Что делать родителям гиперактивного ребенка - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?

«Маленькие детки – маленькие бедки, большие…» Особенно у тех, кто с детства словно подключены к батарейке Energizer, помните как в рекламе? С точки зрения психологов и врачей, такие малыши часто страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Чем опасно такое состояние и что делать, поговорим подробно.

Отчего заводится моторчик гиперактивности

СДВГ не следует путать с чрезмерно подвижным ребенком. Очень активный малыш порой – следствие плохого воспитания или стрессового состояния (развод родителей, смерть кого-либо из близких людей и т.д.). Что нельзя сказать о синдроме гиперактивности. Это состояние возникает на фоне различных психофизиологических изменений центральной нервной системы, а также других заболеваний как, например, аллергия и т.д.

Гиперактивность часто замечается педагогами и психологом в дошкольном учреждении или в начальных классах. Спросите, почему не родителями? Часто они списывают не совсем стандартное поведение своего чада на обычное баловство или плохое настроение.

Установлено, что чрезмерно активные дети наследуют это состояние в 95% от своих родителей. А в классе численностью 25 человек, обязательно найдется один ребенок, страдающий синдромом гиперактивности.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается.

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

  1. Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
  2. Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
  3. Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
  4. Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
  5. Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
  6. Создаем условия. Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов. Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
  7. Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
  8. Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
  9. Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Дата публикации: 11.09.2017. Последнее изменение: 04.06.2018.

Рекомендации родителям детей с СДВГ от психолога: как общаться с ребенком, что делать для коррекции поведения

По статистике в России СДВГ страдает до 4% детей. Патология выражается в чрезмерной активности, неусидчивости, невнимательности. Мальчикам в 5-6 раз чаще диагностируют синдром, чем девочкам. Часто у таких ребят процесс обучения в детском саду и школе затруднен. В тяжелых случаях дети вынуждены заниматься на дому.

Родители таких детей нередко растеряны и не знают, как вести себя с малышом, чтобы не усугубить ситуацию. Ниже собраны советы психолога при диагнозе СДВГ у ребенка. Рекомендации помогут как родителям, так и педагогам выстроить гармоничное взаимодействие с детьми.

СДВГ: что это такое

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который является не болезнью, а нейробиологическим состоянием, связанным с нарушениями в работе отдельных структур и систем головного мозга. Проявляется поведенческими и психическими отклонениями, которые возникают в дошкольном возрасте.

Для детей с СДВГ характерны легкие неврологические расстройства, эмоциональная лабильность, нарушения речи и произношения. Люди с таким синдромом могут испытывать дефицит внимания, трудности с восприятием, плохо включаются в учебный процесс, чувствуют повышенную утомляемость. Часто патология сопровождается чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью.

Ребята с СДВГ не могут контролировать свои импульсы, поведение. У них наблюдается нарушение мотивационной сферы и отставание навыков коммуникации. При этом у большинства детей интеллект и физические способности хорошо развиты.

Специалисты выделяют четыре основные причины возникновения СДВГ:

  1. генетические;
  2. биологические;
  3. социально-психологические;
  4. вызванные влиянием окружающей среды.

С медицинской точки зрения СДВГ является стойким и хроническим состоянием, для которого пока не найдено единого лечения. Существует мнение, что дети к подростковому возрасту перерастают проявления или приспосабливаются к взрослой жизни.

Известный педиатр Комаровский считает, что СДВГ в подавляющем большинстве является особенностью характера. Если гиперактивность не мешает ребенку адаптироваться в коллективе, выполнять задания, занимать себя деятельностью, то такое проявление можно относить к норме.

Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ

Родители ребят, столкнувшись с диагнозом, часто испытывают самые разные чувства – отрицание, разочарование, гнев, стыд, страх и тревогу за будущее.

Часто к этим проблемам прибавляется эмоциональное выгорание. Папам и мамам приходится тратить значительно больше сил, чтобы усмирить своего «неспокойного» ребенка и выдержать все особенности его состояния.

Коррекция СДВГ всегда подбирается индивидуально и должна быть комплексной исходя из тяжести проявлений. При избрании методики учитывается симптоматика и наличие сопутствующей патологии. Коррекционный комплекс должен включать работу с детским психологом или психотерапевтом, логопедом, дефектологом, а также прием медикаментов.

Методики, помогающие корректировать поведение

Детям с диагнозом СДВГ показана нейропсихологическая коррекция. Это комплекс двигательных и умственных упражнений, который проводится в игровой форме. Такие занятия тренируют базовые психические процессы. С каждым уроком сложность постепенно повышается.

Специалисты клиники La Salute проводят нейропсихологическую коррекцию, используя собственные авторские программы, так и разработанные методики ведущих российских психологов – Семенович А.В., Цветковой Л.С.

Родителям также следует быть максимально вовлеченными в терапевтический процесс. Рекомендуется проводить коррекционные игры в домашних условиях. Они помогут развить внимание, наблюдательность, усидчивость, контролировать импульсивность, движения и активность, соблюдать правила. Рассмотрим некоторые из них.

Игра «Мельница»

Члены семьи собираются в круг и поочередно бросают друг другу мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Тот, кто не поймал мяч, покидает игру. Побеждает человек, который остается последним.

Игра «Найди отличие»

Ребенок должен нарисовать любой предмет – собаку, дерево и т.п., отдать ее взрослому и отвернуться. Взрослому нужно добавить немного деталей, а ребенку после этого необходимо показать, что поменялось.

Игра «Говори»

Детей информируют, что будут задавать им разные вопросы. Но отвечать на них можно только после команды – «Говори». «Какая у меня кофта?» (пауза) – «Говори». «Сегодня солнечно или дождливо?» — «Говори».

Игра «Кричалки – шепталки — молчалки»

Для игры понадобятся три ладошки, обведенные по контору и вырезанные из красного, желтого, синего картона. Ведущий должен поднимать их по очереди. Красная ладошка – можно бегать, кричать и шуметь. Желтая – тихо передвигаться и шептать. Синяя – участники должны прекратить активность, лечь на пол и замереть.

Как не допустить выгорания

Родители и близкие родственники часто не умеют справляться с проявлениями СДВГ. Мать или отец жалуются, что невозможно найти ключик к сыну или дочке. Любые попытки заканчиваются срывом. Они находятся в хроническом стрессе, и как следствие испытывают эмоциональное выгорание.

На школьников и дошкольников с СДВГ часто поступают жалобы от учителей и воспитателей. Мамы и папы подвергаются критике, что они недостаточно занимаются детьми. В школах на ребят устраивают травлю. К сожалению, большинство людей в силу своей некомпетентности списывают все проявления синдрома на педагогическую запущенность.

Нередко другие родители также показывают негативное отношение к гиперактивным ребятам, запрещают своим детям общаться и дружить с «непоседами». Дети с СДВГ могут также испытывать сложности во взаимодействии с ровесниками. Во избежание конфликтов родители прекращают гулять с ними на детских площадках, а также перестают появляться в людных местах. Чувство стыда и вины усиливаются, только усугубляя угнетенное психологическое состояние.

Поэтому очень важно мамам и папам не допускать эмоционального истощения и вовремя обратиться к психологу или психотерапевту за помощью. Специалист разъяснит особенности ребенка, поможет лучше понимать его. В совместной работе получится создать индивидуальный подход.

Как наладить контакт с ребенком

Практические рекомендации, которые помогут:

  1. Планировать четкий режим дня и соблюдать его всей семьей.
  2. Следить за выполнением заданий и хвалить ребенка за достижение результата.
  3. Не нужно стремиться делать что-либо за малыша. Можно ему только помогать.
  4. Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось.
  5. Не водить ребенка в места скопления людей, на шумные мероприятия, если он эмоционально восприимчив.
  6. Избегать перевозбуждения. Выполнять домашние задания с перерывом 20 минут.
  7. Хвалить ребенка за самое незначительное достижение.

Мамы и папы должны понимать, что в первые годы обучения придется совместно делать уроки. Задача родителей – контролировать, чтобы все выполнялось до конца. Можно проговаривать упражнения вслух и совместно искать решение.

Очень важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались единого стиля воспитания.

Как правильно разговаривать

Речь взрослых должна быть простой и ясной, особенно, когда озвучивается просьба что-то выполнить. У детей с СДВГ могут быть сложности с восприятием. Например: «сходи на кухню, принеси мне кружку, а потом найди мою книгу» – это неправильное обращение. Малыш выполнит только половину просьбы. Задания необходимо разбивать, чтобы не перегружать ребенка.

Читать еще:  Применение Мирамистина при насморке у ребенка

Что нельзя делать при воспитании гиперактивных детей

Родителям детей необходимо помнить, что малыши не виноваты в гиперактивности. Бесполезно их ругать и наказывать за это, игнорировать, устраивать бойкоты, унижать, применять грубую физическую силу. Негативные методы воспитания стирают самооценку и формируют чувство вины. Дети бессознательно начинают ругать себя, что они «неправильные» и не в состоянии угодить папе и маме.

В воспитании рекомендуется избегать вседозволенности и завышенных требований. Детям необходимо четко разъяснять правила поведения. Количество запретов и ограничений также должно быть сведено к разумному минимуму.

Нельзя забывать про социализацию, изолировать ребят от игр, кружков, секций, походов по интересным местам.

Можно ли повышать голос

Повышать голос, кричать однозначно нельзя. Дети с СДВГ часто эмоционально лабильны, более восприимчивы и ранимые. Негативные реакции могут закрепиться и только усугубить текущее состояние.

Гиперактивный ребенок

О гиперактивности у детей говорят много. Говорят специалисты, воспитатели, учителя и родители. Это не дань моде и даже не желание заработать (хотя и это тоже присутствует) – это необходимость. Гиперактивных детей становится все больше и больше. Часть детей справляются с таким состоянием. Сами или с помощью родителей и специалистов. У другой части детей их особенности закрепляются в поведении, способе познания мира, и возникают проблемы: их не желают видеть в детских садах, переводят на индивидуальное обучение в школах. Они не удерживаются в секциях и кружках. Это не значит, что ребенок не хочет – он не может, с ним не могут справиться, и социум выжимает таких детей.

При этом специалисты говорят, что чем раньше получится определить проблему гиперактивности, тем проще с ней справиться. Пока особенности ребенка не закрепились в поведении и способах общения. Это правда.

У каждого родителя возникают вопросы: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ? В ЧЕМ ПРИЧИНА?

Далее по списку:

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ?

Может ли родитель без специального образования и навыков справиться с этой задачей? Может. Уже с самого рождения родитель может почувствовать и определить первые признаки состояния ребенка, которые в последствии могут привести к гиперактивности.

  • Ребенок плохо засыпает и плохо спит.
  • Вам неудобно, когда ребенок у вас на руках. Ощущение, что ребенок не может найти комфортное положение, и вы оба не можете расслабиться. И это не иногда, а очень часто. Внутренне кажется, что постоянно.
  • Ребенок не фиксирует взгляд в 2-3 месяца после рождения. Не разглядывает, а как бы смотрит сразу везде. Видит все.
  • Ребенок быстрее сверстников осваивает моторные навыки. В моей практики были случаи, когда ребенок в 7 месяцев начинал ходить. При этом родители ничего не делают для такого ускорения. Это радует их – чемпион. Но может являться и поводом для обращения внимания.
  • Сильно выраженные реакции ребенка на звук, свет, прикосновения. И это тоже не иногда, а очень часто.

После года все становится более очевидно. Ребенок активен, постоянно хочет добраться, залезть, достать, но в отличии от просто активного ребенка, достав, не концентрирует внимание на объекте, а очень быстро теряет к нему интерес. Ищет и находит новую цель. Это похоже на поведение человека, который пылесосит комнату.

После трех лет ребенок активно общается со сверстниками. У гиперактивного ребенка в общении возникают трудности. У такого ребенка не получается играть, соблюдать правила игры, ему тяжело ждать. Короткие моменты радости родители испытывают, когда дети начинают играть в догонялки. Их ребенок в этом самый успешный, но часто, догнав, не просто салит, а с силой толкает другого ребенка. В зависимости от выраженности проблемы в три года родители уже не просто ощущают, а четко знают о проблеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ?

В самом раннем возрасте, как только вы почувствовали, что поведение и состояние ребенка похожи на описанные выше – обратитесь к массажисту.

Внимание! Самая распространенная ошибка в проведении детского массажа в этой ситуации – это массаж для снижения тонуса. Бытует мнение, что гиперактивные дети имеют повышенный тонус. На самом деле: дети, предрасположенные к гиперактивности, имеют пониженный тонус, и во время массажа им нужно тонус повышать. Делать глубокий массаж и через повышение мышечного тонуса приводить к тонусу нормальному .

Не согласны? Тогда попробуйте напрячь одну руку. Настолько сильно, как только сможете. А теперь, не расслабляя руки, активно подвигайте ею. Я знаю, не получилось. Получились медленные, скованные движения. Гипертонус, напряженность, скованность – это антиподы гиперактивности.

Вы не обратили внимание на особенности движений у своего ребенка до года. Привыкли. Научились с этим жить. Что делать в этом случае? Ребенок уже активно двигается и разбирает квартиру на пазлы, которые вы ежедневно собираете по ночам.

Для подрощенных детей:

  • Используйте интересы ребенка и….. ЕСТЕСТВЕННО ПРИТОРМАЖИВАЙТЕ. Любит играть в мяч, катать машинки, разбрасывать игрушки? Покупайте большие игрушки, большие мячи, большие машинки. Объем игрушек и их тяжесть будут совершенно естественно останавливать ребенка и нарабатывать пластичность движений. Подаете ребенку игрушку – не давайте в руки. Пусть потянется за игрушкой. Поставьте предметы, которыми ребенок часто интересуется выше, чтобы ребенок за ними тянулся. Это тоже будет притормаживать ребенка, делать движения более произвольными.
  • Фокусируйте ИНТЕРЕС РЕБЕНКА НА САМОМ СЕБЕ. Научится обращать внимание на себя – научится обращать внимание на окружающий мир и рассматривать его не в полете и прыжке. Одевайте ребенка “не правильно”. Один носок, девочкам – один хвостик с одной стороны. Оденьте ребенка не симметрично. Он обязательно обратит на это внимание. Надеваете футболку – не до конца и начинайте надевать колготки. Тоже не до конца, а потом завершите с футболкой.
  • Тренируйте произВОЛЬность действия (от слова ВОЛЯ). Обычно такие дети любят переносить тяжести. Налейте в пластиковую литровую бутылку воды – половину. Когда ребенок будет ее нести, то перемещение воды в бутылке станет постоянно мешать ее удерживать.

Создавайте небольшой дискомфорт ребенку, но не переусердствуйте. Медленно и постепенно. Важно не довести ребенка до эмоционального срыва. Это еще одно проявление у гиперативных детей – гиперэмоциональность.

Изобретайте и придумывайте. Любит залезать в комод – заклейте ящик скотчем молярным или цветным. Но обязательно оставьте язычок, чтобы ребенок мог за него оторвать скотч.

Важно всеми правдами и неправдами, с помощью нестандартных решений привлечь внимание ребенка. Похожие упражнения можно использовать с детьми и старше трех лет. Могут поменяться игрушки и интересы ребенка.

В чуть более старшем возрасте можно привлекать ребенка поливать из лейки (большой) на огороде. Дать ему ответственную работу по поливу газона из шланга, как взрослому. Разрешите поставить кастрюлю с супом в холодильник. Только не забудьте перед этим накормить ребенка и поесть сами. На всякий случай. Папа переживет.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ У РЕБЕНКА?

Поощряйте любую полезную и нужную работу по дому – КАК ВЗРОСЛЫЙ. Только не надо обязывать ребенка выполнять определенную работу постоянно. Это не по возрасту и очень тяжело для любого ребенка. Такие приемы можно будет использовать со школьником.

В сети, литературе и от специалистов можно часто услышать определенный набор причин состояния гиперактивности ребенка:

Протекание беременности:

  • стрессы;
  • гипоксия плода.

В родах:

  • угроза прерывания беременности;
  • недоношенность;
  • стимуляция родов;
  • затяжные роды.

Семейные факторы:

  • общение в семье – конфликты, запреты, чрезмерный контроль.

Я полностью согласен с перечисленным списком причин. Они действительно могут вызывать состояние гиперактивности у ребенка. Но есть несколько «НО». Первое – за исключением семейных факторов, ни на одну из причин невозможно повлиять. Второе – ровно те же причины являются причинами возникновения других состояний у детей. Состояний прямо противоположных гиперактивности: ДЦП, парезы, задержки моторного и речевого развития.

Это приводит к одному выводу: существуют состояния ребенка, которые приводят к гиперактивности. Все эти причины могут вызвать эти состояния. Я условно делю эти состояния на два вида: внутренние и внешние. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Внутренние –это особенности регуляции тонуса. У гиперактивных детей тонус снижен. Именно поэтому их движения резки, и часто они прикладывают силу большую, чем необходимо. Мы так делаем, кода нам нужно сдвинуть тяжелый предмет. Совершаем рывок. Ребенок в гипотонусе, для того чтобы совершить движение, достает себя из гипотонуса. Совершает рывок. Чтобы удерживать себя в равновесии – постоянно двигается. Это отдаленно похоже на поведение пьяного человека, который для удержания равновесия вынужден постоянно двигаться.

Внешние – это особенности работы сенсорных систем. Чаще всего причиной являются особенности зрительного восприятия. Случается так, что для изучения пространства, предметов ребенку нужно подойти близко. Только в этом случает он получает правильную информацию. Если ребенку с такими особенностями нужно изучить комнату, то он вынужден всю ее обойти и не по одному разу. Он начинает бегать в новом помещении, на игровой площадке. И пока не изучит все, не остановится. Такие дети часто дома ведут себя спокойно, а когда приходят в новое помещение, то становятся гиперактивными. Таких детей часто воспринимают как агрессивных. Но они просто близко подходят к другому ребенку, что может ему не нравиться. Он или отталкивает, или отходит. Если отталкивает, то возникает конфликт. Если отходит, то начинаются догонялки и попытки удержать «беглеца». Такое поведение закрепляется и часто становится основным при знакомстве.

Родителям важны не только маркеры, по которым они начнут понимать, что пора идти к специалисту, но и маркеры, которые помогут разобраться к КАКОМУ: неврологу/ кинезотерапевту/ массажисту/ психологу…
Разные причины состояния гиперактивности у ребенка подразумевают, что разные специалисты берут на себя ведущие роли.

Любому родителю хочется видеть своего ребенка успешным в общении, в учебе и работе, счастливым в семье. Воспитывать ребенка с чрезмерной активностью — нелегко, и не важно есть ли у него “диагноз” или нет.

🚩 Узнать подробнее о том, как направить энергию живчика в нужное русло, об инструментах улучшения ситуации, которые может использовать любой родитель, вы можете на авторском онлайн-цикле Олега Леонкина «Активные и Гиперактивные дети». Этот цикл не про диагнозы, а состояние ребенка и наработку нужных навыков для улучшения ситуации.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

13 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины , ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

Читать еще:  Коляски Greentom: прогулочная модель Upp Classic...

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы , он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов .

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану , они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается .

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени .

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона , поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны .

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны .

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию .

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит , поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

  • Причины СДВГ
  • Классификация СДВГ
  • Симптомы СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Коррекция СДВГ
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Читать еще:  Коляски бренда Jedo

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

12 способов справиться с гиперактивностью малыша

Существует тонкая грань между естественно активным ребенком и малышом, страдающим гиперактивностью.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) обычно становится заметным в раннем детстве, примерно в 2–3 года. Но поскольку большинство детей от природы склонно к мечтаниям, суетливому поведению и не продолжительному вниманию, гиперактивность часто ставится диагнозом в возрасте примерно 6-7 лет.

Признаки гиперактивности

Признаки СДВГ включают то, что обычно рассматривается как поведенческие проблемы, такие как трудности с концентрацией внимания или следованием инструкциям, а также неспособность контролировать несоответствующее поведение, такое как бег по коридору или постоянное прерывание разговоров.

Ребенка с СДВГ могут расстраивать ситуации, когда его критикуют или наказывают за такое поведение, если родители или учителя не знают о наличии расстройства.

Если поведенческие проблемы проявляются лишь изредка в определенных ситуациях, ваш ребенок, вероятно, просто переживает обычное «детское поведение».

Однако, если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания как в школе, так и дома, и вам кажется, что ему постоянно трудно следовать указаниям или контролировать свое поведение, возможно, пришло время поговорить с вашим лечащим врачом о возможных причинах.

Хотя СДВГ обычно рассматривается как проблема здоровья, состояние не обязательно приводит к серьезным проблемам в жизни. Находя способы направить гиперактивность в продуктивную деятельность, вы можете научить ребенка использовать свою энергию в качестве топлива для творчества.

Обсудим несколько способов удовлетворить потребность вашего ребенка в дополнительных физических движениях и помочь ему использовать свою энергию и лучше контролировать импульсы.

Помощь родителям

Справиться с гиперактивным ребенком может быть сложно.

Гиперактивный ребенок может оказаться нестабильным, он часто перескакивает с одного занятия на другое с, казалось бы, безграничной энергией.

Может показаться, что ему трудно слушать что говорят или следовать указаниям. Он может плохо учиться в школе, получать низкие оценки и демонстрировать поведенческие проблемы.

Хотя нет правильного ответа на вопрос о том, как обращаться с гиперактивным ребенком, соблюдение нескольких советов может облегчить жизнь с гиперактивным ребенком.

1. Спорт

Физическая активность важна для ребенка с СДВГ, поэтому практически любой вид спорта, от езды на велосипеде до плавания, будет полезен для выплеска избытка энергии.

Есть некоторые виды спорта, которые даже более эффективны, чем другие.

Например, боевые искусства, такие как каратэ, кунг-фу или тхэквондо, могут быть чрезвычайно полезными из-за идеального баланса умственной концентрации и физических нагрузок, которые требуются гиперактивным детям. Это помогает детям научиться концентрировать свою энергию и формировать самодисциплину и контроль.

Командные виды спорта, такие как футбол или баскетбол также хороши, поскольку они требуют от ребенка участия и совместной работы (что хорошо для их социальных навыков).

2. Уроки танцев, актерского мастерства или музыки

В зависимости от того, в чем заключаются интересы вашего ребенка, обучение игре на музыкальном инструменте, занятия драматическим искусством или обучение координации посредством танцев — могут стать отличными занятиям после школы.

Исследования показали, что игра на музыкальном инструменте требует одновременной работы обеих сторон мозга, что помогает тренировать его для выполнения нескольких задач, в то время как танцы позволяют детям высвободить свою энергию, сохраняя при этом контроль над своими движениями.

Актерское мастерство помогает ребенку практиковать свои навыки запоминания и позволяет соприкасаться со своей творческой стороной. Возможность разыграть разных персонажей со сцены помогает им направить свою энергию и эмоции на что-то продуктивное.

3. Искусство и ремесла

Проекты декоративно-прикладного искусства отлично подходят для обучения детей воплощению своих идей и превращению творческих идей в нечто конкретное.

Любят ли они рисовать, моделировать, обрабатывать дерево или шить, разработка идеи и доведение ее до конца может чрезвычайно мотивировать ребенка, особенно малыша с СДВГ.

Такая деятельность показывает, что дети способны использовать всю свою энергию как движущую силу для чего-то творческого и продуктивного.

4. Кемпинг и мероприятия на свежем воздухе.

Нет ничего лучше свежего воздуха, природы и физической активности, чтобы помочь гиперактивному ребенку использовать свою энергию для чего-то позитивного.

Поход с ребенком — отличная возможность научить малыша жить на природе и помочь развить некоторые практические навыки.

Если у вас нет времени лично брать вашего ребенка на прогулки на природе или в походы так часто, как вам хочется, различные лагеря — отличный способ убедиться, что ваш ребенок не пропустит эти замечательные впечатления.

Детский лагерь также помогает детям научиться работать в команде и улучшить социальные навыки. Важно обратить внимание, нравится ли эта идея ребенку. Если нет — лучше не заставлять малыша.

5. Помощь по дому

Если ребенок приходит домой из школы, фонтанируя энергией, не сажайте его перед телевизором и не позволяйте играть в видеоигры.

Вместо этого спросите, хочет ли он помочь вам приготовить ужин или сделать несколько простых дел, например, вытереть пыль или пылесосить.

Детям часто нравится проводить время с родителями, это также дает им чувство ответственности и помогает гордиться своей работой.

6. Строгий порядок

Многие родители предпочитают вести свободную и непринужденную домашнюю жизнь без излишка правил. Этот непринужденный стиль воспитания подходит многим детям. Но у гиперактивных детей, как правило, в неясной обстановке возникают проблемы.

Если вы живете с гиперактивным ребенком, ведите домашнее хозяйство в упорядоченной манере. Таким образом, ребенок будет знать, чего от него ждут изо дня в день.

7. Трансформируйте сложные инструкции в простые и понятные

Ребенку с СДВГ сложно следовать и запоминать длинный список инструкций.

Вместо этого разбейте задачу на более мелкие части. Попросите, чтобы ребенок смотрел вам в глаза, когда вы объясняете что-то, и излагал информацию небольшими, легкими для восприятия фрагментами.

Попросите ребенка повторять каждый шаг. Написание инструкций также может помочь ребенку следовать им.

Письменный пошаговый список позволяет гиперактивному ребенку сосредоточиться на одном маленьком шаге за раз. Он может обратиться к списку, чтобы вспомнить то, что ему сказали, и вычеркнуть шаги по мере их выполнения.

8.Минимизируйте отвлекающие факторы

Те факторы, которые большинство людей никогда не замечают, может легко отвлекать ребенка, страдающего СДВГ.

Удобно усадите ребенка вдали от окон и дверей. Позвольте двигаться, но не позволяйте отвлекаться на другие вещи.

Убедитесь, что ребенок понимает, что его не наказывают. Создайте теплое и уютное рабочее место. Скажите ребенку, что рабочее пространство помогает ему сконцентрироваться, и поощряйте его участие в создании пространства, в котором он чувствует себя комфортно.

9. Используйте положительное подкрепление

Выполнение заданий — огромная борьба для гиперактивного ребенка. Поэтому важно, чтобы ребенок осознавал, что задание стоит выполнить.

Хвалите и поощряйте каждый раз, когда ребенок успешно выполняет задание.

Кроме того, позвольте ему вознаградить себя, назначив задачи, которые приводят к получению приза, например, конфете.

Занимаясь с гиперактивным ребенком, не беспокойтесь о том, что вы можете «подкупить» ребенка, чтобы тот участвовал. Положительное подкрепление — это награда за преодоление трудностей при выполнении задачи.

10. Помогите ребенку составить список дел

Составленный список обязанностей может помочь ребенку обрести независимость. Письменный список также дает ребенку визуальный ориентир, который можно использовать, когда он отвлекается или забывает, что ему нужно делать.

Научите ребенка обращаться к списку всякий раз, когда ему скучно или он не знает, что делать дальше.

Не наказывайте ребенка за невыполнение списка дел в установленный период времени. Используйте положительное подкрепление, чтобы вознаградить ребенка за задачи, которые ему удалось выполнить.

Дайте ребенку свободу выполнять задания в любом порядке, а не начинать сверху и постепенно спускаться вниз.

11. Не спешите с лекарствами

В современном мире жизнь с гиперактивным ребенком может привести родителей к вопросу приема медикаментов.

Да, некоторые лекарства могут помочь сбалансировать химию мозга тех детей, кто действительно в них нуждается. Однако лекарства имеют побочные эффекты и не должны использоваться всем детям по умолчанию.

Если методы изменения поведения не работают в течение определенного периода времени, вам и врачу вашего ребенка следует вместе решить, требуются ли лекарства. Однако это должно быть последним средством, а не первым выбором.

12. Дайте ребенку волю

Детям нужна возможность бегать и просто играть в комфортной обстановке.

С возрастом расписание детей становится более упорядоченным, чем когда-либо прежде.

Убедитесь, что у ребенка с признаками гиперактивности есть свободное время каждый день, чтобы он проводил его как хочет.

  1. American Psychiatric Association (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th edn) [DSM-5]. American Psychiatric Publishing.

Faraone, S. (2005). The scientific foundation for understanding attention-deficit/hyperactivity disorder as a valid psychiatric disorder. European Child and Adolescent Psychiatry, 14(1), 1-10.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector