Как развить память у ребенка 8-10 лет? - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как развить память у ребенка 8-10 лет?

Как развить память у ребенка 8-10 лет?

Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Вся правда о детской памяти

Память ребенка – сложный механизм. Иногда о детях говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Любые родители хотят, чтобы эта фраза не относилась к их ребёнку. Поэтому возникает вопрос: как развить память сыну или дочери?

Что такое память?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Классификация видов памяти

Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:

  1. Запоминание;
  2. Сохранение;
  3. Воспроизведение при узнавании;
  4. Забывание.

Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание — это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.

Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.

Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.

У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Формирование памяти с 3 до 6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

Формирование памяти с 6 до 10 лет

В возрасте 6–10 лет особенно развивается внимание, происходят первые испытания памяти и внимания в учебных заведениях. У ребенка 9 лет эрудиция расширяется, растет интеллект. Если у малыша 7 лет присутствует недостаток внимания или не выходит сделать уроки, не следует ругаться. Необходимо узнать причину провала и попытаться всем вместе исправить положение.

Формирование памяти с 10 до 14 лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.

Читать еще:  Фурамаг для детей: инструкция по применению

Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Наталья Янгулова
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.

Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)» Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.

Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.

Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: — Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.

Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.

Как развить память у ребенка

По мере взросления ребенку приходится запоминать все больше информации. Если память развита плохо, в школе у ребенка будут проблемы с учебой, а во взрослом возрасте он будет испытывать сложности на работе и в повседневной жизни.

Умение запоминать большие объемы информации можно развить с помощью несложных упражнений. Самое главное – регулярно заниматься с ребенком, лучше всего это делать с раннего возраста.

Содержание:

Как устроена память человека

Память – это способность человека запоминать, хранить и воспроизводить в сознании набор знаний, впечатлений и воспоминаний о событиях жизни. Это сложная система, которая включает множество процессов мозговой деятельности.

По длительности запоминания и количеству данных память делится на две группы:

  • кратковременная;
  • долгосрочная.

Кратковременная память позволяет нам легко запомнить ограниченный объем информации на короткий промежуток времени (около 30 секунд). Далее обработанная информация забывается или переходит в хранилище долговременной памяти.

В зависимости от восприятия информации выделяют следующие виды памяти:

  • образная – способность запомнить увиденное;
  • слуховая – аналогично для услышанного;
  • моторная – запоминание физических движений;
  • словесно-логическая – способность запомнить и затем воспроизвести в нужный момент последовательность услышанных или прочитанных слов;
  • эмоциональная – запоминание впечатлений, вызвавших сильные позитивные или негативные эмоции.

Нередко эти виды комбинируются между собой. К примеру, для списывания с доски ребенок использует зрительно-моторную память.

Процесс запоминания бывает:

  • непроизвольным – мозг запоминает информацию бесцельно (механически);
  • произвольным – сознательное запоминание нужной информации.

У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание. Лучше всего они сохраняют в памяти те предметы и явления, которые их удивили и заинтересовали, а также те, с которыми они активно взаимодействовали.

Произвольная память начинает формироваться к 6-7 годам. Ребенок начинает прилагать волевые усилия для запоминания.

Общие рекомендации по развитию памяти у детей

Для достижения существенных результатов нужно систематически тренировать память. Заниматься надо постоянно, тогда и эффект будет максимальным.

Все занятия по развитию памяти у детей должны проводиться в игровой форме, чтобы не вызвать отторжения.

Рассказ о прошедшем дне

Просите ребенка рассказать, как прошел его день в садике или школе. Это отличный способ тренировки памяти и умения выстраивать хронологию событий.

Вначале задавайте малышу наводящие вопросы – к примеру, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Выспрашивайте подробности, чтобы научить запоминать детали вроде цвета платья куклы или одежды подружки. Со временем ребенок научится сам описывать в деталях прошедший день.

Читать еще:  Полиоксидоний для детей: инструкция по применению

Чтение и пересказ

Обязательно читайте малышу сказки и рассказы, после чего просите его пересказать события и выразить свое отношение. Благотворно влияет на память и заучивание наизусть небольших стишков, можно начинать с одного-двух четверостиший.

Когда ребенок научится читать сам, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. В процессе рассказа он будет тренировать память, пополнять словарный запас и улучшать коммуникативные навыки.

Изучение иностранного языка

Ученые доказали, что проще и эффективнее всего выучить иностранный язык с детства. Если вы будет заучивать с ребенком 5-7 новых слов в день, это будет еще и отличной тренировкой памяти. Обязательно практикуйте повторения выученного ранее, чтобы слова не забывались.

Занятия спортом

Спортивные упражнения и любая двигательная активность способствуют развитию моторики, а также улучшают снабжение коры головного мозга кислородом. Не обязательно посещать занятия по гимнастике или акробатике. Пусть ребенок будет кататься на велосипеде, освоит ролики, научится плавать.

Правильный рацион

Обязательно давайте ребенку продукты, стимулирующие работу полушарий мозга. Это – лосось и другая жирная рыба, яйца, грецкие орехи, морковь, темно-зеленые овощи, бананы.

Специализированные методики

Чтобы добиться максимального эффекта, развивать память нужно с использованием проверенных методик и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. Самые популярные из них – методика Глена Домана и метод Монтессори.

Методика Домана рассчитана на детей примерно с 6 месяцев до трех-четырех лет. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают изображение с подписью и проговаривают слова. Каждое занятие длится несколько минут, заниматься нужно 3-5 раз в день.

Метод Домана имеет ряд особенностей:

  • занятия проводят в комфортной обстановке;
  • для обучения используют разнообразный материал;
  • занятия «через силу» недопустимы;
  • процесс обучения должен быть регулярным и непрерывным;
  • занятие прекращают до того, как малыш устанет и начнет капризничать.

Развитие памяти и внимательности по системе Монтессори заключается в том, что родители должны дать ребенку свободу в установленных границах. Это значит, что малыш сам выбирает из имеющихся вариантов игровых упражнений, чем он будет заниматься в данный момент.

Как развивать память у ребенка до 2 лет

Первая память у малыша начинает формироваться примерно с трех-четырех месяцев. Он учится запоминать лица и различать голоса родителей и близких, рассматривает игрушки и окружающие предметы. Обязательно разговаривайте с крохой, называйте предметы и комментируйте свои действия.

В этот период отличные результаты по развитию памяти дает методика Домана. Яркие изображения с озвучиванием позитивно воспринимаются детьми, поэтому знания легко усваиваются.

Тренировка памяти у детей 2-6 лет

Это период активного формирования и развития памяти, дети становятся «почемучками» – им интересно и любопытно все, что их окружает. Они учат буквы и цифры, осваивают чтение, письмо, арифметические действия.

В этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, поэтому лучше запоминается информация с сюжетом и эмоциональной окраской. Сухие факты малыши практически не воспринимают.

Методика Домана в этом возрасте используется как для запоминания новых слов, так и для игр. К примеру, можно просить малыша найти лишний элемент среди карточек или объединить изображения в группы по какому-либо признаку.

Чтобы малыш быстрее запоминал информацию, научите его методам мнемотехники – к примеру, способу ассоциаций. Просите ребенка назвать, с чем у него ассоциируется данный объект, а потом при попытке вспомнить подсказывайте ассоциацию.

Обязательно включите в расписание дня малыша игровые упражнения для развития памяти. Некоторые из них приведены ниже.

Игра в слова

Назовите крохе несколько слов и попросите повторить их. С течением времени усложняйте задачу – увеличивайте количество слов, просите повторять их, сохранить порядок.

Поиск различий

Показывайте малышу картинки с похожими изображениями и просите найти различия. Это упражнение тренирует память, развивает внимательность и умение сосредотачиваться.

Покупки

Когда идете в магазин, попросите ребенка запомнить список из 3-5 продуктов. А в магазине дайте задание вспомнить их. Задачу можно усложнять, увеличивая количество позиций.

Если малышу не нравится какое-то упражнение, не настаивайте на его выполнении. Предложите ему на выбор любое другое задание из тех, которые вызывают интерес.

Как улучшить память ребенку 6-12 лет

Начало учебы в школе – сложный период в жизни ребенка. К нему предъявляется множество новых требований, объем информации для запоминания резко возрастает. Если в более раннем возрасте ребенка вы не занимались развитием его памяти, стоит начать это делать в шесть-семь лет и продолжить в дальнейшем. От этого зависит успеваемость не только в младшей школе, но и в старших классах.

Наибольший эффект в этом возрасте дает воздействие сразу с нескольких сторон:

  • развивающие игры;
  • чтение и пересказ книг;
  • изучение иностранного языка.

Комбинируйте эти способы, но выбирайте те занятия и задания, которые вызывают у ребенка живой интерес. Развитие памяти «из-под палки» не даст никакого эффекта.

Для развития памяти ребенка в возрасте 6-12 лет можно также есть свои собственные упражнения.

Запоминание предметов

Покажите ребенку рисунок, на котором изображены несколько предметов, и дайте 15-20 секунд на запоминание. После этого переверните листок и попросите его перечислить, что было изображено. Также можно нарисовать все эти предметы повторно на новом листе.

Поиск отличий

В этом возрасте картинки для поиска отличий должны содержать множество мелких деталей. Такие задания тренируют не только память, но и внимательность.

Сравнение списков

Покажите ребенку перечень из 10 слов и попросите их запомнить. Потом дайте ему второй список, где есть 3-5 слов из первого списка и 5-7 новых. Попросите отыскать все слова из первого списка.

Заниматься развитием памяти ребенка можно в любом возрасте. Главное условие – делать это в игровой форме, не заставляя малыша.

Как развить память у ребенка

Память – ценная когнитивная функция мозга, без которой невозможно познавать мир, развиваться и осознавать себя полноценной личностью. Чем лучше она развита, тем выше успехи человека в жизни. Особо важную роль эта способность мозга играет в детстве, когда человек интенсивно обучается, познает мир [1].

Критический период для ребенка наступает с момента поступления в школу. В начальной школе, тренировка памяти у детей 7-8 лет – важнейший элемент воспитания и развития. Уделять этому внимание родителям нужно ежедневно. Рассмотрим с позиций педагогов и нейропсихолога, что развивает память у детей. Используя эти методы и приемы, можно не только поддержать первоначальный уровень, но и укрепить навык запоминания.

Виды памяти, которые необходимо развивать

Под термином «память» скрывается сложные процессы, с помощью которых человек усваивает информацию. Чтобы добиться результата и избежать ослабления этой функции мозга в будущем, нужно уделять время развитию всех ее сторон.

Разнообразие упражнений для мозга и памяти ребенка впечатляет как раз из-за того, что существует несколько видов памяти:

  • Кратковременная, оперативная. С помощью этого механизма, мы в течение 2-30-40 секунд удерживаем в памяти информацию, 5-10 объектов. Уровень ее развития определяется внимательностью ребенка, умение его концентрироваться.
  • Долговременная, главное хранилище воспоминаний человека. Отвечает за всю, усвоенную когда-либо информацию.

  • Образная, абстрактная. Это способность запоминать образы, создаваемые органами чувств. Чем больше сторон восприятия задействуется при создании образа, тем полнее он будет запечатлен и на дольше запомнится.
  • Непроизвольная, спонтанная. Информация запоминается случайно и бессистемно, без стараний со стороны человека. Как правило, не в полном объеме, урывками.
  • Произвольная, когда информация запоминается целенаправленно и осознанно. Это процесс, направленный на волевое подчинение сознания и усвоение информации с помощью определенных приемов для достижения заранее поставленной цели.
  • Непосредственная, прямая. Запоминание происходит непосредственно воспринятой органами чувств информации: глазами, на слух, на вкус или после ощупывания. Как правило, образ формируется не полностью, цельным удерживается в памяти непродолжительное время.
  • Опосредованная, косвенная. Человек запоминает с помощью специальных техник, определенных якорей или систем самоподсказок, ассоциаций, впоследствии помогающих быстро вспомнить необходимые знания. то надежный метод, отлично подходит для детей младшего школьного возраста.

Как развивать память и внимание ребенка у школьника 8 -9 лет зависит от того, какой именно вид запоминания и уровень внимательности ему присущ от природы [2].

Даже если мнестические возможности мозга школьника не очень высоки, можно улучшить результаты с помощью упражнений, тренировок.

Что влияет на качество памяти?

Родители нередко уже в первые годы обучения ребенка в школе сталкиваются с проблемами в учебе. Школьник невнимателен на уроках, не хочет выполнять домашнее задание.

Типичная ситуация, когда вечером ребенок вроде бы учит уроки, но на следующий день приходит с неудовлетворительной оценкой.

Корень проблемы не всегда лежит в лени или неспособности ученика. Суть в необходимости активного развития памяти у детей 7-8 и 10 лет.

Понять, что у школьника проблемы с запоминанием, несложно. Понаблюдайте за ним и поищите косвенные признаки:

  1. ребенок активно общается с сверстниками, имеет друзей, но не рассказывает о них подробности;
  2. вызывают сложности прямые ответы на вопросы взрослых;
  3. выражена невнимательность не только в учебе, но и повседневной жизни;
  4. сложность вызывают задания и игры, где требуется запоминать и пересказывать информацию через время;
  5. не получается следовать озвученным инструкциям к заданию или правилам в игре;
  6. не может подробно рассказать, как прошел день;
  7. отказывается решать сложные задачи или примеры по пройденным 2-3 дня назад темам, не проявляет интереса к учебе.

Привести к такому явлению как слабая память у школьника, могут несколько факторов [3]:

  1. недостаток питательных элементов в ежедневном рационе;
  2. отсутствие тренировки памяти на дошкольном этапе жизни;
  3. переутомление ребенка из-за чрезмерных умственных и физических нагрузок;
  4. проблемы со здоровьем, недостаточное снабжение мозга кислородом;

  1. генетическая предрасположенность, когда у папы и мамы собственная память не совершенна;
  2. патология беременности, родов и раннего детства – негативные факторы отрицательно влияют на формирование и созревание мозга, приводя к расстройствам запоминания.

Родителям, у детей которых отмечаются проблемы, стоит узнать, какие способы развития памяти у детей существуют, и практиковать их. На фоне системных тренировок, положительные результаты отмечаются уже через 2-4 недели. Заметить успехи можно будет по улучшению успеваемости в учебе.

Разумеется, органические повреждения мозга после травм, эпизодов гипоксии, скорректировать не так просто. Тем более, что у таких деток страдают не только мнестические, но и другие когнитивные способности мозга.

Специальные упражнения

Как конкретно развить память и внимание у ребенка 8, 9 или 10 лет или помочь улучшить долговременную память школьнику 12-13 лет, должен подсказать специалист, который проведет осмотр, оценит интеллектуальные особенности маленького пациента.

Также существуют универсальные упражнения для развития памяти ребенка 8 лет, позволяющие развить когнитивные способности:

  • Учите наизусть стихи и песни, начиная с текстов, которые нравятся самому ребенку.
  • Используйте ассоциативные методы запоминания. При изучении нового материала, подбирайте аналогии, понятные и привычные для ребенка.
  • Регулярно повторяйте с ребенком информацию, которую нужно запомнить. Особенно полезно делать это непосредственно перед сном.
  • Играйте в «найди отличия». Можно использовать как похожие картинки с различающимися мелкими деталями, так и создавать игровую ситуацию самостоятельно. Выложите на стол несколько предметов, покажите порядок на несколько секунд ребенку, а затем попросите его отвернуться. Поменяйте вещи местами, уберите или добавьте некоторые. Для победы нужно назвать все изменения.
  • Играйте в повторение цифр, заучивайте номера телефонов членов семьи. Отличным тренажером является запоминания ряда цифр и повторение наоборот [4].
  • Игра в карточки «найди пару». Переверните рубашкой вверх несколько картинок, переворачивайте за один раунд 2 картинки изображением вверх. Задача играющего запомнить расположение картинок, и находить пары с одинаковыми рисунками.
  • Подходят для улучшения памяти детям кинезиологические упражнения. Пусть чистит зубы правой и левой рукой через раз. Или держит расческу поочередно в правой и левой руке. Выполняя повседневные вещи не ведущей рукой, мы ставим перед мозгом необычную задачу и развиваем связи между полушариями.
Читать еще:  Какая рыба полезна для детей и как ее готовить?

Даже спрашивая вечером о том, как прошел день, и выслушивая подробный рассказ, мы развиваем память у детей. Формируем навыки вербального общения, развиваем ассоциативное мышление.

Поэтому очень важно общаться с ребенком, давая ему высказываться, интересуясь его мнением по разным вопросам.

Полезные советы

Для развития способностей важны не только занятия для развития памяти у детей, но и сбалансированный ритм жизни. Психологи и врачи дают родителям советы, благодаря которым результат от упражнений будет выше:

  • Обеспечьте полноценный рацион с учетом продуктов, необходимых для развития мозга и укрепления памяти. Если по каким-то причинам невозможно использовать те или иные ингредиенты, подберите подходящий витаминный комплекс, чтобы не возникло недостатка в незаменимых витаминах.
  • Установите режим дня с учетом продолжительного и спокойного ночного сна. Ночью мозг отдыхает и набирается сил для дальнейшего функционирования, поэтому режим сна для младших школьников крайне важен.
  • Не пренебрегайте спортивными секциями, но и не злоупотребляйте ими. Физические нагрузки в этом возрасте важны. Они помогают мозгу лучше развиваться. Однако, избыток физкультуры, приводит к переутомлению, с отрицательным результатом.
  • Гуляйте на свежем воздухе, проветривайте детскую комнату. Достаточное количество кислорода – весомый фактор развития способностей к учебе.
  • Избегайте стрессов, но создавайте яркие, эмоционально положительно окрашенные воспоминания.

  • Выполняйте упражнения, играйте с развивающие игры систематически. Поддерживайте уровень сложности, наращивайте его по мере необходимости.
  • Помогите ребенку освоить дыхательную гимнастику. Она не только помогает отдыхать и насыщать мозг кислородом, но и обучает сдерживать эмоции. Научит владеть собой в кризисной ситуации.

Применяя проверенные практики, нужно учитывать особенности запоминания у конкретного школьника. Лучше, если о том, как тренировать память у ребенка с особенностями развития 6 – 7 лет, родителям расскажут специалисты, после тестирования и уточнения, какая категория памяти требует улучшения [5].

Список использованной литературы

  1. ^ Gathercole, S E. “The development of memory.” Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines vol. 39,1 (1998): 3-27.
  2. ^ Piccardi, Laura et al. “Development of navigational working memory: evidence from 6- to 10-year-old children.” The British journal of developmental psychology vol. 32,2 (2014): 205-17.
  3. ^ Wang, Qi, and Sami Gülgöz. “New perspectives on childhood memory: introduction to the special issue.” Memory (Hove, England) vol. 27,1 (2019): 1-5.
  4. ^ Allen, Katie et al. “Working memory predictors of written mathematics in 7- to 8-year-old children.” Quarterly journal of experimental psychology (2006) vol. 73,2 (2020): 239-248.
  5. ^ Bauer, Patricia J et al. “Neuropsychological assessment of memory in preschoolers.” Neuropsychology review vol. 22,4 (2012): 414-24.

Как развить память у ребенка в 8, 9, 10 лет: что нужно знать родителям

Память представляет собой комплекс познавательных способностей человека и высших психический функций.

В медицине четко сформированы нормы формирования памяти по мере взросления ребенка.

Однако на практике зачастую наблюдаются отклонения от нормативных значений.

В настоящей статье описаны особенности развития памяти у детей в возрасте 8-10 лет, а также способы ее улучшения.

Возрастные нормы формирования памяти в 8-11 лет

Как уже было отмечено выше, для каждого возраста ребенка установлены свои нормативы по запоминанию и усвоению информации, поступающей из окружающего мира.

Так, можно выделить следующие особенности формирования памяти у детей, пребывающих в возрасте с 8-11 лет:

  • на данном этапе отмечается активное развитие произвольной памяти – ученик начинает ставить перед собой специальную задачу выучить определенную информацию. Причем процессы запоминания и воспроизведения выступают, как мнемические действия,
  • постепенно ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Вначале он использует более простые приемы, например: рассматривание материала, многократное повторение, разделение информации на более мелкие блоки,
  • самоконтроль за результатами запоминания производится на уровне узнавания. К примеру, школьник просматривает рассказ и считает, что выучил его, так как он ему кажется знакомым,
  • у младших школьников (8-11 лет) в большей степени развита образная память.

СПРАВКА. Родителям стоит иметь в виду, что при появлении у ребенка проблем с запоминанием того или иного материала, меры по улучшению памяти должны быть скорректированы с учетом его возраста и нормативов, установленных в медицине.

Причины плохого запоминания

На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.

Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:

  • постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
  • перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
  • неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
  • перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
  • развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
  • диагностированная задержка речевого и общего развития,
  • проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.

ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что в большинстве случаев плохая детская память поддается корректировке и улучшению. При этом ни в коем случае данный момент не следует оставлять без внимания, так как в дальнейшем плохая запоминаемость может повлечь за собой развитие у школьника психосоматических, неврологических и психологических проблем.

Как улучшить?

Сразу стоит обозначить, что к решению проблемы плохая памяти необходимо подходить комплексно. Сегодня разработано достаточно много методик и способов, позволяющих существенно улучшить способность ребенка к запоминанию информации.

В качестве действенных методов можно обозначить следующие меры:

  1. Систематическое выполнение с ребенком упражнений, направленных на улучшение функции запоминания и тренировку памяти.
  2. Регулярное чтение детских книг, а также заучивание не сложных стихов, песенок, скороговорок и т.д.
  3. Проведение игр с ребенком, в которых необходимо задействование памяти.
  4. Пересмотр питания школьника – важно, чтобы в рационе присутствовали все необходимые макроэлементы для полноценной работы мозга и организма в целом. Необходимо увеличить потребление таких продуктов, как: форель или лосось, капуста брокколи, морковь, шпинат и т.д.

Отдельно стоит отметить, что ребенку также можно пропить курс витаминов. Однако в этом случае необходимо в обязательном порядке проконсультироваться с врачом.

ВАЖНО. Некоторые родители предпочитают лечить проблемы с памятью ребенка медикаментозным методом. Однако важно понимать, что нет универсального лечения и «волшебной» таблетки, которая бы позволила в один момент улучшить запоминаемость. Все меры должны предприниматься в комплексе. Причём залогом успеха в борьбе с плохой памятью являются систематические занятия и упражнения с ребенком.

Упражнения

В настоящее время разработано достаточно много разных методик и упражнений, которые направлены на развитие у ребенка функций запоминания.

К наиболее действенным можно отнести следующие виды простых методик, которые можно использовать для улучшения процессов запоминания:

  1. Упражнение «Вечерний обзор» — следует выработать у ребенка привычку каждый вечер рассказывать обо всех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Причем родителю следует попросить пересказать все обратном порядке, то есть начать с событий вечера и вплоть до момента пробуждения.
    Вначале могут быть сложности, поэтому можно задавать ребенку наводящие вопросы. В целом, такое упражнение помогает выстраивать последовательность событий, развивает умение анализировать, а также улучшает память.
  2. Разглядывание двух одинаковых картинок – ребенку следует показать два одинаковых (на первый взгляд) изображения и попросить найти основные различия. Такой метод позволит развить не только память, но и внимательность.
  3. Упражнение «запомни все» — родителю следует выбрать какой-то предмет и показать его школьнику (например, лампу, стул и т.д.). Последний должен его внимательно рассмотреть, не притрагиваясь. Далее ребенок должен закрыть глаза и попробовать максимально подробно описать предмет, который ему показали (цвет, детали, размер и т.д.).
  4. Упражнение «Что изменилось?» — перед ребенком следует разложить несколько предметов в ряд (к примеру, карандаш, ручка, резинка и т.д.) и попросить запомнить в каком порядке они лежат. Далее школьник должен закрыть глаза и досчитать до 20. В это время необходимо изменить порядок расположения предметов.После того, как он откроет глаза, родителю следует поинтересоваться, что изменилось.

Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:

  1. Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память.
    Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
  2. Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
  3. Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.

Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений. Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно.

Полезное видео

Таким образом, при систематическом выполнении упражнений, а также игр, направленных на развитие детского внимания и памяти, родители уже в скором времени смогут заметить первые результаты. Самое главное, чтобы данные методики производились регулярно. Причем также необходимо следить за питанием школьника, а также режимом сна и отдыха.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector