдох.

Для начала посидите так хотя бы 30 секунд. Постепенно можно увеличивать интервалы до 1–2 минут. Если у вас сидячая работа, выполняйте упражнение стоя.

Вот еще несколько хороших упражнений для развития усидчивости:

  • Каллиграфия. Это красивое письмо от руки. Записывайте на бумагу списки продуктов, планы на день, сообщения родным или просто свои мысли.
  • Заучивание текстов наизусть. Главное, делать это регулярно. К примеру, едете утром на работу – выучите пару строк в четверостишии. Со временем можно перейти на прозу.
  • Пазлы. Не обязательно брать 1 000 элементов. Достаточно небольших, которые вы сможете осилить за один раз.

Способы воспитать усидчивость у ребенка

Для начала следует усвоить два важных правила, без соблюдения которых воспитывать усидчивость в малыше просто нет смысла:

  1. Личный пример. Бесполезно рассказывать ребенку о том, как важно доводить начатое дело до конца, если родители собственным примером демонстрируют обратное. Хотите воспитать ребенка – начните с воспитания себя. Дети смотрят на нас, перенимают опыт и повторяют то же самое. Если в семье принято бросать задачи на полпути, не стоит винить ребенка в неусидчивости.
  2. Избегание критики.Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается с первого раза. Не сравнивайте его с другими детьми в их пользу. Просто еще раз направьте внимание на выполняемое дело или переключите на что-то более интересное для него.

Итак, какими способами можно развивать в ребенке усидчивость:

  • Следите за режимом дня. Для полноценного отдыха детям нужно 8–10 часов сна в сутки. За 1–2 часа до сна не разрешайте ему играть в активные игры, смотреть телевизор и играть в телефон. Лучше почитать книгу или прогуляться. Пробуждение и засыпание лучше организовать примерно в одно и то же время независимо от дня недели.
  • Приучайте к обязанностям. Пусть ребенок возьмет на себя ответственность за выполнение определенных задач: сам собирает свой портфель в школу, сам поливает комнатные растения, протирает пыль, моет за собой кружку. Чем старше ребенок, тем более серьезные обязанности можно ему доверить: помыть посуду за членами семьи, пропылесосить в квартире, вынести мусор и т. д.
  • Создайте комфортное рабочее место. Ребенок чем угодно не будет заниматься долго, если сидит на неудобном стуле, лампа тусклая, а в комнате душно. Стол в идеале должен на 2-3 см быть ниже уровня груди, чтобы была возможность опираться на него локтями. Стул – регулироваться под рост. Освещение – находиться слева, если ребенок – правша, и справа, если левша.

Какие игры и занятия помогут повысить усидчивость у ребенка:

  • сортировка мелких предметов (по цвету, фактуре, форме и т. д.);
  • лепка;
  • рисование;
  • пазлы и мозаики;
  • конструкторы;
  • оригами;
  • детские кроссворды;
  • плетение из бисера;
  • создание картин из пайеток и бусин;
  • игра “Найди отличия”;
  • чтение сказок с дальнейшим обсуждением сюжета;
  • приготовление еды вместе с родителями;
  • украшение дома к праздникам.

Разумеется, для ребенка не меньше, чем для взрослого человека важны поощрения. Замечайте и хвалите его за любой прогресс. Малыш должен понимать, что самые близкие люди его ценят и поддерживают.

Заключение

Мы с вами разобрали, что значит быть усидчивым и как выработать в себе это полезное качество.

Напоследок спешу похвалить вас: если вы смогли дочитать эту статью до конца, значит, вам удалось проявить усидчивость и уже совершить маленький вклад в улучшение себя.

С уважением и пожеланиями дальнейших успехов, Ксения Молоканова.

Воспитание усидчивости

Наталия Юрикова
Воспитание усидчивости

Воспитание усидчивости

Усидчивость-это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым, это качество развивается в нем в процессе взросления. Первые проявления усидчивости у детей проявляются еще в младенчестве, когда малыш начинает узнавать близких людей, и может сосредоточит недолгое время удерживать свой взгляд на маме или папе. Одной из составляющих усидчивости является внимание. Можно сказать, что эти качества тесно взаимосвязаны друг с другом. Когда ребенок занят чем-то, внимательно смотрит на что-либо или слушает- значит, в этот момент он усидчив.

Но для усидчивого человека не достаточно всего лишь быть внимательным. Необходимо уметь контролировать себя, свои действия.

Усидчивость – означает доведение начатого до конца. А если ваш ребенок начинает играть в игру, читать, рисовать, и бросает все это не закончив, перескакивая с одного дела на другое – это говорит о неусидчивости.

Неусидчивый ребенок зачастую доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за новые.

Как научить ребенка быть усидчивым? Этот вопрос волнует многих родителей.

Усидчивость — это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым, это качество воспитывается. Одной из составляющих усидчивости является внимание. Однако просто быть внимательным недостаточно. Чтобы быть усидчивым еще необходимо уметь контролировать себя и свои действия.

Маленький ребенок не может сам управлять вниманием и контролировать свое поведение, его легко отвлечь, быстро переключить с одного занятия на другое. Внимание малышей непроизвольно, неустойчиво.

Поэтому задача родителей помогать своим чадам формировать усидчивость, способность доводить начатое дело до конца в игровой форме.

Вот несколько правил, которым необходимо следовать.

— Очень важно соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определенное время.

— С самого раннего возраста с малышом надо много разговаривать: рассказывать, показывать что-то.

— Не давайте ребенку сразу много игрушек. Обилие игрушек будет его только отвлекать. Если у вас много игрушек, оставьте ребенку 2-3 игрушки и обязательно покажите малышу как с ними играть. Остальные уберите на время, а потом меняйте их местами.

— Во время игры или занятия нужно выключать музыку, телевизор, чтобы ребенка ничего не отвлекало, и он мог сосредоточиться.

Воспитать усидчивость вам помогут рисование, конструирование, аппликация, лепка. Эти виды деятельности требуют концентрации внимания, учат ребенка действовать по образцу. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес.

— Смотрите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Это очень важно. Если вы видите, что ребенок уже устал, можно сделать перерыв или отложить занятие, но потом обязательно вернуться к нему и закончить.

— Приучайте ребенка убирать за собой игрушки и свое рабочее место.

— Не забывайте хвалить ребенка за успехи. Если у него что-то не получается с первого раза, напомните ему пословицу «Терпение и труд – все перетрут» и конечно же объясните в чем ее смысл.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, неусидчивость может развиться из-за неуверенности в себе. Если ребенок один раз допустил ошибку, и получил за нее выговор, очень может быть, что больше он не захочет браться за какое-то дело из-за страха снова получить порицание. Родители и учителя тоже, бывает, виноваты в этой проблеме, из-за того, что мало хвалят ребенка, и напротив, делают ему слишком много замечаний. Такие страхи у детей, как страх перед неудачей, перед неуверенностью в собственных силах могут спровоцировать развитие неусидчивости.

Читать еще:  Можно ли подросткам давать безалкогольное пиво...

Воспитать усидчивость у ребенка – это задача, прежде всего родителей. До шести лет нужно прививать ребенку определенные навыки в игровой форме. Во-первых, маленький ребенок еще не умеет играть сам, он не знает, что делать с игрушками. Родители должны показать ему, как играть с кубиками, музыкальными игрушками, мячиками и т. д. Играя с ребенком в развивающие игры, выбирайте такие, которые соответствуют возрасту и способностям вашего крохи. Помните, что он быстро устает, занимаясь лепкой, рисованием. И, если у него не получилось довести до конца начатый рисунок или долепить фигурку, отложите это дело до завтра. И на следующий день обязательно вернитесь к нему и доведите до конца.

Приучайте малыша убирать за собой игрушки после игр. Конечно, самостоятельно он вряд ли будет это делать, вам придется помочь ему. Собирать игрушки можно тоже в форме игры, например, кто быстрей вы или малыш. Не следует покупать много игрушек, поскольку это способствует рассеиванию внимания ребенка. К большому количеству игрушек он к быстрей потеряет интерес. Что касается развивающих игрушек и пособий, которые вы используете в своих регулярных занятиях, то они не должны лежать в видном и доступном для малыша месте. Доставать их стоит только на время занятия, а после убирать. Тогда ребенок наверняка не утратит к ним интерес. Учите ваше чадо играть с одной игрушкой, а когда она ему надоест, то пусть уберет ее и возьмет другую. Но помните, что до 2-3 лет быстрое переключение внимания малыша с одного предмета на другой является нормой.

Причины неусидчивости

1. Возможно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играть. Он уже наигрался с этими предметами и не чувствует к ним ни малейшего интереса.

2. Если ребенку очень тяжело усидеть на одном месте, он не может подолгу удерживать свое внимание на одном предмете и находится в постоянном движении – это означает, что у него имеются нарушения центральной нервной системы.

Очень часто родители относятся позитивно к тому, что ребенок подвижный, считают, что это хорошо. Обратитесь за консультацией к невропатологу. Очень часто подвижность детей обусловлена их темпераментом, а не заболеванием. Однако подстраховаться не помешает, ведь родитель – не врач. Если не хотите идти к неврологу, можете для начала обратиться за консультацией к психологу.

3. У детей постарше причиной неусидчивости может быть неуверенность в себе. Когда-то ребенок столкнулся с неудачей. А в дальнейшем, не желая сталкиваться с ней снова, не стремится преодолеть эту неуверенность в себе, а убегает от нее. Неохотно садится за какие – либо дела, полагая, что у него все равно ничего не выйдет. Страх перед неудачей, как правило, приходит из окружения ребенка. Взрослые не поддерживают его, мало хвалят, когда у него хоть что-то получается, чаще указывают на недостатки.

Как помочь усидеть на месте

Ребенка можно отвлечь от беготни и суечения более интересной игрой, заинтересовать и предложить более увлекательное спокойное занятие. И здесь на помощь могут прийти детские пазлы. Пазл – это головоломка, в которой необходимо из отдельных частей собрать целое. К тому же пазлы помогают развивать механическую и зрительную память, логическое, комбинаторное и творческое мышление, координацию движений и мелкую моторику рук.

Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца. Это обязательное условие любой деятельности. Необходимо, чтобы малыш по окончании своей работы убрал за собой свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так далее.

Приучайте играть не со всеми игрушками сразу, а попробуйте использовать одну, но придумывайте различные игры, обращая внимание ребёнка на свойства этой игрушки: мягкая, тёплая, гладкая, например, и т. п. В ванной — тонет, плавает и т. п.

Потом переходите к игре с другой игрушкой. Все делайте постепенно. Не заваливайте ребёнка сразу всем. Научите, поиграв, положить игрушку на место и только потом взять другую.

Труд — это лучший способ воспитания усидчивости и желания добиться цели. Почти все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. И не стоит их отгонять и просить не мешать. Наоборот, детскую помощь нужно одобрять.

Отличным способом развить в ребёнке усидчивость являются лепка, рисование, бисероплетение, аппликация и другие виды деятельности, которые требуют концентрации внимания.

Игры для развития усидчивости

Море волнуется — увлекательная игра. Она нацелена на проявление фантазии ребенка и отчасти помогает развитию усидчивости.

Перед началом игры выбирается водящий.Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т. д.) Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их.

Что внутри? Игра хорошо развивает мелкую моторику рук и осязание. Также хорошо развивает смекалку и усидчивость ребенка.

Необходимо заготовить для игры мелкие предметы (игрушки, карандаш, расческу, соску, ластик и т п, которые ребенок хорошо знает. А также бумажные пакеты (или непрозрачные пластиковые) и скотч, чтобы заклеить эти пакеты. Раскладываете вещи по пакетам (одну вещь на один пакет, заклеиваете и отдаете их ребенку.

Его задача: отгадать что внутри пакета, не раскрывая его.

Молчанка. Хорошая игра для развития выносливости и усидчивости.

Играющие садятся в круг, лицом друг к другу.

Все вместе произносят считалку:

Ехали цыгане, кошку потеряли.

Кошка сдохла, хвост облез.

Кто слово промолвит, тот ее и съест.

А кто улыбнется — кошкиной крови напьется.

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок — молчок.

После последнего слова — все должны замолчать и не произносить ни слова. Кто улыбнется или заговорит — выбывает из игры, как проигравший. Выигравшим считается последний оставшийся.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей Составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка».

Физическое воспитание Ребенок пришел в детский сад,родители хотят видеть как их детки становятся здоровее, сильнее, выносливее и поэтому большое внимание уделяется.

Физическое воспитание в ДОУ Физическое воспитание в ДОУ Всестороннее развитие физических способностей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое.

Гендерное воспитание дошкольников Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое,.

Трудовое воспитание в ДОУ Наблюдая за детьми своей группы (2 младшая) я заметила, что некоторые дети с удовольствием выполняют трудовые поручения, а некоторые стараются.

Воспитание мальчиков Я всегда мечтала о дочке, но судьба распорядилась по-другому. Я — мама двоих сыновей с десятилетней разницей в возрасте, которых я очень.

Воспитание радостью Современный воспитатель… Каков он? Молодой – да, активный — да, грамотный и разносторонне образованный – конечно, и все таки, на первое.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Экологическое воспитание детей Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй никогда она не.

Экологическое воспитание дошкольника Экологическое воспитание дошкольника. С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще.

Как развить у ребенка усидчивость в 5-7 лет

Современные родители часто сталкиваются с таким явлением как непоседливость ребенка — его сложно удержать на месте продолжительное время.

Конечно, это негативно сказывается на успеваемости в целом, и в частности на качестве усвоения учебного материала.

Как же развить в ребенке усидчивость и внимательность?

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени. Это очень важное качество для любого человека, и оно отнюдь не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать. Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно.

Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно. По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный.

Справка! Согласно принятым нормативам способность к длительной концентрации внимания меняется в зависимости от возраста. Дети 4-5 лет могут оставаться внимательными и сосредоточенными не более 30 минут подряд, в 5-7 лет этот показатель увеличивается до 40 минут.

Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции. Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому.

Если родители замечают, что их ребенок не может длительное время заниматься одним и тем же, он часто бросает незаконченными начатые дела, все время отвлекается и переключается на другие занятия – его стоит показать неврологу или психологу. Данное поведение зачастую наблюдается при СДВГ, а гиперактивные дети практически всегда имеют проблемы с вниманием и усидчивостью.

Причины неусидчивости:

  1. Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
  2. Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия.
  3. Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
  4. Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
  5. Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания.
  6. Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.
Читать еще:  Перенос эмбрионов при ЭКО: особенности и ощущения ...

Полезное видео

Чего делать нельзя?

Когда родители приняли решение развивать в ребенке усидчивость и приучать его не бросать начатое дело на полпути, они должны понимать, что нужно обязательно избегать недовольства ребенка и конфликтов с ним.

Когда у ребенка что-то не выходит, он конечно хочет бросить начатое и переключиться на другое занятие.

Ругать его за это нельзя, нужно помочь вернуть интерес к прерванному делу.

Не стоит критиковать ребенка, сравнивать его с другими детьми (не в пользу ребенка).

Нужно показать ему как можно решить проблему, объяснить, что ошибки допускает каждый человек когда чему-то учится, и это вполне нормально.

Если ребенок устал, и не желает возвращаться к прерванному делу, не навязывайте его ему. Отложите, но с условием, что позже вы вернетесь к начатому и обязательно все закончите.

Упражнения и занятия

Для начала родителям будет полезно усвоить следующие рекомендации:

  1. Ребенок должен соблюдать режим дня, так как это основа всего. Специалисты рекомендуют отводить на сон ребенка 8-10 часов в сутки. Причем за пару часов до сна не позволяйте ребенку играть на компьютере, смотреть телевизор и так далее. Лучший вариант – прогулка на воздухе, чтение книжки, рисование.
  2. Следите за правильным питанием.
  3. Приучайте ребенка к тому, что у него есть не только права, но и обязанности. Ребенок должен помогать с домашними делами – это позволит ему не только улучшить усидчивость, но и почувствовать себя нужным.
  4. В тренировке усидчивости нужно использовать игровой процесс.
  5. Больше занимайтесь с ребенком творчеством.

Как уже было сказано, развитие усидчивости – это длительный процесс, который потребует от взрослых максимального терпения. В первый месяц на занятия можно тратить 5-10 минут в день, и если за месяц в поведении ребенка не будет заметно ник малейшего прогресса, в занятия необходимо будет ввести кардинальные изменения после консультации с психологом.

Не навязывайте ребенку какое-то конкретное занятие, пусть он выберет сам то, что ему больше по душе.

Важно! Следите за изменениями и обязательно отмечайте успехи ребенка, хвалите его, поддерживайте, если возникнет необходимость делайте перерывы в занятиях.

Какие занятия предлагают специалисты

  1. Рисование. Рисовать любят дети всех возрастов. Сначала позвольте ребенку рисовать то, что он хочет, но со временем нужно придумывать темы для рисунка, и добиваться того, чтобы ребенок закончил картинку. Раскрашивание требует еще больше увлеченности и сосредоточенности. Раскраски разумеется нужно подбирать в соответствии с интересами ребенка. Также можно предложить ребенку рисовать при помощи разных техник – рисование ладошками, ватными палочками, солью, свечой, рисование на песке (в соответствии с возрастом ребенка конечно).
  2. Пазлы. Уже с 2-летнего возраста можно давать ребенку собирать пазлы из 4-6 частей. К 5 годам ребенок уже вполне может справиться с картинкой из 54 деталей. Тематика картинки опять же должна соответствовать интересам ребенка.
  3. Мозаика. Игры с мозаикой требуют еще большей усидчивости. Детали, как правило, мелкие, к тому же есть особенности в создании изображения. По началу можно просить ребенка выкладывать цветные, однотонные, волнистые линии, затем уже приниматься за выкладывание картинок, постепенно усложняя их.
  4. Поделки. Для этого занятия можно использовать любые подручные материалы, главное, чтобы в процессе была изюминка, которая заинтересует ребенка.
  5. Сказки с продолжением. Рассказывайте ребенку истории частями, в течение нескольких дней. Конечно сюжет должен быть увлекательным и непредсказуемым. Рассказ нужно всегда останавливать на самом интересном месте, и продолжать его только на следующий день.
  6. Игра «Найти отличия». Очень увлекательное и полезное занятие, которое можно выполнять не только с листа, но и на компьютере. Чтобы ребенку было проще и интереснее в нее играть, нужно написать цифрами количество отличий, и когда отличие буде найдено, зачеркивать соответствующую цифру. Так ребенок будет наглядно видеть, что он справляется, и это придаст ему уверенности.
  7. Сортировка мелких предметов. Подойдут стеклянные камешки, бусины, крупы. Это упражнение крайне полезно для глазомера, мелкой моторики и усидчивости. Интересно сортировать бусины не только по размеру, но и по цвету, форме.

Учить ребенка внимательности и усидчивости – это увлекательное занятие. В процессе игры можно не только помочь ребенку стать более внимательным, но и раскрыть его индивидуальные способности.

Статья Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Краткое описание статьи и предложение разных игр для усидчивости по возрастам.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_razvitie_vnimaniya_i_usidchivosti_u_detey_dou.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста».

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Психологи выделяют три вида.

Первичное непроизвольное внимание

Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников.

Вторичное непроизвольное внимание

У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание.

Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.

Как улучшить усидчивость и внимательность у ребенка

Чем раньше малыш разовьет усидчивость, тем лучше. Такой ценный навык тренируют постепенно. На его приобретение уйдет немало времени. Многие родители задумываются о том, как привить усидчивость ребенку только в 7 лет. В итоге он идет в школу без этого навыка. Ему трудно слушать учителя даже на протяжении 10-15 минут, не говоря уже о большем промежутке времени.

Основная задача родителей – помочь малышу научить концентрироваться на выполнении задачи задолго до того, как он начнет учиться в школе. Есть множество способов для развития этого навыка у детей разных возрастов.

КАК ВЫРАБОТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА 3 ЛЕТ

У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.

Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.

Совсем не обязательно водить чадо на курсы для детей для повышения усидчивости, можно заниматься дома. А помогут в этом различные игры:

  1. Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
  2. Пазлы. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы.
  3. Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
  4. Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
  5. Нахождение различий на картинках.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УСИДЧИВОСТИ В 5 ЛЕТ

Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.

Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:

  1. изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций;
  2. чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом;
  3. решение головоломок, прохождение лабиринтов;
  4. сборка сложных конструкторов;
  5. совместная готовка с ребенком, украшение блюд.
КАК ВОСПИТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ

Младших школьников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 7-8 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.

Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.

Вне школьных занятий, когда есть свободное время, важно продолжать тренировать внимание и концентрацию. В этом помогут настольные игры. Хорошо зарекомендовали себя шахматы и шашки как средство формирования усидчивости у гиперактивного ребенка. Во время игры малыш полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры. И здесь не столь важна победа, сколько проработка навыка концентрации внимания в течение длительного времени.

Другие способы, помогающие научить усидчивости ребенка 7-8 лет:

  1. лото, домино;
  2. выжигание на дереве;
  3. плетение из газетных трубочек;
  4. изготовление украшений и картин из бисера;
  5. конструирование моделей самолетов, кораблей.

Внимание! Родители должны подавать ребенку личный пример, без этого ничего не выйдет. Если дети видят, что мать или отец никогда не доводят дело до конца, то будут поступать так же.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector