Доктор Комаровский – С какого возраста нужна ... - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доктор Комаровский – С какого возраста нужна …

Приучение ребенка к горшку: обзор методики Комаровского

Соавтор, редактор и медицинский эксперт — Климович Элина Валерьевна.

Количество просмотров: 14 808

Дата последнего обновления: 20.12.2021 г.

Среднее время прочтения: 5 минут

Приучение ребенка к горшку является одной из актуальных тем для родителей. Естественно, всем хочется, чтобы их малыш как можно быстрее и легче привык к новому для него предмету.

Насчет возраста и методов обучения единого мнения до сих пор нет. Одним из авторитетных специалистов в данной области является врач и популярный телеведущий Евгений Комаровский. К его советам сегодня прислушиваются многие родители. Он предлагает свой путь от подгузника до самостоятельного посещения туалета.

Раннее приучение или выработка рефлекса

Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.

Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.

Оптимальный возраст для приучения к горшку

По мнению доктора Комаровского, возможность контролировать выделительные функции у ребенка появляется в возрасте 2,5–3 лет. Он не отрицает, что есть дети, у которых все получается гораздо раньше, но все же в большинстве случаев родителям стоит ожидать успехов в «общении» с горшком после того, как малышу исполнится 2 года. В вопросе приучения популярный врач также советует ориентироваться на то, что оптимальным возрастом для знакомства детей с горшком является период от 1 года до 3 лет.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Основные принципы приучения к горшку

Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки. Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия.

Следование системе. Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка.

Выбор оптимального времени. Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.

Закрепление успеха. Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.

Фиксация внимания. Акцентировать внимание ребенка нужно не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Малышу будет интересно, как родители достают и открывают этот предмет, учат, как снять трусики и надеть их обратно. Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции.

Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Прикорм: сроки и правила

Прикорм — это все то, что потребляет малыш, кроме материнского молока и молочных смесей, в первый год жизни. Цель прикорма — приучение ребенка к обычной, взрослой еде.

Детский врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий

Когда начинать прикармливать ребенка?

Конкретного ответа на этот вопрос нет. Существует множество рекомендаций от авторитетных всемирных организаций (ЮНИСЕФ и ВОЗ), однако все они сводятся к двум полярно различным принципам:

  • мнение первое — начинать прикорм можно с 4-6 месяцев;
  • мнение второе — начинать прикорм можно с 6 месяцев.

Наиболее популярна вторая позиция.

В основном мнения экспертов по поводу прикорма выглядят так:

  • прикорм до 4 месяцев осуждается;
  • прикорм с 4 месяцев не рекомендуется;
  • п.

Оформите подписку, чтобы посмотреть полную версию

Подписывайтесь на наш телеграм

и получайте наши новости и полезные материалы

Вы не авторизованы!

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нам пять месяцев, и у нас небольшой недовес, при рождении 3.970 было, сейчас 7.280. Малыш хорошо себя чувствует, но у всей родни паника, что у него недовес, все считают, что я недокармливаю парня из груди, подскажите, стоит ли сейчас вводить докорм адаптированной смесью или стоит начать прикорм? Педиатр сказала нам, что недовес небольшой и можно начинать прикорм. Подскажите, что же все таки делать в данной ситуации? Заранее очень благодарна за ответ!

Добрый день, Доктор! Подскажите, пожалуйста, как правильно вводить овощи в прикорм? Нам 7 месяцев, мы едим 5 раз в день и два кормления полностью заменены на кефир+творог и на кашу+смесь. Теперь не могу разобраться как быть с овощами. Например, мы начали давать морковку. Как долго ее давать прежде чем мы попробуем другой овощ или фрукт? А еще вопрос какой объем порции должен быть и как он увеличивается с каждым месяцем? Когда я жила в Германии там баночное питание продавали уже в рекомендованном количестве и вопросов не было. Сейчас мы живем в США и тут не так очевидно количество одной порции, на упаковке пишут например 8-9 месяцев и пойди пойми сколько же давать.

Врач Ольга Георгиевна (Ассистент Еок)

Добрый день.
Желательно каждый новый продукт вводить с интервалом не менее 5 дней.
Посмотрите видео:
«10 правил введения прикорма» https://www.youtube.com/watch?v=skp91kG1kdE&t=8s
«Правила введения прикорма» https://www.youtube.com/watch?v=JKRmm_YfS24
«Прикорм» https://www.youtube.com/watch?v=jxp_nYUxCPU&t=17s

Спасибо, Ольга Георгиевна!

И опять у меня дилемма, Евгений Олегович! Нам 6 месяцев, но мы не сидим еще- получается вводим прикорм или, согласно вышеперечисленным пунктам, все- таки ждем пока сядет?
Только не смейтесь))) я наверное что то не понимаю или пропустила

Врач Ольга Георгиевна (Ассистент Еок)

Добрый день.
Ранее 6 мес. прикорм не начинаем. Но все индивидуально. Уверенна, что у Вас все получилось ))

Доктор, добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком возрасте можно вводить в прикорм бурый рис, дикий рис, перловку, пшенку, макаронные изделия из цельнозерновой муки твердых сортов пшеницы, свежие яблоки и груши, да и другие фрукты в свежем виде.
Нам 11 месяцев, уже очень хочу давать ребенку вышеперечисленные продукты.
И хочу в очередной раз сказать огромное спасибо за Ваш труд! Читаю , смотрю видео, смотрю школу, посещаю журнал и не устаю ВАС благодарить! Планирую приобрести Аудио книги , так как читать получаеться выборочно.

В 11 месяцев все перечисленное выше вводить в прикорм уже можно.

Евгений Олегович, здравствуйте! Скажите пожалуйста, ребёнок(3,5года) перед тем как заснуть, лежит и крутит быстро головой справа налево и наоборот. Получается как будто она себя укачивает. Вот такой обязательный ритуал перед сном. Пройдёт ли это со временем?И вообще, это не страшно?

Читать еще:  Доктор Комаровский о том, что делать с капризным...

У нас такая же ситуация с верчением головой. Где-то есть статья автора на эту тему. Вроде как такое явление норма. Со временем пройдёт.

Здравствуйте! Нам 5 месяцев и мы на грудном вскармливании. Как вы и рекомендуете этот месяц активно готовлюсь, читаю, анализирую информацию. Руки уже ужасно чешутся, но я держусь)
Склоняюсь к тому, что бы начать прикорм с кефира по вашей схеме. Возник вопрос. Как быть с кашами. Вы советуете начинать с 2-3 ложек (как и любой новый продукт) в последнее кормление, а как проследить реакцию? Или в первой половине дня, когда начинаем вводить продукт докормить кефиром с творогом, а после того как реакция нормальная заменит последнее кормление?

Доктор, разъясните пожалуйста для особо «одаренных»! Я запуталась! Про холодное питье и еду. В одном видео вы говорите, что до года желудок ребенка воспринимает только теплое питье и пищу. В другом вы говорите, что в Европе с рождения дают холодное или комнатной температуры и это нормально, так как никто ребенку в природе не подогревает не пишу ни воду. Так как все таки поить и кормить. Напишите, пожалуйста точный рецепт.
1)еда (молоко, смесь, прикорм) до года и после года.Как? Сколько? И в каких количества давать холодного, комнатной температуры или теплого.
2) вода, чай, соки, морсы, компоты до года и после года. Как? Сколько? И В каких количества давать холодного, комнатной температуры или теплого.
Лучше это будет выглядеть в виде таблицы. Ещё про прикорм хотела узнать, у меня баночки в холодильнике хранятся, я только начала прикармливать начинали с пол чайной ложки, уже дошли до трёх. Ведь это такое небольшое количество, что пока он глотает это ведь нагревается во рту уже до нужной температуры. Точно так же и со смесью из бутылочки ведь такие маленькие струйки что они наверняка нагреваются во рту. Так как в итоге? Все подогревать или нет? Разъясните пожалуйста, в разных видео разная информация либо я чего то не догоняю.Заранее благодарю за ответ

Терешонков Сергей Анатольевич

Мы начали прикорм с 4,5 месяцев, начали с кабачка, т.к. был запор у ребенка, без микролакса не мог никак. Врач назначил кабачок. Далее с 5 месяцев начали кашки безмолочные. А в статье говорится, что это не правильно в таком возрасте начинать прикорм. А исключений по рекомендации врача не может быть?

1. Можно ли делать кефир, творожок из своего грудного молока?
2. Опять же можно ли варить каши на грудном молоке? Или лучше сварить на воде , пробить блендером с добавлением грудного молока до нужной консистенции?

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Здоровье с доктором Комаровским: 8 главных правил здорового детского сна

Почему младенцев не стоит укачивать, и так ли важен режим для маленького ребенка?

Как нормализовать сон малыша? Сколько должен спать младенец? Можно ли ребенку спать в одной кровати со взрослыми? Об этом рассказывает детский врач, кандидат медицинских наук, телеведущий Евгений Комаровский.

Читать еще:  Доктор Комаровский о молоке

Правило №1

Качество и продолжительность сна родителей не менее важны, чем сон малыша. Семья полноценна и счастлива тогда, когда мама и папа имеют возможность спать 8 часов в сутки. Чтобы добиться этого, придется проявить терпение и даже строгость – отказаться от укачивания, сократить дневной сон, сменить микроклимат в спальне. Подробнее об этом – ниже.

Правило №2

Не семья должна подстраиваться под режим младенца, а наоборот. Если вам удобно засыпать в 23 часа, а вставать в 7 утра, пусть ребенок привыкает именно к такому расписанию. Если вы ложитесь и встаете позже, ничего страшного. Правило для младенцев одно: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет. Утверждение о том, что «самый здоровый сон у ребенка – это сон до полуночи», не более, чем миф.

Правило №3

Заранее решите, где будет спать малыш. Лет до трех оптимальный вариант – детская кроватка в спальне родителей. Затем ребенка уже можно переселять в отдельную комнату. Что касается совместного сна, то его большинство педиатров не поощряют, однако здесь не все так однозначно.

Правило №4

Хотите, чтобы ребенок хорошо спал ночью? Не допускайте лишнего сна днем. Есть данные о суточной потребности детей во сне – на них и ориентируйтесь (см. таблицу). Если вам нужен восьмичасовой ночной сон, высчитайте, сколько часов ребенок может при этом проспать днем, и придерживайтесь этой цифры. Не бойтесь разбудить малыша!

Правило №5

Оптимизируйте кормления. До трех месяцев малыш может есть ночью один-два раза, до шести месяцев – один раз. После этого ребенок биологически не нуждается в ночном кормлении. Чтобы он спал спокойно, можно сделать так: слегка недокормить в предпоследнее кормление и максимально сытно накормить непосредственно перед ночным сном.

Правило №6

Чем активнее ребенок проведет день, тем крепче будет спать ночью. Прогулки , игры с мамой, физическая активность только приветствуются. При этом ближе к вечеру важно сократить эмоциональные нагрузки. Пусть малыш перед сном слушает тихие добрые сказки и колыбельные. Перед последним кормлением малыша можно искупать в большой ванне в прохладной воде, сделать ему массаж.

Правило №7

Проветривайте, чаще делайте влажную уборку, установите в детской увлажнитель воздуха и термометр. Идеальная температура воздуха в детской спальне – от 16 до 20°С, идеальная влажность – 50- 70%. Малыш при этом может спать в теплой пижаме.

Правило №8

Позаботьтесь о качестве спального места. Матрас подберите плотный и ровный, который не прогибается под весом младенца. Постельное белье – из натуральных тканей. И до двух лет – никаких подушек! И не забывайте о качественном подгузнике. Он должен быть удобным, надежным и безопасным.

Как быть с укачиванием?

Некоторые младенцы не могут уснуть без укачивания, пустышки, маминых рук, груди и других ритуалов. Родители, боящиеся истерик, обычно не в силах отказать деткам. Доктор Комаровский уверен: это неправильно.

– Если мама полночи укачивает младенца, она не только не высыпается, но и вполне может заработать проблемы со спиной, – подчеркивает Евгений Олегович. – А малышу нужна здоровая и счастливая мама! Кроме того, у детей довольно слабый вестибулярный аппарат. При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. Так что и для малыша укачивание не полезно. Выход один – отучить.

Да, это сложно, но доктор уверен: вполне реально два- три дня отказывать младенцу в привычных ритуалах и терпеть его плач ради крепкого сна всех членов семьи. Важно: вы должны быть уверены, что плачет ребенок именно из-за этого, а не потому что голоден, замерз или заболел!

Плановые осмотры детей до года – таблица графика врачей

Диспансеризация детей до года – важный процесс, пренебрегать которым нельзя. Многие заболевания поддаются успешному лечению, если выявлены в младенчестве. Именно посещение обязательных врачей до года избавит малыша от серьезных проблем со здоровьем, когда он вырастет.

Диспансеризация предполагает ежемесячные визиты к докторам, которые необходимы для контроля над процессом развития новорожденного, наблюдения за его состоянием здоровья. Специалисты также отвечают на вопросы родителей, касающиеся ухода, кормления, гигиены, развития младенцев в возрасте до 1 года. Наблюдение осуществляется по родовому сертификату, который будущая мама получает, когда она еще беременна. Этот документ обязывает медиков и родителей провести ряд осмотров ребенка и взять у него основные анализы. План диспансерного наблюдения предусматривает, что ребенок должен проходить каждый месяц осмотры у педиатра, а также в определенные периоды посещать узких специалистов в детской поликлинике по месту прописки или частном медицинском центре.

Чтобы зарегистрировать ребенка в поликлинике, нужно принести страховой полис новорожденного и его свидетельство о рождении. Кроме того, во время осмотров нужны следующие вещи:

  • подгузник;
  • одноразовая впитывающая пеленка;
  • смена одежды для ребенка;
  • влажные и сухие бумажные салфетки;
  • соска, бутылочка.

График прохождения врачей до года (по месяцам)

В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.

Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года

ВозрастВрачНеобходимые анализы
НоворожденныйПедиатрАудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию
1 месяцПедиатр, детский хирург, офтальмолог, неврологУЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг
2 месяцаПедиатр
3 месяцаПедиатр, травматолог-ортопед, неврологАудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови
4 месяцаПедиатр
5 месяцевПедиатр
6 месяцевПедиатр, невролог, детский хирургОбщие анализы мочи и крови
7 месяцевПедиатр
8 месяцевПедиатр
9 месяцевПедиатр, стоматологОбщие анализы мочи и крови
10 месяцевПедиатр
11 месяцевПедиатр
12 месяцевПедиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматологОбщие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови

Плановые осмотры специалистами ребенка до года

Помимо педиатра, ребенка должны осматривать узкие специалисты. Это необходимо для профилактики и ранней диагностики заболеваний, проверки уровня и темпов развития и др.

В первый год жизни ребенку необходимо пройти 6 осмотров в плановом порядке: в роддоме, и по месяцам – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

В роддоме

Новорожденных детей в роддоме осматривает педиатр, который измеряет рост, вес, окружность груди и головы, проводит оценку по шкале Апгар. При отсутствии противопоказаний и при согласии родителей в первые сутки делается прививка против вируса гепатита В, на третьи – БЦЖ. На четвертые сутки проводится неонатальный скрининг (у недоношенных детей – на седьмые сутки). Он представляет собой обследование новорожденных по государственной программе с целью наиболее раннего обнаружения серьезных генетических болезней. При условии раннего обнаружения эти заболевания либо не развиваются далее, либо не дают осложнений. Скрининг выполняется путем забора крови из пятки ребенка и дальнейшего нанесения ее на тест-полоску, которая затем проверяется в лаборатории.

В 1 месяц

Педиатр измеряет рост и вес ребенка, окружность груди и головы, размеры большого родничка. Врач также должен осмотреть место прививки БЦЖ. Помимо педиатра, ребенку нужно пройти осмотры у детского хирурга, невролога, офтальмолога, сделать ряд УЗИ и аудиоскрининг. Рекомендуется сначала пройти УЗИ, с результатами которых затем идти к профильным специалистам. Если нет противопоказаний, то в этом возрасте также проводится повторная вакцинация от вируса гепатита В.

  • Детский хирург осматривает ребенка на предмет таких патологий, как грыжи, вывихи и т. д., оценивает особенности строения опорно-двигательного аппарата и скелета, осматривает наружные половые органы (для мальчиков).
  • Невролог получает от родителей информацию о поведении ребенка, оценивает нервно-психическое развитие. Если выявлены отклонения, то малыша относят к определенной группе риска.
  • Офтальмолог проверяет остроту зрения, оценивает то, как ребенок фокусирует взгляд на каком-то объекте. Также специалист проверяет состояние слезных протоков, глазных мышц, век, глазного дна.

В 3 месяца

Сначала следует сдать общий анализ мочи и общий анализ крови, пройти аудиологический скрининг, если он не проводился ранее либо его результаты вызывают сомнения. Затем с результатами нужно идти к педиатру, который измеряет большой родничок, вес и рост ребенка, окружность его головы и груди, осматривает место прививки БЦЖ.

  • Травматолог-ортопед проверяет, есть ли дисплазия, на основе осмотра и УЗИ тазобедренных суставов. Если данное заболевание вовремя не обнаружить и не лечить, ребенок, когда вырастет, может стать инвалидом.
  • Невролог проводит осмотр с целью оценки психомоторного развития.

В 6 месяцев

Необходимо сдать общий анализ мочи и общий анализ крови. С результатами нужно посетить педиатра, который, помимо стандартных замеров, осматривает ротовую полость и отмечает, сколько у ребенка уже имеется зубов. В возрасте полугода рекомендуется начать вводить прикорм. Педиатр предоставляет информацию об этом, отвечает на вопросы родителей, а также принимает решение о проведении вакцинации от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка и вирусного гепатита В.

Читать еще:  Доктор Комаровский о том, почему ребенок потеет во сне

Также врач даст направления к профильным специалистам.

  • Детский хирург осматривает малыша для выявления патологий развития скелета, опорно-двигательного аппарата и др.
  • Невролог проводит плановое сравнение психомоторного развития с нормами.

В 9 месяцев

Сначала ребенок должен сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. Далее проводится стандартный осмотр педиатром. После него ребенок направляется к стоматологу, который:

  • оценивает, есть ли патологии на уздечке языка, языке, небном язычке, деснах;
  • консультирует родителей о гигиене полости рта, уходе за зубами, дает рекомендации о том, как уменьшить неприятные ощущения для ребенка в период прорезывания зубов.

В 1 год

Ребенку нужно сдать анализы крови – общий и на глюкозу – и общий анализ мочи. Ему также проводится ЭКГ – электрокардиография. С результатами анализов и обследования ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет стандартный осмотр, сделает отметку о количестве зубов. В этом возрасте делается реакция Манту. Через трое суток оценивается результат. Затем делаются прививки от краснухи, кори, паротита. Кроме этого, ребенок посещает следующих специалистов:

  • отоларинголог (ЛОР) – осматривает уши, носовые ходы, горло, консультирует родителей по уходу за слизистыми для профилактики воспалений и простуд;
  • детский хирург – проводит осмотр живота (для исключения грыжи), наружных половых органов (у мальчиков);
  • детский психиатр – оценивает психическое развитие ребенка;
  • офтальмолог – осматривает глазное дно, оценивает остроту зрения (сравнивает с нормой), проводит проверку на косоглазие и назначает при необходимости коррекцию очками или лечение;
  • стоматолог – оценивает количество и состояние зубов, прикус.

В случае необходимости может быть назначено УЗИ.

Как проявляется коронавирус у детей и как лечить его правильно: рекомендации врача

Коронавирус у детей до сих пор считают неоднозначным заболеванием. Есть мнение, что он протекает бессимптомно и совершенно не опасен для малышей и подростков. Но также есть данные о тяжелом течении болезни, ее рисках и долгосрочном негативном влиянии на детский организм.

Чем же опасно заболевание в детском возрасте? Каковы первые признаки коронавируса у детей? Какие меры нужно принимать в первую очередь родителям? И какое лечение будет эффективным? На эти вопросы Общественной службе новостей ответила доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней Клинического здоровья детей Первого МГМУ им.Сеченова Альфия Аминова.

Болеют ли дети коронавирусом

В детском возрасте коронавирусная инфекция встречается реже, чем во взрослом, однако случаи заболевания фиксируются и в мире, и в России. Более того, заболеваемость растет, о чем говорят статистические данные.

В одном из ранних интервью министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко отметил, что на детей приходится около 15 процентов всех случаев коронавирусной инфекции, зафиксированных в стране. А примерно каждый десятитысячный случай болезни заканчивается гибелью ребенка, при этом госпитализируются один-два процента заболевших детей.

«По данным ЮНИСЭФ на 21 ноября 2021 года их 3,3 миллионов случаев смертей 0,4% или более 11700 случаев приходится на детей и подростков, – отмечает Альфия Аминова. – При этом 42% умерших от COVID-19 – пациенты в возрасте от 0 до 9 лет».

Симптомы коронавируса у детей

Признаки коронавирусной инфекции у детей неспецифичны и разнообразны, а потому родителям сложно сразу заподозрить вирус COVID-19. Болезнь может протекать по типу респираторного заболевания, со всеми характерными для него симптомами: насморком, болью в горле, кашлем. А может «маскироваться» под острую кишечную инфекцию, и тогда у маленького пациента будут наблюдаться признаки интоксикации, понос, нарушения пищеварения.

«Четко очерченной симптоматики в детском возрасте нет, – уточняет Альфия Аминова. – Часто болезнь протекает бессимптомно».

Но в некоторых случаях родители все же могут насторожиться и вовремя заподозрить опасное заболевание. Первыми признаками вирусной инфекции у ребенка станут:

  • лихорадка – повышение температуры до 38 градусов;
  • общая слабость и вялость;
  • тошнота, рвота, боли в животе.

По словам врача, куда реже заболевание начинается с затруднения носового дыхания и исчезновения осязания.

Как проявляется коронавирус у детей разного возраста

Клиническая картина дебюта COVID-19 во многом зависит от возраста.

  • Груднички. У малышей первого года жизни симптомами коронавируса являются отказ от еды, вялость и сонливость. Эти признаки проявляются на фоне повышения температуры тела.
  • 1-3 года. Для крох этого возраста характерно бессимптомное течение болезни. Оно связано с особенностями иммунитета малышей, так как он дает неактивный противоинфекционный ответ.
  • 4-6 лет. Для малышей дошкольного возраста характерны боли в животе, тошнота и рвота, диарея и слабость. Как правило, наблюдается и повышение температуры тела.
  • 7-12 лет. Клиническая картина болезни меняется. Симптомами и признаками коронавируса у детей могут служить как нарушения со стороны пищеварительной системы, например, боли в животе, диарея, тошнота и рвота. Но также течение может проявляться респираторной симптоматикой: возникают заложенность носа, потеря обоняния. При этом кашель возникает редко, а если появляется, то начинается с навязчивого покашливания, переходящего в сухой приступообразный кашель.

«У подростков встречаются такие же симптомы коронавируса, как и у взрослых, – отмечает Альфия Аминова. – Это головная боль, сонливость, вялость, повышение температуры. Однако температурная реакция может быть разной – от 1-2 суток до 9-10 дней. А общим признаком является низкая эффективность жаропонижающих средств».

Как протекает коронавирус у детей по дням

Определенной последовательности симптомов COVID-19 в детском возрасте не существует. Реакция организма на встречу с вирусом зависит от многих факторов:

  • возраста маленького пациента;
  • штамма вируса;
  • иммунологической реактивности;
  • характера контакта;
  • источников заражения.

Предугадать, как именно будет развиваться болезнь, невозможно, поэтому при первых признаках заболевания родителям необходимо вызвать врача.

«Вызов врача обязателен, даже если заболевание проходит легко и почти без симптомов, – комментирует Альфия Аминова. – Нельзя заниматься самолечением. Допустимо только использование симптоматических жаропонижающих средств, рекомендовано обильное питье».

Чем лечить коронавирус у детей

При выявлении признаков коронавируса у ребенка врач назначит диагностику. Малышам, так же, как и взрослым, делают ПЦР-тест. На его проведение требуется время. Поэтому диагноз, даже если родители вызвали врача при появлении первых симптомов коронавируса у ребенка, ставят обычно на второй-третий день заболевания.

Важно, чтобы лечение коронавируса у детей проходило под контролем и по рекомендации врача. Доктор назначит терапию в зависимости от клинической картины и на основании существующих медицинских рекомендаций и стандартов. Тактика лечения зависит от тяжести течения заболевания. Если оно проходит в легкой форме, малыш может оставаться дома. Лечение «тяжелых» пациентов проводят в стационаре детской больницы.

Восстановление после коронавируса у детей

«К сожалению, последствия перенесенной короновирусной инфекции иногда протекают более тяжело, чем само заболевание, – отмечает Альфия Аминова. – Постковидный синдром может быть представлен в виде сниженного иммунитета, нарушений микробной флоры, поражения печени. Очень тяжело протекает мультивоспалительный синдром, который развивается через несколько месяцев после перенесенного COVID-19. Он представляет серьезную опасность для жизни. Один из самых неблагоприятных исходов коронавирусной инфекции – развитие кавасаки-подобного синдрома, который протекает с поражением коронарных сосудов сердца».

Родителям важно контролировать восстановление детского организма после перенесенного заболевания и делать это следует под контролем врача. Если болезнь прошла легко и завершилась без осложнений, необходимо:

  • обратить внимание на соблюдение режима дня;
  • избегать переутомлений;
  • соблюдать диету;
  • закаливать ребенка;
  • записать его в спортивную секцию или следить, чтобы он занимался физическими упражнениями;
  • обеспечить питание, богатое витаминами и микроэлементами.

Профилактика коронавируса у детей

Чтобы защитить ребенка от заражения опасной болезнью, нужно заботиться о повышении иммунной защиты его организма. При этом важно избегать контактов с больными людьми, с признаками ОРВИ и «простуды», а пока продолжается пандемия, не стоит посещать массовые мероприятия, где риск инфицирования особенно высок.

Также врач советует соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, не сидеть долго у компьютера и других гаджетов. Если есть возможность, нужно гулять на свежем воздухе, а занятия физкультурой и спортом должны стать привычными. Улучшает иммунную защиту гигиена жилых помещения: в сезон вирусных инфекций проветривать и делать влажную уборку дома нужно как можно чаще.

Прививка от коронавируса детям

«В России в настоящее время зарегистрирована прививка от новой коронавирусной инфекции для детей, – отмечает Альфия Аминова. – Это вакцина «Спутник М», предназначенная только для подростков от 12 до 17 лет».

Но даже если малышу пока рано проходить вакцинацию от коронавируса, важно обеспечить его защиту от других вирусных инфекций, которые могут ослабить иммунную защиту детского организма и сделать его более восприимчивым к COVID-19. Поэтому детям рекомендовано сделать прививку от гриппа, а малышам до 1 года – провести вакцинацию еще и от ротовирусной инфекции, так как обычно в детстве очень сложно отличить течение коронавируса от ротовируса.

Если у малыша все же был контакт с заболевшим, поддержать защитные силы его организма помогут витамины C и D, а доктор может порекомендовать прием противовирусных средств.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector