Дочь 7 лет сосет палец - Психология и психиатрия... - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дочь 7 лет сосет палец — Психология и психиатрия…

Вредные привычки у детей (грызть ногти, сосать палец и т.п.)

Вредной привычкой у ребенка можно считать действие, которое он регулярно повторяет, и которое неприятно для окружающих либо может отрицательно сказаться на здоровье самого чада. Конечно же, дети совершенно не могут контролировать свои действия, которые вошли у них в привычку. К самым распространенным из них принято относить обыкновение грызть ногти, сосать пальчик, ковыряться в носу, кусать губы, обрывать любые наклеенные бумажки, жевать окружающие предметы, при встрече кусать других детей, засыпать под телевизор.

Как у детей формируются вредные привычки?

У детей нежелательные навязчивые действия формируются по двум причинам. Первая – это подражание авторитетному для ребенка взрослому человеку. Малыш замечает у одного из родителей или других близких, с кем он часто проводит время, вредную привычку (например, папа постоянно проводит время перед экраном, просматривая фильмы и ролики). После чего ребенок, не замечая сам, просто повторяет за взрослым действие, как норму. В данном случае для сына может стать само собой разумеющимся проводить часы перед телевизором и даже засыпать под него. Вторая причина – это психологические проблемы, а именно не удовлетворение какой-либо потребности (чаще всего – во внимании).

Каждый родитель задастся вопросом: Что же делать с вредными привычками у детей? Нужно ли ругать ребенка или игнорировать его действия? Ответ прост: как правило, если нет психологической подоплеки и взрослые корректируют свое поведение, привычки исчезают сами. Главное, не указывать ребенку на них, не критиковать. Лучше, если он ковыряет в носу, поручить ему задание, где нужно задействовать обе руки. Или дать в руку банан, чтобы ребенок не сосал палец.

Что скрывается за вредной привычкой?

Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?

Особенности отношений с родителями

Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.

Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.

Повышенная тревожность и стресс

Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.

А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.

Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее. Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.

Особенности поведения и темперамента ребенка

В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.

Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.

Что же делать?

Если ребенок перенял вредную привычку от взрослых, то они, в первую очередь, должны изменить свое поведение. Если же у вас есть подозрение, что возникновение вредной привычки связано с психо-эмоциональным состоянием чада, то лучше обратиться к специалисту.

Если к детскому психологу обратиться пока нет возможности, можно сделать следующее:

  • улучшить психологическую атмосферу в доме, стремиться решать конфликты доброжелательно, не допускать выяснения отношений в присутствии детей;
  • постараться относиться к ребенку, особенно в момент повторения вредной привычки, спокойно;
  • придумать ребенку игры, дела, задачи, которые будут ему интересны, и будут отвлекать его от нежелательных действий

Идем к психологу. Чем же он поможет?

Если вы уже приняли все возможные меры, а результата нет – обязательно обратитесь к детскому психологу. Квалифицированный специалист обязательно поможет разобраться в вашей ситуации.

Первое, в чем поможет психолог, это изменить родительские стереотипы, ведущие к появлению вредных привычек у детей. Выработать согласованную линию воспитания, найти способ донести до ребенка ваши требования без крика, понять причину возникновения нежелательной привычки – все это под силу хорошему специалисту.

Также психолог обязательно проведет работу с эмоциональным состоянием вашего чада. Внутреннее напряжение, тревога, не выраженные злость и обида – все это может быть причиной формирования вредной привычки у ребенка. Психолог через игру и рисунки поможет выразить сложные эмоции, научит обращаться с чувствами, сгладит стрессовую ситуацию. Кроме того, он поможет найти и сформировать у ребенка новые способы реагирования на трудности, способы самоуспокоения и освобождения от напряжения. И самое главное – расскажет родителями, что они могут сделать и как они влияют на появление нежелательного поведения. Все это в комплексе поможет раз и навсегда избавиться от вредной привычки.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Дочь 7 лет сосет палец — Психология и психиатрия…

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая!

Разбираемся вместе с экспертами, почему так происходит, каковы могут быть последствия и какими методами стоит отучать ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бывает, дети сосут пальцы и в младенчестве, и даже в дошкольном возрасте. Причины у этого могут быть разные. Разбираемся вместе с экспертами, почему так происходит, каковы могут быть последствия и какими методами стоит отучать ребенка.

Задумано природой

Всё начинается с сосательного инстинкта, который нужен новорожденному для выживания. Еще в утробе матери младенец может сосать свой палец, таким образом готовясь к кормлению грудью, которое ожидает его после рождения. Правильное сосание не только обеспечивает получение пищи, но и развивает несколько систем в организме нового человека, формирует лицевой скелет, успокаивает ребенка.

Сосательный инстинкт, как правило, угасает к 1,5-2 годам жизни. До этих пор ребенку важно удовлетворить свою потребность в сосании, которая у каждого индивидуальна. Если этого не происходит, он может сосать палец, пальцы, губы, посторонние предметы, что становится вредной привычкой.

Почему сосать палец — вредно

Если ребенок регулярно сосет палец, основная опасность — в неправильном формировании прикуса.

«Сосание пальца в возрасте 2-3 лет неизменно влияет на молочный прикус. В переднем отделе со временем зубы перестают смыкаться, и мы получаем такую патологию, как открытый прикус. Если с вредной привычкой не бороться и не работать с ортодонтом, патологическое состояние сохраняется и в постоянном прикусе», — предупреждает детский стоматолог Татьяна Никитина. По ее утверждению, возможны также другие негативные последствия: «Природа стремится заполнить пустое пространство между зубами, и языку это сделать проще всего. Язык неправильно ложится, некоторые звуки ребенок не может корректно произвести». Так формируется диагноз «парафункция языка», нарушается речеобразование, возможны затруднения дыхания, а, как следствие, появление сухости во рту, отчего повышается риск развития кариеса и воспалений на слизистой оболочке. «С точки зрения стоматологии сосание пальца в любом возрасте является вредной привычкой, — утверждает Татьяна Никитина. — Пустышка до 1,5 лет — это нормально, а вот позже уже необходимо ее исключать».

Детский стоматолог Марина Ткачева добавляет, что соска должна быть правильной формы — со скошенным низом. Она также считает сосание пальца вредным, еще и по гигиеническим причинам, и советует не приобретать эту привычку на этапе младенчества, чтобы с ней не пришлось бороться позже.

Как вовремя предотвратить

Будьте внимательны, когда ребенок научится координировать свои движения так, что сможет засунуть палец в рот. Если он делает это перед едой, значит, так выражается голод, и его пора покормить. Если палец оказывается во рту после кормления, значит, ребенка нужно держать у груди дольше, чаще прикладывать и не сокращать количества кормлений, пока ребенок сам не начнет требовать грудь реже. Бывает, что младенец быстро наедается от первой груди, и ему тут же дают вторую — он отказывается, потому что уже сыт, но его сосательный рефлекс не удовлетворен, поэтому он сосет палец. В таких случаях не спешите перекладывать ребенка ко второй груди. Помните, что важно его не только накормить, но и дать ему возможность удовлетворить сосательный инстинкт наиболее естественным путем — с помощью материнской груди. Если нет возможности посвящать кормлению 30-40 минут, давайте после еды пустышку.

Таким образом, сосание пальца — это сигнал для родителей. Если вовремя его распознать и дать ребенку то, что ему нужно (грудь или пустышку), во вредную привычку это не перерастет. И доставать палец изо рта не надо, чтобы это не стало рычагом привлечения вашего внимания.

Не бойтесь привыкания к пустышке

Лучше с младенчества вовремя давать ребенку соску, тогда он вряд ли станет брать в рот палец. Пустышка противопоказана в первый месяц жизни, когда происходит становление грудного вскармливания, а далее, до 1,5 лет, она будет хорошим помощником. Дети расстаются с соской легче и быстрее, чем с привычкой сосать палец.

Выбирайте пустышку по возрасту, чтобы она не была для ребенка слишком большой. Вовремя меняйте ее, потому что резина постепенно становится мягче, а сосательные мышцы вашего ребенка — сильнее. Для правильного развития он должен сосать грудь или соску с небольшим усилием. Не говоря уже о том, что мягкую резину ребенок может и откусить.

Что делать, если ребенок в 2 года сосет палец?

Если ребенок уже ест твердую пищу, не требует грудь, но все еще регулярно сосет палец, причиной может быть стресс, испуг, раздражение или скука, потому что сосательные движения помогают ему расслабиться. Иногда такая привычка приобретается, если ребенок переживает развод или ссоры родителей, поступление в детский сад, переезд, появление нового члена семьи или какие-либо другие крупные перемены. В такие моменты ребенку поможет любовь, нежность, ласка, расслабляющие техники вроде массажа или работа с детским психологом.

Если ребенок живёт без потрясений, но все равно сосет палец, наблюдайте, в каких ситуациях он это делает. Кандидат психологических наук Ольга Егорова утверждает: «Если родитель замечает, что ребенок сосет палец каждый раз после какого-то стресса — резкий звук, смена температурного режима, или если ребенку пора спать, а родители его не укладывают, или у него поднялась температура, режутся зубки, болит животик, — тогда это будет показателем того, что так ребенок успокаивается, а значит, испытывает некий дискомфорт». Возможно, он на что-то злится, или волнуется, или просто скучает. Уделяйте ему больше внимания, развлекайте, играйте вместе. Ребенку может быть скучно, если ему не хватает игрушек или компании других детей.

«Если ваш ребенок слишком много сосет палец, постарайтесь сделать его жизнь более приятной для него, — пишет американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок. — Напоминайте ему иногда, что когда-нибудь он вырастет большой и перестанет сосать палец. Дружеское поощрение заставит его самого захотеть избавиться от этой привычки, как только он сможет. Но не сердитесь на него за это».

Помните, что привычка сосать палец — только знак, что ребенку чего-то не хватает. Значит, лучше всего — помочь ему справиться с причиной, а не просто гасить следствие.

Как отучить ребенка сосать палец

Прежде всего, не надо ругать, наказывать ребенка и заставлять вынимать палец изо рта. Тем более не стоит связывать ему руки или мазать их какой-либо гадостью. Это не только бесчеловечно, чревато попаданием в глаза, но и малоэффективно.

Детский психолог Ольга Егорова комментирует ситуацию так: «Мы не можем отучить ребенка от того, что он компенсирует. Если связать ему руки, надеть рукавицы, то один симптом просто перетечет в другой. Сосание как таковое может уйти, но проблема начнет выражаться в других поведенческих реакциях. Здесь речь идет не об отучении ребенка — важно понять причину и нейтрализовать ее. В остальных случаях не будет никакой эффективности. Чем больше вы будете наказывать и ограничивать, тем больше ребенок будет стремиться зафиксировать это.

Нужно понять, какая потребность у ребенка не реализована. Может быть, это недостаток внимания, может быть мама — холодный человек, не любит обниматься и считает, что брать ребенка на руки лишний раз не нужно, или мама вынуждена была слишком рано выйти на работу, и ребенок испытывает нехватку ее тепла, материнского контакта. Нужно убирать причину, и тогда будет исчезать симптом.

В каждом случае необходимо разбираться индивидуально, почему именно такая невротическая реакция появляется. Если сосание пальца чересчур навязчиво, часто повторяемо, если к этому прибавляются тики у ребенка, или вы видите какую-то вялость, апатию в нем, то, безусловно, лучше всего обратиться к специалисту».

Доктор Евгений Комаровский смотрит на ситуацию с другой стороны: «Бороться с инстинктом — дело безнадежное. Нельзя палец забрать и ничего не дать взамен. Бороться надо, но цель борьбы — не искоренение, а создание альтернативы». Это значит, что лучше занимать его руки какой-нибудь игрой или творчеством. Если ребенок сосет палец во время стресса, ищите другие способы расслабить его — погладить, обнять, ласково поговорить, включить успокаивающую музыку. Если с пальцем во рту он привык засыпать, постарайтесь настраивать его на сон сказками или массажем, давайте ему мягкую игрушку или дольше играйте в воде перед сном.

Поговорите с ребенком и объясните ему, почему сосать палец вредно. Можно сходить к стоматологу, чтобы человек со стороны подтвердил ваши слова. Разговор должен быть дружественным. Ваша позиция — не запрещать ребенку сосать палец, а поддержать его, помочь избавиться от вредной привычки. Напомните, что он уже достаточно взрослый, чтобы перестать это делать.

Когда ребенок сам захочет отучиться, обращайте его внимание, когда палец устремляется в рот. Как правило, у детей это происходит автоматически, неосознанно. Хвалите каждый раз, когда ребенок согласится расстаться с пальцем ради альтернативы.

Через некоторое время, когда он будет готов, можете провести торжественный ритуал: создайте дома спокойную интимную атмосферу, и пусть палец оживет. Помогите ребенку поговорить с пальчиком, поблагодарить его и сказать, что больше его тревожить не будут.

С соской можно пойти в парк и повесить пустышку на дерево, приговаривая при этом, что теперь ваш сын или дочь становятся взрослее, а детская соска остается в прошлом, и пусть ею пользуются другие малыши. Проведите ритуал со всей торжественностью, и тогда он поможет ребенку перейти на новый уровень зрелости и расстаться с вредной привычкой.

Основные советы педагога-психолога «Как отучить ребенка сосать палец»

Как отучить ребенка сосать палец?

Чаще всего привычка сосания держится только потому, что у ребенка нет альтернативных способов снять напряжение, получить успокоение, а в семье постоянно твердят об отучении сосания. Естественно, ребенок сопротивляется и продолжает сосать пальчик.

Основные советы:

1. Постарайтесь непредвзято оценить психологический климат семьи. Насколько Ваш ребенок чувствует себя комфортно? Не слишком ли он часто остается один со своими игрушками/мультиками даже при наличии др. членов семьи дома? Часто ли Вы играете вместе с ним, посвящаете качественное время (в том плане, что параллельно играя с ним, не отвлекаетесь на домашние дела)?

2. Поведенческая терапия складывается из безусловного принятия ребенка таким, какой он есть (даже с этой вредной привычкой) и проведения арттерапии. Это значит, что Вы исключаете любое порицание, возмущение, одергивание, не стыдите и не язвите. Не вытаскивайте палец изо рта силой.

Потому что, как Вы уже убедились, это не срабатывает.

3. Выясните, при каких обстоятельствах ребёнок начинает делать это. Возможные причины – скука, голод, усталость, тревога, испуг. После того, как распознаете причину, помогите ребёнку решать проблему другим способом.

4. Объясните ребёнку, почему он должен отказаться от вредной привычки. Ребенок старше 4 лет способен понять, что скоро над ним будут смеяться другие дети, что он испортит свои зубки, что пальчик заболеет и останется некрасивым и т.д. Только не перегибайте палку – не запугивайте и не пилите постоянно.

5. Выберите время для прощания с привычкой. Это может быть начало посещения детского сада, Новый год, День рождения малыша и т.д. После чего разлинуйте листок бумаги на дни и отмечайте цветными карандашами, как удается справиться. Ребёнок будет видеть, как он контролирует ситуацию, а длительное воздержание от привычки будет стимулировать ещё больше. ИЛИ. На специальном ватмане расчертить дни недели по временам суток (утро, день, вечер) и наклеивать веселые мордашки с растопыренными пальчиками (если ей удалось, например, утром до обеда удержаться от сосания) и грустные мордашки с пальчиком во рту (если не удалось и она сосала). Цвета подберите соответствующие: веселые — с ее любимым цветом из ярких насыщенных тонов и грустные — с нелюбимым цветом (лучше темным, например, черный темно-синий, темно-фиолетовый).

И в конце каждого дня подсчитывать, каких мордашек она набрала больше всего. Если — веселых — маленький, но желанный приз. Придумайте премии и награды за день, проведённый в воздержании. Если грустных, соответственно не даем ничего. Обязательно отмечайте успехи ребёнка!

6. Постарайтесь найти то, чем бы он мог увлекаться, максимально задействовав свои ручки: это рисование различными способами (от акварели до мелков и угля), лепка глиной, мягким пластилином необычной расцветки. Дополнительно нужно подключить акватерапию (различные игры с водой), песочную терапию. В книжных магазинах много литературы на эту тему, сходите обязательно.

7. Еще можно сделать акцент на внешнем виде: (если ребенок девочка) рассказать дочке, что, поскольку она — девочка, ее пальчики хотят быть красивыми (можно в качестве наглядного примера раскрасить ее ногти нежным лаком и сделать легкий рисунок), а если они попадут в рот, вся красота сотрется.

8. Чаще говорите детям, какие они у Вас умницы, он сам решил, что может сосать, но и также может сам решить, когда бросить. Подчеркивайте ребенку самостоятельность и выражайте уверенность, что он с этим справится обязательно.

9. Еще раз повторюсь, если ребенок испытывает дискомфорт от мысли, что надо прекратить сосание, он его будет повторять снова и снова. А когда он почувствует желание бросить (чтобы добиться приза, к примеру, или быть красивой, или что-то еще, т.е. видит приятную перспективу для себя), он сам приложит к этому свои усилия.

А Вы ребенку в этом уже сможете помочь.

10. На ночь в ручки вкладывайте такую игрушку, которая будет спать с ним, и которую можно немного покусывать. Она должна умещаться в ручке. Если во сне автоматически положила пальчик в рот, попробуйте очень осторожно, чтобы не разбудить, вынуть пальчик. Если не удается, оставляем. Вышеописанные виды терапии в течение дня плюс поощрение должны сработать на подсознательном уровне.

Не забывайте про поддержку и слова одобрения. Цените то, как малыш воспитывает сам себя и старается выдержать испытание. Будьте терпеливы и не срывайтесь в моменты слабости ребёнка. Поверьте, ему очень тяжело и он нуждается в любви, понимании и веры в него.

Успехов Вам и Вашим детям в преодолении вредных привычек!

Навязчивые движения. Сосание пальца и другое

Рекорд суток побил вопрос: что делать (и надо ли) если ребёнок сосет палец.
Сто раз нами с вами тема обсуждена, но повторим. Если ребёнок начал сосать палец после года наша задача: Рекорд суток побил вопрос: что делать (и надо ли) если ребёнок сосет палец.
Сто раз нами с вами тема обсуждена, но повторим. Если ребёнок начал сосать палец после года наша задача: ️понять причину ️помочь ребёнку. Сразу скажу, родственные истории: грызёт ногти; крутит волосы; теребит родинку (свою или вашу); ковыряет пупок и тд. Причины разнообразны, но их не так много: Травматично или рано погасили сосательный рефлекс. Резко бросили грудь; рано отобрали пустышку. Ребенок часто сталкивается со стрессовыми ситуациями и не может справиться. Скажем, ссоры родителей. Перегружен занятиями. Или эмоциями, даже положительными. Недостаток внимания. Обычно проявляются: когда волнуется когда скучно во время засыпания Текст про то, что делать не влезает Завтра продолжим. Вам знакомы эти проявления? Как думаете, что стало причиной?

Что будем делать? Рекомендации подходят для детей до 5 лет. Дальше искренне рекомендую не ждать и идти к психологу работающему с игрой и песком. Оценим нагрузку ребёнка. Не слишком ли он загружен? Его занятия точно в игровой форме? Не подавлена ли необходимая ему активность? Задействована ли крупная моторика (бег, прыжки, игры и тд)? Поймите причину. Если это стресс или скука по одному из вас, или бабушке, придумайте способы общения. Если причина в скуке. Отвлекайте, переключайте внимание. Используйте специальные напальчники и игровые перчатки. Скоро выйдет моя серия этих игрушек с одним из игрушечных брендов. Пока готовим. Терапевтические пальчиковые сказки есть в сети, и по образцу можно сочинить самим. Массаж. Можно с разогревающей детской мазью, типа доктор мом, если нет аллергии. Проминам пальчики, часто. Игры с водой, долгие. Можно с морской солью. И кинетический песок то, что нужно. Скорее навредят: завязывание или привязывание рук. наказания крик. Напоминания «не трожь пальцы. Это не поможет, наоборот закрепит. Пример сказки, автора Богатыревой, из сети, вешаю в комментарии.
Жила была маленькая лисичка, и звали ее Пипа Была у нее старшая сестра и старший брат, и мама и папа, жили они дружно, помогали друг другу, любили друг друга. Пипа очень любила петь, играть, рисовать и танцевать. У нее был красивый пушистый хвостик, ушки торчком и красивые рыжие лапки. Но иногда Пипа брала свои лапки в ротик и сосала их, ей казалось, что лапки у нее такие вкусные, сладкие, лучше конфет! Однажды ночью ей приснился сон, будто лапки стали с ней разговаривать, они говорили ей: «Пипа, не соси нас, пожалуйста, мы от этого портимся, наша шерстка становится липкой, пальчики становятся тонкими!». Пипа проснулась утром, посмотрела на свои лапки, и подумала, что это был просто сон. Но с тех пор каждую ночь лапки начали с ней так разговаривать и упрашивать её не сосать их. Но Пипа не слушалась своих лапок и продолжала брать их в ротик и сосать. Однажды Пипа проснулась и решила порисовать, и вдруг заметила, что лапки ее не хотят держать карандаш, она решила потанцевать, но лапки не хотели двигаться в такт музыке, она решила помочь маме, но лапки не смогли держать посуду, и тарелка разбилась. Пипа очень огорчилась, ведь она так любила свои лапки. И тогда она решила наконец-то их послушаться. Она попросила маму, и та связала ей варежки, каждый вечер малышка надевала красивые розовые варежки на свои лапки, укладывала их на мягкое одеяло, и снова стали сниться ей сны, но теперь лапки стали с ней разговаривать уже по-другому: «Спасибо, Пипочка, дорогая, мы теперь стали такие красивые, такие послушные, мы так тебя любим, и будем служить тебе верой и правдой!» Вот и славно! Вот и хорошо! Лапки стали снова слушаться свою хозяйку, лучше прежнего рисовали, танцевали и мыли посуду! Так Пипа поняла, что лапки у нее не для того, чтобы сосать, а для того, что радоваться!

Привычка сосать пальцы — это проблема?

Среди теплых маминых рук, мягких игрушек и уютной постели у малышей бывает еще одно приятное успокаивающее занятие — посасывание пальчиков. Согласно последним исследованиям порядка 75-95% детей осваивают это неприхотливое занятие. Так что велик шанс, что и у вас в семье подрастает такой малыш. Есть ли повод для беспокойства?

Большинство детей обсасывают свои пальцы с очень юного возраста, некоторые начинают еще в утробе матери. Сосание — это естественный рефлекс для малышей и служит важным целям. Он создает ощущение безопасности и защищенности. Он же может и расслаблять. Именно поэтому многие дети сосут пальцы, засыпая.

Согласно данным Американской Стоматологической Ассоциации дети сами бросают привычку сосать пальцы в возрасте от двух до четырех лет. Они просто перерастают этот рефлекс, он становится бесполезен.

Однако некоторые дети продолжают сосать пальцы вплоть до дошкольного возраста. Если ваш ребенок все еще сосет пальцы к моменту появления постоянных зубов, значит пора активно действовать, чтобы устранить эту привычку.

На что нужно обратить внимание

Прежде всего, проследите, как ваш ребенок сосет пальцы. Если он сосет пассивно, то есть его палец свободно лежит в полости рта, то это не вызовет значительных проблем. Если же наоборот, он давит пальцем на зубы или дёсна, то это может изменить прикус, вызвать неровный рост зубов и челюстей у ребенка. Частое интенсивное давление может изменить даже форму лица. Все это в дальнейшем потребует лечения у ортодонта.

Основные изменения от сосания пальцев:

  • формирование щели между верхними и нижними передними зубами (открытый прикус, невозможность откусывать пищу передними зубами);
  • наклон передних зубов вперед;
  • сужение верхней челюсти (перекрестный прикус).

Как помочь ребенку бросить эту привычку

Эту привычку довольно сложно преломить, когда ребенок получает от нее удовольствие! Прежде всего нужно отучить ребенка сосать пальцы днем, и только потом он отучится делать это ночью.

  • Будьте всегда позитивны и поддерживайте ребенка. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за сосание пальцев, поощряйте его за то, что не сосет.
  • Одевайте варежку или носок на его руку не в качестве наказания, а как напоминание о необходимости взрослеть. Можно использовать бандажи или наносить горчицу на ногти.
  • Используйте систему ежедневных поощрений: за каждый день без сосания пальцев ребенок получает наклейку, за семь дней с наклейками он может выбрать себе приз: поход в зоопарк, новый набор кубиков. За месяц с наклейками он получит какой-то более значительный приз. Как правило, к этому времени привычка уже исчезает. Делайте ребенка активным участником своего лечения, это быстрее позволит добиться успеха.
  • Если вы видите, что причина сосания пальцев вызвана страхами ребенка, тогда работу необходимо проводить с устранения его тревожности, а не вредной привычки.
  • Наблюдайте за временем появления сосания пальцев (в дороге, на длительном киносеансе) и старайтесь в таких случаях создавать развлечения или отвлекающие занятия.
  • Объясните ребенку подробно, что случится с его зубами, если он продолжит сосать пальцы.

Чем может помочь ортодонт

Ортодонты могут предложить вашему ребенку приспособления, которые затруднят его привычку сосать пальцы. Это своеобразные пластинки с ограничителями на небе.

Если ребенок бросил свою привычку до возраста 6-7 лет, то небольшие изменения положения зубов обычно проходят сами за счет роста челюсти. В случае, когда постоянные зубы повергались воздействию, изменить их положение могут только специальные ортодонтические аппараты. К счастью, они с успехом справляются с этой задачей.

Однако коррекцию прикуса у детей можно начинать только после устранения привычки! В противном случае лечение будет неэффективным.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Средства от ожогов для детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector