Доктор Комаровский о пеленании и о том, как от него отучить - Детский портал
Agunja.ru

Детский портал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доктор Комаровский о пеленании и о том, как от него отучить

Доктор Комаровский о пеленании и о том, как от него отучить

Еще лет 20 назад родители новорожденных были куда спокойнее: перед ними не стоял животрепещущий вопрос о том, надо или не надо пеленать ребенка. Тогда пеленали всех, и это было нормально.

Сегодня противники пеленания до невроза доводят еще беременную женщину, которая решила поинтересоваться в интернете, стоит ли пеленать чадо после рождения. Запеленутым грозят отставанием в развитии, мышечными зажимами и судорогами, нарушениями нервной системы.

Доктор Комаровский рассказывает, как правильно относиться к пеленкам, пеленать или нет, и до какого возраста это можно делать.

Пеленать — опасно?

Пеленку, считает Комаровский, можно по праву считать древнейшим элементом детской одежды. Ее использование исторически было обосновано — она защищала малышей от воздействия внешней среды, позднее она стала способом сэкономить на одежде, ведь малыши растут очень быстро, и обычной одежды на них просто не напасешься.

Хорошая большая пеленка — отличный вариант до полугода не переживать о покупке детской одежды.

Пеленание долгое время не имело альтернатив. Советские врачи настоятельно рекомендовали пеленать и делать это потуже, чтобы «ноги выравнивались», а также «чтобы характер не показывал». Но постепенно взгляды на пеленание менялись.

Проводились исследования, которые убедительно доказали, что у младенцев, от рождения обладающих кривыми ногами, пеленание ничего не изменило. Также стало очевидно, что малышам в туго затянутых пеленках труднее дышится.

В какой-то момент общественность вообще пришла к выводу, что пеленка представляет собой насилие над личностью малыша, которому взрослые жестоко не дают занять то положение, которое ему самому хочется в соответствии с его физиологическими текущими потребностями.

Тугое пеленание записали в перечень вредных и опасных. В качестве альтернативы мамам, которые остались без пеленания, предложили свободное пеленание. При таком пеленании ребенок имеет возможность шевелить руками и ногами, ему легко и непринужденно дышится и вообще — его права и свободы полностью соблюдены. Но и тут все оказалось не так просто.

Запеленутый свободно ребенок выглядит не так аккуратно и презентабельно, как новорожденный, которого при помощи пеленки превратили в ровный «столбик». Это, по словам Комаровского, может не устраивать бабушек и других родственников-представителей старшего поколения.

Но это не самое страшное. Не так давно появились сообщения со ссылкой на авторитетные (но никому, правда, незнакомые) источники, которые заверили всех молодых мам и тех, кто готовится вступить в их ряды, что любое пеленание — вред и опасность. Появились психологи, которые доказывают, что запеленутые дети не будут во взрослом состоянии инициативными, самостоятельными, что у них тормозятся психомоторные процессы.

Евгений Комаровский призывает мам и пап не принимать такую информацию близко к сердцу уже хотя бы той причине, что большинство из них сами выросли в пеленках, к тому же именно из пеленок вышли величайшие умы человечества, поэты и ученые, революционеры и президенты разных стран, всех пеленали, и это никак не отразилось на их индивидуальных качествах.

Поэтому придавать пеленанию такое большое значение нерационально, глупо. Психологи, с пеной у рта доказывающие вред от пеленания, тоже выросли в пеленках, напоминает Евгений Олегович.

Опасно ли пеленать? Нет, не опасно. А полезно ли не пеленать? Точно в такой же степени, как и пеленать. И тот, и другой способ вырастить малыша в первые месяцы его жизни имеют право на существование. То, каким вырастет человечек, зависит от его генетических особенностей, воспитания, полученного в детстве, темперамента, образования, состояния его здоровья, психологического климата в семье, но не от отсутствия или наличия пеленок в самом нежном возрасте.

Не существует ни одного убедительного научного исследования, которое доказывало бы вред от пеленания хоть на физическом, хоть на психологическом уровне для малыша.

Комаровский призывает родителей сохранять спокойствие и самостоятельно выбирать — пеленать или нет. Любой вариант будет обоснованным, верным и, безусловно, полезным для малыша.

Кому это выгодно?

Распространять устрашающие истории о несчастной судьбе всех, кого пеленают, выгодно, по мнению Комаровского, производителям и продавцам детской одежды. Обычно красивые миниатюрные вещи на кроху с рюшечками и прочими маленькими прелестями стоят на несколько порядков дороже, чем обычные прямоугольные пеленки, даже если вторые — большие, добротные и красивые. Миф о вреде пеленания позволяет производителям и продавцам детских вещичек заработать очень большие деньги.

Отчасти миф о вредности пеленания выгоден и производителям подгузников, но в меньшей степени, поскольку сегодня ими пользуется большинство мам вне зависимости от того, пеленают они или нет: они используют удобные во всех отношениях одноразовые подгузники.

Польза пеленок и отказа от них

Поколениями родители замечают, что ребенок в пеленке спит спокойнее — у него нет спонтанных всплесков ручками, он не царапает себя, не будит себя среди ночи, он проще укладывается и быстрее засыпает. Однако и отказ от пеленок имеет свои преимущества. К ним Комаровский относит отсутствие необходимости постигать науку пеленания. Это бывает непросто, особенно с первенцем, и особенно отцам, которые остаются с малышом, если маме нужно куда-то отлучиться.

Летом, когда на улице стоит жара, в пеленках ребенок быстрее рискует перегреться. Стирать и сушить пеленки труднее в силу того, что места для них в развешенном состоянии требуется больше, чем для распашонок, да и сохнут они дольше.

При свободном пеленании ребенок рискует распеленаться в самый неподходящий момент. Если это случится ночью, малыш может замерзнуть.

Эти достоинства, говорит Комаровский, не настолько значительны и принципиальны, чтобы родители тратили на решение этого вопроса свои нервы. Если есть желание пеленать (научиться пеленать) — в добрый путь! Если не хочется этого делать — запасайтесь штанишками и распашонками. На здоровье ребенка, по словам Евгения Комаровского, это никаким образом не повлияет.

Когда пеленка необходима?

Необходимость в пеленке есть у ребенка, которому установлен диагноз «дисплазия тазобедренного сустава».

При этом рекомендуется применять широкое пеленание, чтобы ножки ребенка постоянно находились в разведенном в бедрах положении.

Также в пеленке может возникнуть необходимость, если ребенок категорически отказывается засыпать без нее. При этом вовсе не обязательно пеленать чадо круглыми сутками, можно пеленать только на ночь до возраста, в котором такая потребность исчезнет.

У одних малышей пеленание заканчивается в три месяца, других приходится пеленать до 6-7 месяцев. Отучить малыша от пеленки проще, чем кажется. Кода приходит время, малыш просто сам отказывается от нее и с легкостью засыпает без пеленания.

Если попробовали и возникли трудности, лучше опять вернуться к старой доброй пеленочке и дать малышу время еще немного побыть в ней.

Перестать ребенка пеленать, если он против, только потому, что так требуют подруги, соседи, детские психологи из интернета или знакомые педиатры — безрассудно. Всему свое время.

Родителям на заметку

Если принято решение пеленать, выбирайте только пеленки из мягких и натуральных тканей. Также нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не проводил много времени в мокрой пеленке. Подгузник имеет способность впитывать мочу и не так сильно раздражает нежную детскую кожу. Мокрая пеленка ничего не впитывает, а потому вероятность опрелостей и потницы, а также аллергической реакции на мочевину, возрастает.

Стирать пеленки Комаровский рекомендует исключительно детскими гипоаллергенными порошками и тщательно полоскать в воде, лишенной хлора путем предварительного кипячения. Мокрую пеленку нельзя просто высушить и использовать снова. Стирать и гладить — обязательно.

Рекомендации доктора Комаровского о пеленании смотрите в следующем видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

К вопросу о вредности пеленания

Пеленка — основной предмет младенческой одежды вот уже несколько тысяч лет. Пеленка — явление элементарное, простота конструкции не дает никаких шансов отличиться дизайнерам и стилистам. Пеленка — доступно, удобно, привычно. Но так ли все однозначно?

Исторически в основе использования пеленок лежат, по-видимому, экономические причины. Классическая человеческая одежда — с рукавами и штанинами — строго адаптирована к размерам тела. Очевидно, что коль скоро размеры этого самого тела существенно меняются в течение двух недель, то нормальной одежды не напасешься. А пеленка — при условии, что на размерах никто не будет экономить изначально — позволяет по крайней мере полгода о новой одежде не думать.
Отношение общества и медицинской науки к пеленанию в течение многих десятилетий оставалось более или менее стабильным.
— Надо ли пеленать?
— Надо!
— А как пеленать?
— Выровнять ручки, выровнять ножки, а все остальное скрутить, обмотать потуже и зафиксировать, чтоб не дергался.
— А зачем потуже?
— Чтоб ножки были ровненькие, чтоб знал, кто в доме хозяин.
Постепенно взгляды поменялись. Многочисленные исследования выявили совершенно удивительный факт — оказывается, кривая нога не становится ровной, как ее туго ни обматывай. Оказывается, ровность ног вообще к технике пеленания никакого отношения не имеет. Оказывается, туго запеленатому дитю тяжелее дышать. Более того, мудрые доктора пришли к выводу, что не надо насиловать младенца! Ибо если все без исключения дети, стремятся занять определенную позу — поджать ножки, согнуть ручки, — то, по-видимому, именно эта поза является для ребенка наиболее физиологичной, т. е. удобной и естественной.
И на основании столь простого и столь логичного вывода тугое пеленание было подвергнуто нещадной критике и кануло в лету под давлением прогрессивной медицинской и родительской общественности. На смену пеленанию тугому пришло пеленание свободное — как символ демократии и уважения к правам человека.
Ребенок, запеленатый свободно, имеет возможность двигать конечностями и принимать положение, удобное именно для него. Казалось бы, достигнут консенсус. Свободное пеленание — оптимально, удобно, традиционно, удовлетворяет потребности и детей, и родителей. Да, некоторых бабушек такое пеленание не устраивает, главным образом по причинам эстетическим. Ну разве можно сравнить удивительный по красоте, изящный, правильный и ровненький валик, получающийся при тугом пеленании, и неаккуратное, дрыгающееся, мешкообразное образование, созданное посредством свободного пеленания?
Но с бабушками договориться можно. Нет, в конце концов, человека, которого нельзя убедить посредством рассуждений о свободе и правах.
И все было бы хорошо, как вдруг. Вдруг, в десятках стран, в сотнях средств массовой информации появились многочисленные сообщения о том, что пеленание, оказывается, в принципе очень вредно. И даже свободное пеленание — это не свобода никакая, а всего лишь свобода перемещаться в замкнутом пространстве (аналогия со свободой перемещения по территории тюрьмы). Более того, появились тысячи особых специалистов — детских психологов, аргументировано доказывающих, что, пеленая детей, мы, оказывается, с рождения ограничиваем восприятие мира, нарушаем формирование осязательной функции, препятствуем гармоничному развитию человеческой личности, тормозим индивидуальность и вообще: воспитание личности, достойной жить в XXI веке, и использование пеленок — понятия несовместимые.
Миллионы родительских пар пребывают в унынии и растерянности. Бедные наши детки. По нашему преступному родительскому неведению будут они, прошедшие сквозь адовы муки пеленок, теперь отсталыми, негармоничными, недоразвитыми, безынициативными. А эти хитрюги, что в ползунках и распашонках с рождения, будут теперь нашими командовать и помыкать ими всячески.
Но что же делать? Как исправить? Понятно, что родить следующего и о пеленках забыть — самое мудрое решение, но ведь и этого, отсталого-негармоничного, жалко.
Сказать по правде, кого действительно жалко — так это бедных родителей. Создается впечатление, что родительский инстинкт способен оказывать подавляющее влияние на элементарный здравый смысл.
Обратите внимание:

Читать еще:  Доктор Комаровский - Ложный круп у детей

Формирование полноценной и гармонично развитой человеческой личности действительно определяется множеством факторов: индивидуальными, генетически обусловленными особенностями темперамента, общим состоянием здоровья вообще и лечением конкретных болезней в частности, системой педагогического и религиозного воспитания, страной обитания. Особую и, пожалуй, наиболее важную роль играет психологический климат в семье, сформированная система ценностей, с учетом количества детей, наличия обоих родителей и их контактов друг с другом, с детьми, с собственными родителями. Все упомянутые факторы очень важны и их влияние на формирование ребенка доказано безоговорочно. В то же время, не существует ни одного полноценного, подлинно научного исследования, доказывающего связь пеленания и проблем развития личности.
Таким образом, научной и логичной мотивации отказа от пеленания не существует, и на этом основании можно сформулировать главное правило: пеленать или не пеленать ребенка — личное дело его родителей, определяющееся их желаниями, возможностями, образом жизни.
В антипеленочной пропаганде, по крайней мере, в нашей стране, отчетливо прослеживаются экономические мотивы. Любая отечественная фабрика, любой цех, любая домохозяйка может в течение суток наладить выпуск пеленок. Но красивые штанишки, распашонки, ползунки, костюмчики, комбинезончики — разноцветные, с картинками, кружевами, завязочками-тесемочками, кнопками и карманчиками — это уже посложнее. Это дорогой и, как правило, заморский товар. И стоит такая распашоночка как пять пеленок. Не в этом ли суть «пеленочной вредности»?
Родители, тем не менее, должны отдавать себе отчет в том, что отказ от пеленок удобен по многим параметрам. Отметим некоторые из них:

Но!! Все вышеперечисленное — непринципиально. И если от старшего ребенка в доме осталось два десятка пеленок, то вовсе не обязательно тратиться на распашонки только потому, что в интервале между беременностями вы познакомились с достижениями передовой психологической мысли.
Повторяю: это ваше личное дело — пеленать или не пеленать. Никто — ни девочка-консультант в магазине детской одежды, ни врач, ни психолог — никто не примет решения за вас. Только не думайте, что это решение и в самом деле способно серьезно повлиять на здоровье вашего дитя. Хотите — пеленайте, не хотите — не пеленайте. Только не нервничайте.

Пеленание новорожденных: необходимость или дань традиции?

Рекомендации по уходу за новорожденными быстро меняются – выбор еды, правильный сон, правила купания сегодня отличаются от тех, которые были еще 30–40 лет назад. Однако все же есть традиции, пережившие века. И одна из них – пеленание. О том, насколько это правильно и полезно ли для малыша, заговорили лишь недавно. Многие молодые родители отказываются от пеленок, но все же большинство предпочитает следовать традиции.

Виды пеленания

Существует три основных вида пеленания, которые существенно отличаются друг от друга:

  • Тугое. Классический традиционный метод, при котором новорожденного крепко обматывают пеленкой, при этом может фиксироваться даже голова. В таком положении малыш не может шевелить ручками и ножками.
  • Свободное. Новорожденный заматывается в пеленку таким образом, что имеет возможность делать небольшие движения. Иногда фиксируются только ножки крохи, а ручки остаются свободными.
  • Широкое. Главная задача этого вида пеленания – разведение ножек в М-образную позицию для правильного формирования тазобедренного сустава. Оно рекомендовано, прежде всего, для деток с дисплазией, незрелостью тазобедренного сустава, но также может использоваться для профилактики этих заболеваний.

Так нужно ли пеленать детей?

Раньше пеленки заменяли новорожденному одежду, но сегодня, когда появились удобные вещи, которые подойдут даже самым маленьким, необходимость пеленания ставится под вопрос. К тому же традиционный тугой метод подвергается жесткой критике со стороны педиатров. И причин этому несколько:

  • Положение «солдатиком», в котором находится ребенок при таком пеленании, не является физиологичным. Малышу нужно сгибать ножки и ручки, чтобы опорно-двигательный аппарат развивался без патологий.
  • Ухудшается кровообращение и даже сдавливаются легкие, а это влияет на дыхание ребенка.
  • Скованность приводит к задержке развития. Сегодня доказано, что для правильного физического роста и психоэмоционального развития малыш должен совершать движения.

Опасно: Если грудничку поставлен диагноз дисплазия тазобедренного сустава, тугое пеленание ему совершенно противопоказано! Выравнивание ног и их смыкание приводит к серьезному ухудшению патологии, и в дальнейшем исправлять ее будет значительно труднее. При таких проблемах идеально широкое пеленание, при котором ножки разводятся в стороны и малыш может сгибать их в коленках.

Несмотря на традицию, врачи не рекомендуют туго пеленать малышей

И все же воспринимать пеленание как однозначно негативную традицию не стоит. Более того, свободное пеленание может помочь на первых месяцах жизни:

  • Лишь к 6–7 месяцам малыш окончательно привыкает к своим ручкам и ножкам, а до этого времени он может будить себя вздрагиваниями и случайными движениями.
  • Для новорожденных первых месяцев жизни еще привычно находиться в замкнутом пространстве, напоминающем утробу матери. Поэтому свободное пеленание способно успокаивать кроху.
  • Первые 2–3 месяца у ребенка выражен рефлекс Моро – разведение ручек как реакция на резкие звуки. Такие движения часто будят и даже пугают малыша, а пеленание поможет этого избежать.

Миф! Очень часто от людей старшего поколения можно услышать, что пеленание «солдатиком» (тугое) способствует выравниванию ножек. Однако педиатры и ортопеды этого не подтверждают. Ни одна пеленка не способна выровнять кость, к тому же ее кривизна связана не с положением ребенка, а с рахитом – нехваткой кальция в организме. Зато сильное и частое перетягивание может сказаться на суставах – деформировать их, привести к ухудшению подвижности. Поэтому тугое пеленание не только не поможет выровнять ноги, но и приведет к большим проблемам.

Во что пеленать

Сейчас на рынке можно найти два основных типа пеленок:

  • Классические. Представляют собой обычный отрез ткани и требуют определенных навыков – молодым родителям придется освоить схемы пеленания. Шьются такие пеленки из хлопка, ситца, байки, батиста и других натуральных тканей. Наиболее удобными являются трикотажные варианты, поскольку они хорошо тянутся. Классические модели можно приобрести и для особого случая – например, популярностью пользуются крестильные пеленки, украшенные кружевом, вышивкой и другими декоративными элементами.
  • Современные «конверты». Это наиболее удобный вариант для ежедневного использования, поскольку они не требуют знания сложных схем. Выпускаются такие конверты на липучках или с молниями, поэтому родителям достаточно уложить малыша и просто застегнуть пеленку.

Конверты помогают пеленать малыша максимально комфортно

Молодым родителям лучше всего приобрести разные виды пеленок – каждая подойдет для своего случая. Конверты, несмотря на удобство, все же рассчитаны на определенный рост, и малыш быстро из них вырастает. Классические модели более универсальны, но лучше сразу ориентироваться на размер 120х120 см.

Важные советы по пеленанию

Чтобы пеленание приносило только пользу, важно помнить о некоторых правилах:

  • Выбирать пеленку из ткани, соответствующей погоде. Для лета подойдет ситец, а фланель лучше оставить на холодное время. В противном случае ребенок будет перегреваться, а это скажется на качестве сна.
  • При пеленании нельзя выпрямлять ножки – малыш должен иметь возможность сгибать их в коленках и двигать ими. Ручки тоже не вытягиваются вдоль туловища, а скрещиваются на груди.
  • Пеленание используется только для сна. Во время бодрствования лучше одеть малыша в удобную свободную одежду.
  • В первые месяцы ручки лучше фиксировать, а вот начиная с 3–4 месяцев нужно переходить на пеленание только ножек.
  • Малыш должен лежать на спине. Особенно, если он пеленается полностью, с ручками.

С 3–4 месяцев ребенка нужно пеленать, оставляя свободными ручки

Врачи не считают, что в пеленании есть острая необходимость, поэтому родители вольны выбирать, что именно им подходит – одежда или пеленка. Но если все же решено следовать традиции, то нужно отказаться от тугого пеленания в пользу свободного, а для удобства приобрести пеленки-конверты.

Читать еще:  Доктор Комаровский о новорожденных (25 фото): уход...

Приучение ребенка к горшку: обзор методики Комаровского

Соавтор, редактор и медицинский эксперт — Климович Элина Валерьевна.

Количество просмотров: 14 808

Дата последнего обновления: 20.12.2021 г.

Среднее время прочтения: 5 минут

Приучение ребенка к горшку является одной из актуальных тем для родителей. Естественно, всем хочется, чтобы их малыш как можно быстрее и легче привык к новому для него предмету.

Насчет возраста и методов обучения единого мнения до сих пор нет. Одним из авторитетных специалистов в данной области является врач и популярный телеведущий Евгений Комаровский. К его советам сегодня прислушиваются многие родители. Он предлагает свой путь от подгузника до самостоятельного посещения туалета.

Раннее приучение или выработка рефлекса

Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.

Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.

Оптимальный возраст для приучения к горшку

По мнению доктора Комаровского, возможность контролировать выделительные функции у ребенка появляется в возрасте 2,5–3 лет. Он не отрицает, что есть дети, у которых все получается гораздо раньше, но все же в большинстве случаев родителям стоит ожидать успехов в «общении» с горшком после того, как малышу исполнится 2 года. В вопросе приучения популярный врач также советует ориентироваться на то, что оптимальным возрастом для знакомства детей с горшком является период от 1 года до 3 лет.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Основные принципы приучения к горшку

Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки. Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия.

Следование системе. Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка.

Выбор оптимального времени. Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.

Закрепление успеха. Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.

Фиксация внимания. Акцентировать внимание ребенка нужно не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Малышу будет интересно, как родители достают и открывают этот предмет, учат, как снять трусики и надеть их обратно. Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции.

Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Читать еще:  Заикание у детей: причины и лечение по Комаровскому

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Доктор Комаровский о пеленании и о том, как от него отучить

У малыша основную часть времени занимает сон, но родители сталкиваются с трудностями укладывания. У многих привычкой становится укачивание, ребенок спит только на руках. Требуется время и терпение, родители устают, интересуются, как отучить младенца от зависимости.

Причины «ручного сна»

Во время родов малыш испытывает сильный стресс, попадает в агрессивную среду и вынужден приспосабливаться к трудностям. На руках он быстрее успокаивается, засыпает крепко и надолго. Запах, тепло, голос мамы и биение ее сердца напоминают новорождённому внутриутробную среду, ассоциируются с безопасностью. Тактильный контакт является естественной потребностью, способствует укреплению психологической связи.

Близость матери формирует доверие к окружающему миру, благоприятно действует на нервную систему и общее развитие младенца. Он лучше растет, отличается крепким иммунитетом. Прикосновения помогают грудничку чувствовать значимость, любовь родных. Психологи рекомендуют больше времени проводить рядом с малышом до достижения полугода.

Важно разобраться, почему грудничок спит только на маминых руках. Основной причиной является тревога, вызванная разными факторами:

  1. Перевозбуждение – из-за повышенной активности или особенностей нервной системы;
  2. Напряженная обстановка в семье, ссоры – грудной ребенок тонко чувствует негатив;
  3. Дискомфорт из-за неудобной одежды, холода или жары в комнате;
  4. Посторонние звуки, яркий свет;
  5. Смена обстановки, посещение родственников, путешествие.

Нахождение рядом с мамой помогает быстрее успокоиться при болях, прорезывании зубов, облегчает самочувствие новорожденного во время колик и вздутия.

Днем спит на руках

Многих детей приходится укачивать, укладывая днём. Заснув на руках, они начинают бодрствовать при попытке переложить в кроватку. Малыши могут отказываться засыпать самостоятельно по разным причинам:

  1. Активные игры, занятия перед сном, приводящие к перевозбуждению нервной системы;
  2. Голод из-за неправильного режима питания или снижения лактации;
  3. Отсутствие прогулки в дневное время. Иногда ребенок привыкает отдыхать в коляске на улице, а дома спит днем лишь на руках у мамы.

Отдыхать нужно в одно время для формирования привычки. Сразу отказаться от засыпания на руках не получится, нужно пробовать переложить в кроватку спящего. Предварительно можно завернуть младенца в пеленку – это снизит его чувствительность. Перекладывать следует во время фазы глубокого сна – первых 20-40 минут. Малыш при этом неподвижен и не просыпается в кроватке. Фаза чередуется с периодами быстрого, чуткого сна, когда ребенка легко разбудить.

Слинг

Выходом может стать слинг, освобождающий руки мамы для домашних дел. Но удобство относительно: положение ребенка отличается от нормального, постоянное движение делает сон поверхностным и снижает его качество. Многие укладывают рядом с собой на взрослой кровати, если удобно, чтобы мамочка засыпала с ребенком в дневное время.

Посторонние дневные звуки

Родители советуют укладывать на фоне шума, что делать не всегда приемлемо. Вариант оптимален до 3-х месяцев, когда дети спят в любых условиях. При внутриутробном развитии их постоянно сопровождали звуки, схожие с работающим пылесосом. После рождения они по привычке лучше засыпают на фоне шума. Через три месяца детский организм перестраивается, посторонние звуки начинают раздражать. В это время необходимо обеспечивать тишину для полноценного засыпания.

Нужно ли укачивание?

Многие специалисты не рекомендуют укачивать младенца из-за негативного влияния на развитие вестибулярного аппарата. Равномерное движение оказывает гипнотический эффект, малыш засыпает быстрее. Укачивание на руках часто становится привычкой и причиной отказа засыпать в кроватке. Альтернатива в виде колыбели тоже формирует зависимость. Если спящего ребенка перестать укачивать, он может проснуться. Родители вынуждены тратить время и силы, а позже и нервы на попытки, как отучить грудничка от этой привычки.

Комаровский о проблеме

Доктор Комаровский поясняет, что засыпание на руках вредно в первую очередь для родителей, говорит о недостатке терпения и силы воли с их стороны. Потребность спать естественна, долгие капризы говорят о дополнительных раздражающих факторах, требующих устранения.

Многие родители берут плачущего ребенка на руки вместо выяснения причин его недовольства. Комаровский рекомендует оптимизировать образ жизни грудничка, чтобы он засыпал самостоятельно.

Что предпринять?

Как отучить его от привычки спать на руках? Нужно постепенно подбирать другие способы взаимодействия. Несколько рекомендаций:

  • Пеленать до достижения месячного возраста. Новорожденный ребенок не контролирует свои движения, во сне может испугаться своих рук;
  • Правильно организовать место для отдыха. Одевать и накрывать в соответствии с окружающей средой. Нужно устранить раздражители в виде работающего телевизора, яркого освещения, уличного шума, проникающего сквозь открытое окно. В дневное время плотно задвигать шторы для затемнения;
  • Чаще брать на руки во время бодрствования. Использовать это время для изучения дома, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир. Это поможет постепенно уйти от ассоциации «руки-засыпание»;
  • Ласково разговаривать, напевать колыбельную, чтобы младенец чувствовал близость мамы. В первое время поддерживать тактильный контакт, держа руку рядом или мягко поглаживая его. Время постепенно сокращать, малыш научится засыпать самостоятельно. В кроватку можно положить мамину вещь, знакомый запах будет успокаивать грудничка;
  • Придумать ритуал для засыпания: ванночка с травами, расслабляющий массаж, чтение книги или колыбельная. Подойдет спокойная музыка;
  • Избегать активных игр в течение 30-40 минут перед сном. Придерживаться режима отдыха, укладывать ребёнка в одно время каждый день;
  • Наблюдать за грудничком, запоминать, при каких условиях он быстро уснул в кроватке без мамы. Научиться отличать манипуляцию от плача по другим причинам. При болях дети долго не успокаиваются на руках, если необходимость только во внимании, почти сразу засыпают.

Ребенку старше полугода нужно спокойным и рассудительным тоном объяснять, что нужно спать отдельно. Затем пробовать уложить в кроватку, не прерывая тактильного контакта и ласкового разговора. В случае сильного плача опять взять на руки, повторить действия. Может понадобиться несколько попыток, пока малыш успокоится.

Распространенные ошибки

Засыпание ребенка на руках приводит к недостатку времени, снижению качества маминого сна. По мере увеличения веса грудничка возрастает нагрузка на суставы и позвоночник взрослого. Это приводит родителей к крайностям.

Негатив

Недовольство, злость на ребенка или сложившуюся ситуацию. Негативные эмоции передаются младенцу, усугубляя его состояние. Взрослый должен уметь справляться с плохим настроением и смотреть на вещи позитивно. От этого зависит психологическое и физическое здоровье грудничка.

Внезапное изменение тактики воспитания

Резкое отучение от рук – лишает ребенка нужной ласки и является большим стрессом. Нужно действовать постепенно, подбирать альтернативные способы укладывания, первое время находиться рядом с кроваткой.

Одиночество

Оставление кричащего ребенка одного на долгое время. Методика была предложена американским педиатром Бенджамином Споком, признавшим свою ошибку. Малыш действительно кричит все меньше, постепенно привыкает засыпать самостоятельно. При этом испытывает большой стресс, вызывающий нервные расстройства в будущем. Нарушается здоровое формирование психоэмоциональной связи с матерью.+

Совместный сон

Совместный сон – подходит для новорожденных и недоношенных. Это может быть опасно для младенца, требует чуткости от взрослых. Если совместный сон перерастет в привычку, родители столкнутся со страхом малыша спать отдельно. Это потребует времени на отучение и станет новым стрессом.

Многие родители берут ребенка на руки, если он спящий издает звуки. Лучше выждать пару минут, малыш может успокоиться сам. Если плач усиливается, значит, есть весомая причина: дискомфорт, боль или голод, их нужно устранить.

Отучение малыша от сна на руках требует терпения, но является важным этапом развития самостоятельности. Может понадобиться несколько дней, но усилия будут вознаграждены спокойным детским сном и позволят полноценно отдохнуть родителям. В случае трудностей следует проконсультироваться у педиатра, как отучить ребенка от рук.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector