Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Характерные черты тяжелой адаптации к детскому саду и как помочь малышу?

Согласно статистике, на 100 детей приходится 2-3 ребенка, у которых адаптация к детскому саду пройдет с осложнениями.

И это будет заметно не только по психоэмоциональному состоянию, но и по физическому здоровью. Пару дней в группе сменяются больничным и так без конца.

Почему так происходит? Как облегчить адаптационный период?

Что означает термин?

В большинстве случаев дети привыкают к саду уже через несколько недель. Да, поначалу они плачут, не хотят отпускать маму или папу, игнорируют попытки воспитателей отвлечь их. Но вскоре ситуация в корне меняется. Ребенок с удовольствием идет в группу, находит новых друзей и т.д.

Вышеописанный вариант является самым распространенным. Но бывает и так, что малыш ни в какую не хочет оставаться без родителей, капризничает, отказывается есть, играть и спать. К этим симптомам добавляются проблемы со сном, но уже дома, отсутствие аппетита, частые болезни и ухудшение общего самочувствия. Это и есть тяжелая адаптация к детскому саду.

Когда у ребенка возможна?

На первом месте в группе риска, по словам психологов, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья или, например, аутизмом. Им сложнее, чем другим, приспособиться к новым обстоятельствам, найти общий язык с незнакомыми людьми.

В список можно добавить и совсем маленьких детей, чьим родителям пришлось рано выйти на работу. Речь идет о возрасте 1-1,5 года.

Интересно, что тяжелая адаптация возможна не только у детей с задержкой в развитии, но и у тех, кто, наоборот, развивается быстрее сверстников. В первом случае состояние ребенка можно стабилизировать, применяя специальные программы обучения. Во втором же в них необходимости нет. Хотя ребенку будет сложно влиться в коллектив, ему попросту станет скучно.

Причины сложного привыкания

Причин появления трудностей с привыканием к детсаду несколько:

    Негативный настрой родителей. Возможно, у них есть неприятный опыт из детства. А, может быть, они просто сильно переживают.

Чрезмерное стремление отдать ребенка в сад. Он должен считать его чем-то хорошим, а не наказанием.

Даже если посещение детского сада — вынужденная необходимость, не стоит говорить об этом детям. Чувство безысходности — совсем не то, что они должны испытывать в период адаптации.

  • Излишняя тревожность матери. Это такой тип родительской привязанности, при котором мама не отпускает ребенка от себя ни на шаг.
  • Малыш совсем не подготовлен к изменениям.
  • Родители или другие родственники нехорошо отзываются о воспитателе.
  • С первого дня ребенка пытаются оставить в саду на весь день.
  • Кроха совсем не привык к режиму. Ему сложно вставать по утрам, принимать пищу в одно и то же время, учиться.
  • Способы преодоления

    Специалисты выделили ряд советов, следование которым поможет и родителям, и детям справиться со всеми без исключения трудностями, сопутствующими тяжелому адаптационному периоду.

    Вот некоторые из них:

    1. Помочь ребенку привыкнуть к режиму. Для этого нужно приучить его ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время. Этот совет касается и приема пищи. Лучше, если завтрак, обед и ужин будут проходить по расписанию. Кстати, стоит пересмотреть не только график, но и меню. По возможности следует подстроить его под детсадовское.
    2. Постоянно рассказывать, зачем нужно ходить в детский сад. Можно, например, сравнить это с тем, как родители ходят на работу.
    3. Не оставлять ребенка на полный день до тех пор, пока он не будет готов к этому. Для начала хватит и пары часов. После можно попробовать оставаться до обеда, а потом и на сон.
    4. Вечера и выходные дни посвящать общению с ребенком. Важно не только интересоваться происходящим в его жизни, но и внимательно слушать, вникать.

    Есть еще один интересный совет: дать ребенку с собой какую-нибудь игрушку, напоминающую о доме. Ее можно назначить дежурным, который будет провожать в детский сад, сидеть рядом за обедом, спать в кроватке в тихий час. Вечером игрушка расскажет маме с папой, как прошел день.

    Может ли не привыкнуть?

    Ответ утвердительный. В некоторых случаях ни одна из вышеописанных рекомендаций не принесет результатов.

    Говорить о том, что адаптация так и не произошла можно, если наблюдаются такие симптомы:

    1. Ребенок не стал частью коллектива. Он замкнулся в себе, ни с кем не общается даже по прошествии 1-2 месяцев.
    2. Малыш отказывается от еды и воды, не посещает туалет, терпит до последнего момента.
    3. Ребенок все время плачет. Успокаивается он только в тот момент, когда за ним приходят родители.

    Что делать, если малыш не адаптируется?

    Варианта всего три:

    1. Первый — поговорить с воспитателями и психологом, на которых также лежит ответственность за помощь в привыкании к детскому саду.
    2. Второй — чаще говорить о садике, играть в специальные адаптационные игры, рассказывать сказки.
    3. Третий — на некоторое время отказаться от посещения сада. Возможно, проблема в сильном стрессе и после восстановления организма она будет решена.

    Полезное видео

    Дополнительная информация по теме статьи в видео:

    Заключение

    Не всем удается быстро приспособиться к посещению детского сада. Иногда адаптация самая что ни на есть тяжелая.

    Ребенок не только плачет и устраивает истерики, но и чаще, чем обычно, болеет. Исправить ситуацию можно, следуя советам психологов. Если же она совсем безвыходная, можно просто сделать перерыв и подождать, пока малыш подрастет.

    Адаптация детей к детскому саду: 30 советов от психологов

    Поход в детский сад — тот еще стресс как для ребенка, так и для родителей. Что можно сделать сегодня, чтобы избежать проблем на этом жизненном этапе, а что нужно было сделать еще вчера? Рассказывают психологи Виктория Корпачева, Александр Ройтман, Ольга Юрковская и Светлана Шкомова.

    Виктория Корпачева, детский клинический психолог:

    1. Важно, чтобы малыш четко понимал, что родители любят его безусловной любовью и поддержат в любой ситуации. С самого начала учитесь понимать потребности ребенка, озвучивать его чувства ему же, спрашивать его мнение, когда он уже сможет его высказать. Ведите диалоги на равных! Это сформирует базовое доверие к миру, уверенность в себе, и будет способствовать успешной и легкой адаптации к саду.

    2. Адаптация к детскому саду начинается еще до похода в сад. С полутора-двух лет начинайте водить малыша на развивающие занятия: это поможет ему привыкнуть не только к обществу, но и формату занятий, что будет полезным в детском саду.

    3. Посещайте детские площадки и развлекательные детские центры. Это снизит у ребенка стрессовое впечатление от большого количества людей в детском саду.

    4. После года начинайте практиковать сепарацию от мамы. Завершенное грудное вскармливание, собственная кровать помогут малышу легче адаптироваться к режиму в саду, не испытывать дискомфорт от отсутствия рядом мамы во время дневного сна. Оставляйте ребенка с папой, бабушкой, няней — сначала на полчаса, а потом дольше. Иначе ему будет обеспечен сильный стресс от разлуки с мамой.

    5. Играйте с малышом с раннего детства — так он привыкнет к игровой деятельности и сможет сам инициировать игру. Это очень поможет в контакте с другими детьми.

    6. За 3 месяца до того, как ребенок отправится в детский сад, начинайте внедрять режим сада. Пусть ребенок ложится в 9–10 вечера и встает в 7:30 утра. Это избавит его от нервного истощения, связанного с ранними пробуждениями.

    7. Приучайте ребенка к самостоятельности, сформировав у него навыки самообслуживания: уборка игрушек, одевание, обувание, питание, туалет — все это поможет чувствовать себя уверенно и не паниковать, что у него что-то не получается.

    8. Укрепляйте иммунитет: проветривайте комнаты, разрешайте ходить босиком по полу, гуляйте дважды в день. Дети с крепким здоровьем легче проходят адаптацию в саду, чем те, кто после болезни приходят каждый раз «как в первый раз».

    9. За полгода до того, как ребенок отправится в детсад, читайте ему психотерапевтические сказки, где по сюжету главный герой ходит в детский сад. Конечно, он должен был очень счастлив от этого.

    10. Рассказывайте ребенку о своей работе: малышу важно знать, что, пока он в детском саду, мама и папа тоже уходят на работу. Поэтому он не может оставаться дома.

    11. Детский сад — это первый социальный опыт ребенка. Развивайте у малыша социальные навыки: знакомиться, делиться, меняться, играть. Приходя в садик, ребенок должен понимать, что существуют другие дети со своими желаниями, чувствами, к ним нужно прислушиваться.

    Светлана Шкомова, психолог, мама 3 детей:

    12. Когда мама твердо уверена в своем решении отдать ребенка в сад, это поможет и малышу не нервничать. Сформулируйте для себя аргументированный ответ, почему вам это необходимо.

    13. Важно не делать «счастливое лицо», рассказывая о том, что ждет его в саду. Для «домашних детей» детский сад — история не про игрушки и сверстников, а про режим, правила и обучение. Этот процесс потребует от ребенка волевых усилий, а компенсация свободной игрой может быть недостаточной. Чем больше малыш будет знать правды о том, как устроена жизнь в детском саду, тем легче ему будет адаптироваться.

    14. Дошкольники живут в настоящем времени, и им сложно оценить, когда мама придет. Зато они осознают факт — когда они находятся в саду, родители их оставляют. Стройте будущее вместе с ребенком! Обсуждайте, как вы заберете его, когда, что вы будете делать потом вместе.

    15. Когда моя дочь начинала ходить в садик, я сдавала ей на хранение свои вещи. Она точно знала, что я приду за своей карточкой, ручкой и помадой. А заодно заберу и ее. И, конечно, никто не отменял нежностей — положите ребенку в ладошки и кармашки поцелуйчики, рисунки, записки.

    16. Не бойтесь обсуждать с ребенком, что ему не понравилось в детском саду. Только разрешив ему выпустить агрессию, можно заменить ее на интерес и теплые чувства.

    17. Не надо бояться детских слез, это выражение недовольства и протеста. Ребенок может не хотеть ходить в детский сад. Этого хотим мы, взрослые. Мы так решили. Можно соглашаться и с чувствами ребенка, и со своим решением. В любом случае хорошо. если ребенок может проявить свои чувства — это лучше, чем молчаливая адаптация, ценой которой будет внутреннее напряжение.

    Ольга Юрковская, психолог, мама 3 детей:

    18. Поищите сад, где существуют разновозрастные группы — в таком случае у воспитателя нет одинаковых ожиданий от детей! И этот подход более реалистичный, естественный и адекватный. В нем нет «уравниловки». При таком подходе каждый ребенок видит свои сильные черты и знает, чему он может научиться от старших. Все мои трое детей ходили в одну группу, могли поддержать друг друга и при этом учились взаимодействовать и жить в рамках большого детского коллектива.

    19. Выберите воспитательницу, которую можно охарактеризовать словами «добрая тетя». Если дети виснут и липнут на воспитателе, если она относится к ним с любовью и добротой, адаптация пройдет гладко.

    20. За полгода-год до того момента, как вы отдадите ребенка в сад, хорошо бы научить его оставаться с няней. Необязательно брать бебиситера на весь день! Даже 2–3 часа, которые ребенок будет проводить с няней пару раз в неделю, дадут ему опыт сепарации от родителей и помогут облегчить адаптацию.

    21. Прежде, чем вы впервые оставите ребенка в детском саду, введите его «в курс дела» (лучше, если это будет делать няня) — приводите ребенка на площадку садика в то время, когда гуляют дети его группы, пусть он в «полевых условиях» осваивается, знакомясь с воспитателями и детьми.

    Читать еще:  С какого возраста можно давать козье молоко ребенку

    22. Когда вы начали водить ребенка в сад, первое время кормите его завтраком дома, чтобы он был не голодным — в этом состоянии он будет чувствовать себя более спокойно. У него будет ресурс для изучения пространства и людей.

    23. Отслеживайте по ребенку реакцию на сад: кто-то легко останется сначала на пару часов, потом на полдня, дальше на день. Но если малышу сложно, он просится домой, замедлите темп адаптации. Приводите его на короткое время.

    24. Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, хорошо бы, чтобы одну-две недели он ощущал у себя за спиной тыл! Когда в раздевалке ждет няня или мама, и когда малыш знает, что он не остался один на один со всем миром, он адаптируется легче.

    Александр Ройтман, психотерапевт, отец 5 детей:

    25. «Отдать ребенка в садик» — это не про садик. Это про выстраивание отношений ребенка с родителями. Нет смысла начинать эту историю за две недели или за месяц до похода в сад. Если к трем годам у ребенка выстроены отношения с родителями, есть доверие, любовь, уверенность в себе и в семье — все будет хорошо. Это как в анекдоте: «Скажите, психолог, когда мне начинать воспитывать ребенка?». «А сколько ему?». «Да вот три года будет!». «Вы опоздали на три года!».

    26. Отдавайте ребенка в хороший сад. Нет смысла отдавать в плохой, как нет смысла отдавать ребенка, например. в концлагерь. Найдите в подходящем саду лучшего (для вашего ребенка!) воспитателя. Так, чтобы квест «отдать ребенка в садик» был заменен на «отдать ребенка в руки воспитателю», которому вы доверяете.

    27. Просто знайте: в хорошем садике ему гарантированы более подходящие по возрасту условия, чем в семье. У меня пять детей, некоторые из них попали в ясли в полгода. И каждый раз мы с женой видели: садик для ребенка нужен и важен. А в каких-то моментах он для него лучше, чем семья.

    28. Не рассчитывайте на то, что ребенок будет проводить в саду время «от звонка до звонка», 12 часов. Даже когда адаптация прошла, желательно, чтобы его «рабочий день» заканчивался с тихим часом.

    29. Готовьте ребенка к садику с рождения. Создавайте ценность этого места, его интересность. Чтобы он захотел отправиться туда как в большое путешествие: «Есть такое место, где живут дети, где они дружат и разговаривают», «А сейчас в садике кушают, а сейчас в садике отдыхают», «В садике играют не так, как ты сейчас, а вдвоем».

    30. Отдавайте ребенка в детсад не потому, что пришло время, а потому, что это естественно. Потому что ребенок этого хочет, а вы готовы его отпустить. Когда события жизни происходят естественно, то происходящее не напрягает, а радует!

    Как пережить адаптацию к детскому саду без истерик и слез: советы, о которых мало кто догадывался

    Детский сад – это начало нового этапа в жизни ребенка и родителей. Некоторые малыши адаптируются к садику легко и быстро, но большинство переживает разлуку с мамой в истерике и слезах. Первые недели и даже месяцы могут стать настоящим испытанием для крохи и родителей. Что советуют педагоги, психологи и мамы? Как поход в детский сад пережить без лишнего стресса и волнений?

    Сколько времени следует уделить адаптации

    Одни родители уверены, что на адаптацию нужно выделить 1-2 недели, другие, наоборот, растягивают привыкание к новым условиям. Психологи говорят, что адаптивный период не должен превышать 2 недель. Если уменьшить время на привыкание, ребенок будет испытывать сильный стресс, и это может негативно сказаться на поведении и дальнейшем развитии. Кроха, которому не дали возможности адаптироваться, может устраивать бесконтрольные истерики, отказываться пользоваться горшком, могут начаться проблемы со сном. Малыши в стрессовой ситуации часто болеют, у них снижается иммунитет. Но если растянуть период адаптации, ребенок вообще может не привыкнуть к детскому садику.

    Первые несколько дней желательно вместе с ребенком приходить на прогулку в садик, где кроха сможет познакомиться с другими детками из группы и воспитателем. На 5-6 день можно оставить ребенка на 1-1,5 часа, на 7-8 день – на несколько часов с утра, на 9-10 день – забрать после прогулки. На 11-12 день пускай кроха пообедает в группе, последующие несколько дней можно пробовать оставлять малыша на дневной сон. Обязательно предупредите, что он будет спать со всеми детками, а после сна родители его заберут. Если адаптация проходит успешно, пробуйте оставлять ребенка на целый день. Нужно наблюдать реакцию малыша, и если понадобится, быть рядом. Ведь любые изменения в жизни маленького человека – это стресс, и в таких ситуациях его должны окружать близкие люди.

    Читайте также: Почему дети начинают часто болеть, как только идут в детский сад

    Заранее учите ребенка быть самостоятельным

    Воспитатели рассказывают, что в ясли часто приводят малышей, которые не умеют сами одеваться, кушать, не ходят на горшок. Они привыкли, что мама понимает их потребности, а в детском саду чужие тети не делают так, как родители. Ребенок чувствует дискомфорт, испытывает сильнейший стресс, поэтому категорически отказывается идти в садик.

    Старайтесь еще до того момента, когда малыш отправится в ясли, научить его элементарным навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь держать ложку и самостоятельно кушать, переодеваться, ходить на горшок, мыть руки. Покупайте одежду без пуговиц и сложных застежек, чтобы кроха мог самостоятельно снять и надеть кофточку, шортики, штанишки, платьице. Ребенку будет гораздо проще адаптироваться к садику, если родители заранее научат его простым вещам. Не старайтесь все сделать за маленького члена семьи, ведь часто дети не умеют одеваться или кушать самостоятельно лишь потому, что мамы не дают возможности научиться. Например, ребенок садится обедать, пытается взять ложку и зачерпнуть суп. Но мама тут же выхватывает ложку и начинает сама кормить малыша. Лучше лишний раз вытереть стол после того, как кроха разольет содержимое ложки, зато он быстрее научится кушать без помощи взрослых.

    Разговаривайте про детский сад

    Некоторые родители совершают ошибку, когда начинают рассказывать о садике, как о прекрасной волшебной стране. Ребенок идеализирует дошкольное заведение, а когда сталкивается с реальностью, испытывает разочарование. Психологи отмечают, что у ребенка возникнут негативные ассоциации с садиком, даже если ему там все понравится. И произойдет это все потому, что родители расписывали жизнь в детском саду, как удивительную сказку, а в реальности все вышло совсем не так. В группе ребенку придется делиться игрушками, слушать воспитателя, соблюдать установленные правила. Это не похоже на сказку, о которой рассказывали мама с папой.

    Не нужно придумывать дивные истории, связанные с детским садом. Достаточно рассказывать, что в группе ребенку будет весело, у него появятся новые друзья, но для этого нужно быть послушным и вежливым, проявлять самостоятельность. Можно объяснить ребенку, что вы каждый день идете на работу, это ваша обязанность, и он так же, как мама с папой, будет ежедневно посещать детский садик.

    Вечером спрашивайте, как прошел день в садике, чем ребенок занимался, что нового узнал. Ни в коем случае не отмахивайтесь, если малыш захочет чем-то поделиться. Он должен знать, что, несмотря на отсутствие родителей в группе, они переживают, волнуются и скучают.

    Не нужно подкупать подарками

    Чтобы отношения между родителями и детьми не превратились в меркантильные («Ты мне – я тебе»), откажитесь от идеи ежедневных поощрений. «Если не будешь плакать и пойдешь в садик, я куплю тебе куклу», «Будешь себя хорошо вести в саду, получишь мороженое» – часто родители так «мотивируют» детей посещать детский сад, но ничего хорошего из этой идеи не получится. Если хотите порадовать малыша, не стоит привязывать покупку новой игрушки или посещение развлекательного центра к детскому садику. Родителям нужно помнить, что для крохи намного важнее провести больше времени с мамой и папой, и их внимание не заменит ни одна, даже самая дорогая, игрушка.

    Как лучше прощаться в детском саду

    Дети, которые успешно адаптировались к детскому садику, часто испытывают волнения и переживания, когда мама или папа приводят их в группу. При расставании родители совершают ошибки, когда выбегают, оставляя плачущего малыша с воспитателем, или затягивают прощание, стараясь успокоить кроху. В первом случае ребенок теряет доверие к родителям, которые бросают его в садике. Во втором случае вероятен риск вырастить манипулятора, который будет устраивать истерики не только в группе, но и вне стен дошкольного заведения.

    Чтобы расставание проходило без слез, ребенок должен почувствовать, что в детском саду безопасно. Обнимите малыша, спросите, готов ли тот отпустить вас на работу. Если малыш не чувствует страха, он помашет вам ручкой и спокойно пойдет в группу.

    Читайте также: Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 фраз, которые непременно останутся в памяти ребенка

    Соблюдайте режим

    Некоторые дети не спят днем, а в детском саду им придется укладываться на дневной сон вместе с другими малышами. Педагоги и психологи советуют родителям приучать детей к дневному сну, поскольку неокрепшему организму нужен дополнительный отдых. Ребенок, который не спит днем, часто чувствует усталость, становится невнимательным, капризным.

    Старайтесь соблюдать режим детского сада и дома, в выходные дни. В период адаптации желательно не устраивать дополнительные выходные дни, чтобы крошка привык к тому, что ежедневно он должен посещать детский сад. Уже потом, когда он привыкнет, можно, если есть такая возможность, среди недели оставить ребенка дома и провести время вместе. Но пока проходит адаптация, малыш должен привыкнуть к новому распорядку.

    История мамы

    Вот что рассказала одна молодая мама про адаптацию в ясельной группе своей дочки:

    «Дочка пошла в ясли, когда ей исполнилось 2,10 лет. Первые дни она оставалась на несколько часов, и никаких истерик не устраивала. Наоборот, ей было интересно, ведь в группе столько новых игрушек и есть другие детки, с которыми можно весело проводить время. Родители при расставании вели себя по-разному. Некоторые выскакивали из раздевалки, а ревущего ребенка забирала воспитатель. Кто-то прощался с ребенком по полчаса, многие пытались объяснить, что скоро придут и заберут.

    Детки, в основном, плакали, но были и те, кто спокойно шел с воспитателем. Моя дочка пару дней похныкала, но никогда не цеплялась за одежду, как другие детки, и скандалов не устраивала. Думаю, дети себя ведут так, потому что никогда не оставались без мамы. Я с раннего детства приучала дочь к тому, что у мамы могут быть свои дела. Сначала уходила на непродолжительное время, постепенно увеличивала время отсутствия. Еще помогло то, что дочка очень общительная, любит большие компании, быстро находит общий язык с незнакомыми людьми. Я всегда говорила честно, когда вернусь, и старалась оставить дочку с мужем или бабушкой, когда та занималась чем-то интересным: рисовала, лепила, играла в куклы. Дочка быстро поняла, что я всегда возвращаюсь, и была спокойна, когда я уходила. Но тут еще важно разговаривать на том языке, который поймет ребенок. Например, я говорю, что вернусь, когда дочка проснется или пообедает. Так ей было понятно, ведь с понятием времени она пока не знакома.

    Когда начинается период адаптации, многое зависит от настроя мамы. Если мама будет вести себя спокойно, уверенно, не показывать свои эмоции ребенку, малыш быстрее адаптируется к новым условиям. Слезы при расставании неизбежны первое время, но эмоции улягутся, придет осознание, что каждое утро нужно идти в детский сад, где ждут друзья, увлекательные занятия и веселое времяпрепровождение. Сейчас моей дочери 4,5 года, она очень любит садик и всегда с радостью бежит в группу».

    Читать еще:  Причины и особенности детской ревности. Что делать...

    Плачет каждый день: как помочь ребёнку и себе привыкнуть к жизни в детском саду

    Сентябрь в детском саду — время адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут, родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь и тем и другим. Мы поговорили с психологом Татьяной Паниной и выяснили, как долго может длиться адаптация, нужно ли сидеть вместе с ребёнком в группе, как правильно прощаться и забирать ребёнка из детского сада.

    Сколько может длиться адаптация?

    В норме — 1–3 недели. Если прошёл месяц или даже два, а ребёнок по-прежнему плачет при расставании с родителями, важно обсудить этот момент с воспитателями и, возможно, обратиться к психологу. На какие «красные флаги» обращаем внимание?

    • Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
    • Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы: например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
    • После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и с кем общался.

    Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание на ситуацию.

    Как облегчить адаптацию?

    В идеале — познакомить ребёнка с детским садом до первого дня в группе: погулять рядом, понаблюдать за детьми на прогулке; если это возможно, заранее познакомиться с воспитателем, посмотреть, в какой группе ребёнок будет оставаться. Говорить про детский сад с ребёнком надо честно. Если сказать, что в детском саду дети всё время играют, им весело, то у ребёнка сложится обманчивое впечатление, ведь детский сад — это не игровая комната. Не стоит, конечно же, и создавать негативный образ: «Вот будешь плохо себя вести — в детский сад отдам!» Говорите прямо: в детском саду есть воспитатели, ты сможешь всегда к ним обратиться за помощью, им можно доверять. А ещё будут другие дети, вы вместе будете играть, гулять и заниматься.

    Как правильно прощаться с ребёнком?

    Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт себя в группе, это не значит, что он не переживает.

    Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону, объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.

    «Воспитатель получает не так много денег, а свободного времени остаётся мало. Но я люблю свою работу»

    А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна, ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.

    Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком?

    Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад — это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.

    Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме?

    Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт любимый игрушечный друг, и ему будет проще.

    А как ребёнка из садика правильно забирать?

    Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду. Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем непросто.

    Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку? (И возможно ли это?)

    Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт быстро. А вместе с ней и чувство вины.

    Желаем всем родителям поскорее пройти этот непростой путь привыкания к детскому саду и услышать от детей: «Можно я здесь ещё чуть-чуть поиграю?»

    Рекомендации психолога по адаптации к детскому саду

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

    ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

    ПРИВЫКАЕМ К ДЕТСКОМУ САДУ

    1. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

    2. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.

    3. Иногда детям легче привыкнуть к детскому саду, если в новой для него обстановке есть что-то от дома, например, любимая игрушка. Пусть любимый мишка малыша ходит вместе с ним в детский сад. Расспросите ребенка о том, что с игрушкой происходило в садике, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как чувствует себя сам малыш в детском саду.

    4. Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

    АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

    Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

    При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу
    первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

    Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20 40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

    Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

    Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

    1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
    2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
    3. Развивать подражательность в действиях; «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
    4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
    5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, что ребенок недостаточно самостоятелен в группе. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
    6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

    Что делать, если.

    Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

    1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
    2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
    3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
    4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
    5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении ДОУ.
    6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
    7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
    8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

    Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

    1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
    2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
    3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
    4. Принесите в группу свою фотографию.
    5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
    6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
    7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
    8. Устройте семейный праздник вечером.
    9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
    10. Будьте терпеливы.

    Как приучить ребенка к садику: практическое руководство психолога для заботливых родителей

    Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

    Читать еще:  Рост и вес ребенка в 4 месяца: таблица и нормы

    Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.

    В каком возрасте отдавать ребенка в садик

    Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.

    «Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».

    По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.

    Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.

    В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.

    «Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».

    Как проходит адаптация ребенка в детском саду

    Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.

    Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.

    «Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».

    Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.

    В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.

    «Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».

    Период адаптации ребенка в детском саду

    Как долго будет проходить адаптация, зависит от многих факторов. Имеют значение не только возраст, но также особенности личностного и физического развития малыша, воспитание. Обычно этот период заканчивается в течение одного месяца, но только в том случае, если кроха посещает садик регулярно.

    За это время большинство малышей начинают легче переносить расставание с мамой, улучшается их эмоциональное самочувствие, появляется интерес к коллективу, совместным играм. Но бывает и так, что малыш категорически не настроен на посещение группы, никаких позитивных изменений не происходит ни за месяц, ни за больший срок.

    Если же ребенок начинает болеть, время адаптации в детском саду увеличивается. Как правило, после каждого длительного отсутствия этот период начинается заново.

    «С учетом всех факторов, нормой считается продолжительность адаптации в течение трех месяцев», — уточняет Ольга Архипова.

    Как приучить ребенка к садику, если он плачет

    Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.

    • Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
    • Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
    • Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
    • Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

    Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

    В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения. Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад.

    Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

    С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

    Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

    К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

    Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

    Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.

    1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!

    2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.

    3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.

    4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.

    5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.

    6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.

    7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.

    8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.

    9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.

    «Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector